donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Трипольская субкультура

Трипольская субкультура бедных рыцарей

Ми тут жили ще до часів потопу.

Наш корінь у земну вростає вісь.

І перше, ніж повчати нас, Європо,

На себе краще з боку подивись.

Ти нас назвала хутором пихато,

Облиш: твій усміх нам не допече,

Бо ми тоді вже побілили хату,

Як ти іще не вийшла із печер.

Эти слова поэта Бориса Олейника посвящены очень модному направлению в украинской исторической науке – вопросу о Трипольской археологической культуре.

Часто бывает, что в гуманитарных отраслях знаний популярность той или иной проблемы связана не с ее истинной научной ценностью, а с конъюнктурными соображениями. Так, лет двадцать назад в центре внимания ученых находились классовая борьба и всевозможные аспекты участия коммунистической партии в общественных процессах. После 1991 года на поверхности оказались такие вопросы, как, например, голодомор, сталинские репрессии и диссидентское движение. Было бы наивно утверждать, что конъюнктурные моменты касаются только истории ХХ века, - доисторические времена имеют не меньшую актуальность. Нездоровый интерес к Трипольской археологической культуре – тому подтверждение.

 

“Шість тисяч років тому на землі, яку сьогодні називають Україною, стояли величезні поселення - міста. Коли “історія починалася в Шумері”, їх руїни вже давно були сховані під різнотрав ям лісостепу між Бугом та Дніпром. Люди, яких ми називаємо трипільцями, заклали підвалини цивілізації на нашій землі. Вони одними з перших почали вирощувати хліб і плавити метал, збудували тисячі селищ і десятки міст”. Так начинает свою книгу “Трипільська цивілізація” кандидат исторических наук, сотрудник Института археологии Национальной накадемии наук Украины Михаил Видейко.

А теперь откроем энциклопедию – хоть “Британнику”, хоть Большую Советскую - и с удивлением прочитаем, что древнейшие медные предметы и куски руды обнаружены в раннеземледельческих поселениях Передней Азии, относящихся к восьмому тысячелетию до нашей эры, а выращивание зерновых началось там же, но на две-три тысячи лет раньше. Что же касается Трипольской культуры, то это всего лишь четвертое тысячелетие до нашей эры.

Трипольская археологическая культура – это яркое историческое явление. Впервые в средней полосе Европы широкий масштаб приобрели земледелие и выплавка металлов, о чем свидетельствует масса находок. Но говорить о “підвалинах цивілізації” здесь все-таки неуместно. Во-первых, в трипольскую эпоху так и не возникла письменность, а именно с ее появлением большинство современных исследователей связывает рождение цивилизации. Второй атрибут цивилизации - возникновение поселений городского типа, то есть таких, где источником дохода основной части жителей являются ремесло и торговля. Однако и ремесло, и меновая торговля с соседними племенами, как показывают исследования, для трипольцев были явно второстепенным занятием. Но самое главное – Трипольская культура оказалась не слишком долгим всплеском прогресса в Европе, жившей в то время за счет охоты и собирательства. В середине третьего тысячелетия до нашей эры она угасла, не оставив преемников: все-таки человек еще не был готов к серьезному освоению средней полосы. Колыбелью цивилизации стали Месопотамия и Средиземноморье с мягким климатом, дававшим более широкие возможности для развития земледелия.

Нужны более веские причины, чтобы Трипольская культура вызвала повышенное внимание к себе. Одна из них лежит буквально на поверхности. Например, трипольская керамика занимала одно из первых мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи. Спрос на предметы той эпохи среди коллекционеров очень высок: даже за простой горшок попросят не менее тысячи долларов, а на рынке антиквариата “гуляет” огромное число подделок.

И тут мы сталкиваемся с одним интересным моментом. Легально приобрести эти вещи нельзя. Согласно действующему законодательству, памятники археологии со всем их содержимым находятся в исключительной собственности государства. Проводить археологические исследования имеет право только специалист на основании Открытого листа – особого документа, выдаваемого Национальной академией наук Украины, а все находки должны передаваться в соответствующие исследовательские учреждения. Нарушители установленных норм подлежат уголовному преследованию, причем “охотнику за древностями” грозит суровое наказание на срок до восьми лет лишения свободы.

Но “черных археологов” это вряд ли остановит: слишком уж влиятельны украинские собиратели предметов трипольской старины. Среди украинской элиты достаточно давно существует негласная мода на этот вид коллекционирования. Например, среди больших почитателей Трипольской культуры “Україна молода” называет нынешнего президента нашей державы и его брата. Также широко известно, что совладельцем частной коллекции “Платар” является Сергей Тарута, один из богатейших людей страны. Не так давно это собрание предметов далекой старины было зарегистрировано как негосударственная часть музейного фонда Украины, приобрело официальный статус и стало подконтрольно государству. Это – один из очень немногих случаев легализации частной коллекции в нашей державе за последние полтора десятилетия.

В начале этого года в селе Триполье Киевской области (в честь которого и названа археологическая культура, которой посвящен данный материал) был открыт частный музей “Прадавня Аратта-Україна”. Его основатели характеризуют себя людьми, “які є щирими українцями не тільки до глибини душі, а й до глибини кишені”. Что ж, размеры кошелька – интересное и уникальное мерило патриотизма, ибо нигде больше в мире любовь к Отечеству не выражается количеством банкнот и монет. Впрочем, при знакомстве с деятельностью музея выясняется, что его основатели охарактеризовали себя весьма правдиво.

Как известно, музей – это, прежде всего, научное учреждение. Количество экспонатов, хранящихся в фондах любого уважающего себя музея в десятки, а то и сотни раз превышает число тех, что видит посетитель. Создатели комплекса “Прадавня Аратта-Україна” гордятся тем, что экспозиция насчитывает более 500 предметов Трипольской культуры, в то время как в Национальном историческом музее Украины – в пять раз меньше. И объясняют это тем, что Институт археологии НАН Украины, который имеет право на раскопки, вместо того чтобы выставлять на всеобщее обозрение найденные предметы, почему-то прячет их. Только смогут ли владельцы музея в Триполье похвастаться такими же объемными запасниками? Думаю, вряд ли.

А вот насчет развлекательной программы хозяева постарались на славу. В качестве примера можно привести строительство “настоящего” трипольского двухэтажного дома на территории музея. В один из дней августа состоялось торжественное мазанье и побелка этой “хатынки”. Конечно, не обошлось без коня, который месил глину, и добровольцев, которые помогали ему в этом, а также вышиванок и украинских песен, которые по мнению организаторов празднества были характерны для трипольской эпохи. Для полноты картины можно упомянуть праздничную трапезу, на которой не обошлось без чарки горилки с перцем, объявленной традиционным напитком тех давних времен.

Конечно, можно все списать на погоню за барышами. Если бы не один момент: националистические круги упорно пытаются вывести родословную украинского народа из племен Трипольской культуры, которую они и назвали Аратта. Вот что безапелляционно заявляет Алина Онищук на страницах интернет-издания “Хайвей”:

«Аратта - це те, що намагаються приховати від нас. Але жоден сучасний політик не зможе встояти перед могутньою силою історичної пам яті нашого народу!»

Прочитаем далее сочинение пани Онищук и попытаемся понять, что же от нас так долго скрывали:

«Українці – найбільш корінний з усіх слов янських народів. Найдавнішою самоназвою пращурів слов ян є хатти, відомі як народ доіндоєвропейського походження. На це вказує спорідненість малоазійських хаттів із зауральськими кетами, що мешкали в спільній долині річок Хатанга, Кета, Котуй Краснодарського (выделено мной – А. Д.) краю. Малоазійські нащадки-індоєвропейці хаттів називалися хетти; проте перші згадувались до ІІ ст. н. е., а на Кавказі їх прямими нащадками є абхази, адигі та кабардинці. Згідно досліджень топонімії України А. Г. Кифішина, можна говорити про те, що “на Волыно-Подольской и Приднепровской возвышенностях жили сначала протошумеры, а затем протохатты вытеснили их в Причерноморские степи и начала развиваться Трипольская культура” Аратта – це легендарна прабатьківщина шумерів. Два її верховних божества – Інанна та Думузі – були одночасно й вищими божествами Шумера, який виводив себе з Аратти».

Конечно, трудно представить себе более масштабную мешанину из божьего дара с яичницей. Можно было бы остановиться на глубине познаний автора в географии, при которой ошибка в одну восьмую длины экватора погрешностью не считается, а Зауралье и побережье моря Лаптевых, куда впадает река Хатанга, – одно и то же. Можно было бы вспомнить, что основная масса кетов обитает не в Зауралье, а в Томской области на водоразделе Оби и Енисея, а также то, что и по языку, и физически кеты – ближайшие родственники американских индейцев.

Но самое главное, как мы уже говорили, у трипольцев не было письменности и поэтому их язык нам неизвестен. Как можно утверждать о принадлежности языка к той или иной группе, не имея о нем ни малейшего представления? Как можно столь безапелляционно заявлять о родственности украинцев и шумеров, если вопрос генезиса последних вот уже около полутора столетий в мировой науке остается открытым?

Зачем все это нужно украинской власти? Ответ простой: Трипольская культура – настолько благодатная почва для всевозможных махинаций, что придумать нечто лучшее почти невозможно. Высокопоставленные любители старины дают работу «черным археологам», да и сами находят выгодное вложение для капитала. Подпольные антиквары наживают состояния на спекуляциях национальным достоянием. Ученые мужи и борзописцы в тиши кабинетов высасывают из пальцев очередные бредовые теории. Политики используют подобные псевдонаучные творения для нагнетания националистического психоза: это ведь намного лучше, чем решать насущные проблемы. А населению Украины прививается комплекс бедного рыцаря, у которого в кармане нет ни гроша, в связи с чем ему остается кичиться разве что древностью своего рода.

 

Донецкий кряж, № 2317 от 13.10.2006

Александр ДМИТРИЕВСКИЙ


 
Tags: Украина, история
Subscribe

  • Черные школы США. Рассказ учителя

    Сегодня часто можно услышать нарекания со стороны учителей и преподавателей о российской молодежи. И воспитание у них хромает, и клиповое сознание…

  • (no subject)

    Знаменитый египетский поход генерала Наполеона создал своеобразную моду на Египет в европейском культурном сообществе. Когда же в конце 19 века эта…

  • (no subject)

    Начинаю на Дзене новый цикл исторических статей. На этот раз поговорим о доисторических людях. Если все выйдет как планирую, рассмотрим период от…

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments