donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Categories:

Ученье свет, а неученье – чуть свет и за лопату.

Одним из парадоксов современности является то, что городу постоянно нужны рабочие руки, и в тоже время тысячи человек не могут найти себе работу. Внезапно для выпускников десятков ВУЗов оказалось, что никому не нужны орды экономистов, бухгалтеров и дизайнеров, а вот человек, готовый, а главное умеющий работать руками ценится буквально на вес золота. По крайней мере, на рабочие специальности на рынке труда спрос постоянный. Вот один из моих знакомых, Владислав, решил забыть о своем филологическом образовании и сейчас работает на стройке. И зарабатывать стал больше, и время свободное появилось. В общем, послушав его рассказы, решаю все  испытать на себе, и напрашиваюсь к нему на денек в напарники.

Первое неудобство? в семь утра уже начинается работа, а значит, чтобы успеть, мне нужно проснуться не позднее половины шестого. Брр. Ужас! Я же сова! Для меня  ранний подъем сущее наказание. Приходится ставить два будильника. Зато в утренней дороге есть плюс: троллейбусы практические пустые. Вот и рабочее место – пустырь, ограниченный с одной стороны жилыми домами, а с другой автостоянкой. Скоро тут будет построена очередная высотка, но пока стоит только синяя бытовка, в которой уже переодеваются несколько рабочих. Рабочую куртку я взял свою, а ботинки Влад подыскал на месте, пояснив, что свои я полностью разобью за день.



 В бригаде, считая меня, семь человек.  Наша задача построить бетонную стену, на которую будут крепиться кабеля коммуникаций для новостроя. На практике это означает, что мы собираем из стальной арматуры каркас, затем вдоль него ставим деревянные и фанерные щиты и получившуюся форму заливаем бетоном. После того как бетон застыл, щиты разбираются,  переставляются дальше и все операции вновь повторяются. В итоге получается цельнолитая железобетонная стена. Чтобы заливаемый бетон своим весом не проломил ограничительные фанерные стенки, их подпирают досками и стальными трубами. Моей первой задачей  стала установка этих труб. Самое неудобное в такой работе – это грязь, которая налипает на ботинки при каждом шаге. Плюс ботинки оказались несколько маловаты, и практически через полчаса я натер себе первую мозоль. Отсюда первый вывод: одежда может быть любой, а вот обувь обязательно подходящей.

Пустырь, где мы работаем, это по сути размытый холм, образовавшийся при строительстве соседних домов еще в советское время. Стена идет у одного его края, поэтому если смотреть с пустыря, то она находится во рву глубиной в полтора человеческих роста, а вершина стены на одном уровне с почвой. Благодаря этому мы можем перекинуть на строящуюся стену (точнее говоря ее скелет)  доски по которым можно на нее перейти. Потом на эти доски и трубы мы укладываем деревянные щиты, по которым будут ходить бетонщики.  Как только подпорки установлены, мы с Владом отправляемся резать и гнуть проволоку. Точнее говоря  не гнуть, а разгибать. Из сваленных в кучу кусков мы отбираем подходящие, отрезаем  по длине (190 плюс минус 5 сантиметров) участки и начинаем ее равнять. В принципе ничего сложного, если не брать во внимание то, что проволока стальная с диаметром  шесть миллиметров. Её используют, чтобы притянуть щиты к каркасу. Минут пять я по примеру Влада пытаюсь разгибать ее руками, пока не понимаю, что ничего не выйдет. Банально не хватает сил. «У меня в первый день тоже не получалось», - подбадривает меня напарник. – «Сейчас уже наловчился». Я же беру молоток и начинаю  с его помощью равнять проволоку на  подобранном тут же  кирпиче.    Выходит заметно лучше, и к обеду вся проволока выровнена.  

Обеденный перерыв  начинается в одиннадцать часов. Все собираются в бытовке, чтобы перекусить и поиграть в домино. Кто хочет, идет в магазин, но у большинства с собой тормозки из дому.  Сегодня перерыв затягивается, так как все ждут пока приедет бетономешалка и кран. Наконец-то они подъезжают, и работа вновь закипает. Из  бетономешалки раствор загружают в контейнер, и автокран поднимает его на стену, где два человека, стоя на уложенных нами утром досках, начинают заливать стену. Раствор стремительно падает вниз и чувствуется, как растет давление на конструкцию.  Если вдруг распорки не выдержат и сломаются, то щиты могут рухнуть и тогда вся наша сегодняшняя работа пойдет коту под хвост.  По словам Влада, однажды была подобная угроза, и ему пришлось срочно вбивать новые подпорки. «Ты забиваешь, а стена трещит. Если вдруг рухнет, то и отскочить не успеешь. Впервые понял, что такое панический страх», - говорит  он. Вообще, опасные ситуации на стройках возникают регулярно. В этот день, например, работники на верху не удержали один из щитов, и он рухнул в низ, упав в паре шагов от работавшего там парня.  А уж о мелких ссадинах и говорить нечего…

Вторую половину дня мы с Владом опять ровняем проволоку. На этот раз это алюминий, поэтому все идет гораздо быстрее. Из горы погнутых кусочков  сантиметров в тридцать длиной  мы берем по одному и плоскогубцами устраняем изгибы. Несмотря на то, что кусочков немало, работа идет быстро. Плюс к тому мы работаем в бытовке, а значит в тепле. Красота. Вдруг дверь приоткрывается и  в дверном проеме появляется собачья голова. Пес осмотрел помещение, понюхал воздух и исчез. Вообще собак вокруг стройплощадки  бегает немало. Я пытался подкормить их, кинув пару кусков батона, но четырехлапые дончане оказались привередливыми и от пустого хлеба отказались. Что на это можно сказать? Зажрались!

 Кстати, как вы думаете, зачем нам алюминиевая проволока? Я бы сам никогда не придумал такого применения. Оказывается, с ее помощью мы будем греть залитый бетон. Для этого вдоль стены мы протягиваем кабель, затем берем наши проводки и прикручиваем их одним концом к арматуре внутри стены, а другим – к кабелю. Когда все сделано, мы подключаем ток и вся арматура стены оказывается огромным проводом. В таком виде все  будет находиться до тех пор,  пока бетон не застынет. К проводам подвешена лампочка, чтобы было понятно – что напряжение есть. По рассказам рабочих однажды какой-то бомж попытался украсть лампочку. Ударом тока его буквально отбросило от стены. Не насмерть, конечно, но все равно чувствительно.

После того как рубильник повернут, наша работа закончена. Но поскольку у нас еще есть час рабочего времени, то бригада собирается в бытовке, чтобы поиграть в домино. И только в четыре часа все отправляются по домам.  Перед этим, правда, появились смежники, и оказалось, что мы неправильно расположили «окно» для труб канализации в стене. Теперь нужно расширить отверстие. Значит, завтра кому-то придется кувалдой пробивать полметра бетона. Но меня к этому времени уже не будет.

Можно подвести итог. Конечно, всего за один день не поймешь. Надо было бы для чистоты эксперимента поработать недельку, но не судьба...   В принципе, физические нагрузки на стройке вполне посильны для любого. Заработная плата полторы тысячи гривен, пятидневный режим работы.  Так что, если вдруг у меня появится желание поработать на свежем воздухе, то я уже знаю куда обращаться.

Сергей Бунтовский 



Tags: личное
Subscribe
promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments