donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Categories:

Светильник веры в Крымских горах

 Несмотря на то, что сегодня при наличии определенных средств без проблем можно посетить любой уголок мира, большинство наших соотечественников предпочитает отправляться летом в Крым. Желающих отдохнуть ждут пляжи Южного берега Черного  моря, целебный воздух гор и обилие фруктов. Но  полуостров привлекает не только туристов, но и паломников. Еще бы, ведь именно здесь в древнем Херсонесе принял крещение равноапостольный князь Владимир. Отсюда началось шествие христианства по бескрайним русским просторам.   Не удивительно, что в Крыму находятся немало святынь, привлекающих православных со всей страны.

Одной из жемчужин христианского мира является Космо-Дамиановский монастырь, расположенный недалеко от Алушты. Выстроенный среди нетронутого леса Крымского заповедника и окруженный практически непроходимыми горами он известен не только православным, прежде всего, благодаря целебному источнику святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана.



Минувшим летом монастырь отметил полуторавековой юбилей, но есть версия, что во время преследования христиан в средневековье в этом ущелье был храм в честь св. Космы и Дамиана. Это вполне вероятно, так как в  средневековье христиане Крыма часто возводили церкви в укромных местах вблизи источников. После выселения христиан из Крыма в Приазовье в 1778 года, когда на полуострове опустели более 80 населенных пунктов, храмы были брошены на произвол судьбы, многие разрушены. Возможно, такая же участь постигла и храм у источника Савлух-Су.

Святые братья-врачи Косма и Дамиан, в честь которых был построен монастырь, жили  во время жестоких гонений на христианство в третьем  веке. За добрые дела и распространение Христовой веры они получили дар чудотворения, и часто исцеляли больных только силой молитвы. Косма и Дамиан были убиты своим учителем-врачом, завидовавшим их славе и искусству. Документальных подтверждений о пребывании святых Косьмы и Дамиана в Тавриде нет, но, согласно преданиям, считается, что в последние годы жизни чудотворцы жили у подножья горы Чатырдаг, у источника, с тех  пор носящего их имена. Рассказывают, что спустя много времени после их смерти местный татарин, ненавидевший свою жену, увел ее в горы, выколол глаза и оставил одну, вдали от жилья. К несчастной женщине, явились два незнакомых ей человека, сказав, что они братья-врачи, Косма и Дамиан, подвели ее к источнику и велели умыться в нем. После этого к женщине вернулось зрение, и она, возвратясь в свою деревню, рассказала о случившемся. К источнику, с незапамятных времен считавшемуся целебным, привозили больных независимо от вероисповедания. Ко  дню памяти св. Космы и Дамиана, сюда ежегодно стекалось множество людей со всех концов Крыма. Приглашенные священники освящали воду и служили молебны.

После окончания  Крымской войны на берегах источника началось строительство. Все население нового монастыря сначала состояло из двух монахов Макария и Игнатия, постепенно число братьев выросло до тридцати. Обустроить монастырь оказалось делом нелегким. Строительство начиналось почти с нуля. Не было средств для найма рабочих, монахам приходилось делать все своими силами. Но, тем не менее, результаты были поразительными. Неизвестно, как обустраивалась бы киновия, если бы не поистине подвижнический труд и усилия первого настоятеля, о. Макария, сделавшего так много для монастыря. Монахи сами заготавливали лес для строительства, на своих плечах приносили строительные материалы так как от трассы хорошей дороги к монастырю не было.  Из-за того, что Космо-Дамиановский монастырь не получал денежных средств от государства, строительство зданий велось исключительно на пожертвования. В 1857 году была построена первая деревянная церковь в честь святых Космы и Дамиана.  После того как один из паломников, богатый симферопольский купец исцелился, он построил для паломников дом и часовню над источником. Затем для омовения приходящих монахи построили купальню. С этих построек и начался монастырь. Паломники приходили в монастырь с мая по октябрь, потом все дороги заносило снегом.

Постепенно на территории выросли три братских корпуса и один для настоятеля, две гостиницы для богомольцев, трапезная с кухней, баня и хозяйственные постройки.

Обитель гордилась особой святыней — иконой святых Космы и Дамиана с частицами их мощей. Драгоценная святыня и целебный источник привлекали в обитель богомольцев, их пожертвования были частью доходов монастыря. Вообще жизнь в монастыре была трудной, не получая средств от государства, монахи должны были зарабатывать сами. Кроме того,  киновия располагалась в теснине, окруженной горами, поэтому световой день был короче почти на четыре часа.

Космодамиановский монастырь был мужским 43 года, с 1856 по 1899 год. Если первые двадцать лет, во время управления монастырем игуменом Макарием, можно было назвать временем процветания монастыря, то последующие 23 - временем упадка. Преемники о. Макария мало заботились о благоустройстве обители. В монастыре не только не возводились новые постройки, но и не ремонтировались существующие. Не украшались храмы, число монахов уменьшилось. Поэтому летом 1899 года монастырь был преобразован в женский. Первого  августа 1899 года братия в последний раз отслужила обедню, и монахи разошлись по другим монастырям Крыма.

Первой настоятельницей женского Космо-Дамиановского монастыря стала монахиня Троице-Параскевиевской обители Варсонофия. Вместе с ней пришли 25 монахинь. Благодаря трудолюбию монахинь хозяйство стало постепенно налаживаться. Все свое время монахини посвящали молитве и работе, отдыхая только несколько часов в сутки, да и то с перерывами для молитвы. Сразу же был проведен капитальный ремонт зданий. Затем монахини привели в порядок территорию монастыря, построили каменные подпорные стены, укрепившие террасу, на которой стояла церковь, новые кельи, хлебопекарню, мастерские и другие хозяйственные постройки. Чистота и порядок, наведенные в обители, снова привлекли богомольцев. В праздник святых Космы и Дамиана обычно пустынный монастырь преображался. Всюду соблюдалась безукоризненная чистота, бедным богомольцам пища отпускалась бесплатно. Кстати, среди паломников были весьма непростые люди. Так в 1873 году в монастыре побывал наследник русского престола Великий князь Александр Александрович. В октябре 1880 года он вновь приехал сюда с супругой Государыней Цесаревной Марией Федоровной. В 1911 году обитель посетил император Николай II.

В годы Первой мировой войны монахини оказывали материальную помощь фронту. К 1917 году  в монастыре было более двадцати построек, жило 125 человек. Находясь в довольно глухом уголке Крыма, обитель не испытывала серьезных потрясений, ее жизнь продолжалась обычным порядком, но после установления Советской власти все монастырское имущество и земли были национализированы. В 1923 году монастырь закрыли, а его земли перешли к Крымскому заповеднику. Монахини основали трудовую артель, сохранив монастырский образ жизни, но затем власть ее ликвидировала, и монахини покинули обитель. Их дальнейшая судьба неизвестна.

Во время войны немцы полностью сожгли монастырские постройки. От монастыря осталась только подпорная каменная. Возрождение монастыря началось тринадцать лет назад. 14 июня 1994 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лазарь отслужил праздничную литургию в часовне над святым источником. В том же 1994 году сюда приходят монахи, заселяют пустующий дом лесных работников. Сейчас в монастыре одновременно живут от семи до десяти человек. Однако до сих пор земля, на которой расположена обитель, относится к заповеднику, а монахи де-юре считаются арендаторами. Это доставляет определенные трудности. Наример, дорога к монастырю закрыта для транспорта, потому, если вы прибыли в заповедник не в составе экскурсии, до монастыря придется добираться  только пешком или на велосипеде. Исключение делается только 14 июля (по новому стилю), в  день Космы и Дамиана. В канун этого дня работники  заповедника  свободно пропускают на территорию всех паломников. 

Но, несмотря на трудности, посетить монастырь стоит всем, отдыхающим в Крыму. Благо, что на экскурсию в Крымский заповедник можно отправиться практически из любого города Южного побережья.  Этот вариант имеет целый ряд преимуществ. Во-первых, это удобно, утром  сели в автобус, вечером вас привезли на то же место. Во-вторых, в маршрут кроме монастыря, где вам дадут время помолиться перед чудотворной иконой и набрать целебной  воды,  входят немало красивейших мест Крыма, так что впечатления гарантированы. 

Сергей Бунтовский



Tags: мои путешествия
Subscribe

  • (no subject)

    Кто и почему ненавидит Сталина

  • (no subject)

    Небратья умеют удивлять. Сначала они запретили ввоз в страну российские вакцины, так как «воюют» с Кремлем, а потом умудрилась…

  • Что делать с оппозицией

    Недавнее обострение в политической жизни показало интересное расслоение среди россиян, выразившееся в заочном споре Юлии Витязевой и публициста…

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments