
Пятаки, доложу я вам, все разные, разной толщины и разного диаметра — такой в то время был способ чеканки.

Чеканить-то можно было по всякому, главное, знай, прилагай усилие.
Вот, например, ударный чекан: между штемпелями зажимали кружок металла, шлепали молотком и получали монету.

Штемпель — это специально подготовленные из закаленного металла чеканы.

Для того, чтобы развить большее усилие при переносе изображения на монету, применяли винтовые прессы.
Как видно по картинке, пресс развивал очень высокое давление благодаря центробежной силе грузов на концах рычага.

Давление действительно развивалось сумасшедшее, металл монеты, что называется, начинал «течь» под прессом.

А вот точно такой же пресс только ручного размера. Принцип действия тот же. В свободное время это домашняя соковыжималка.

Сейчас на смену механическим прессам пришли прессы пневматические. Похоже, это китаец за работой, шлепае фуфло для «Молотка».

После чеканки, в целях защиты от кражи металла, на ребро монеты, называемое гуртом, наносился специальный рисунок.

Рисунки были самые разнообразные, а станок, наносивший их, назывался «гуртильным».

Как видно из иллюстрации, монета зажималась и прокатывалась между двух планок с нужным типом рисунка.
Тем не менее, такой способ чеканки привёл к тому, что в данный период существует великое разнообразие однотипных монет, среди которых трудно сыскать две одинаковые — каждая обладает собственным весом, размером, толщийной, центровкой, прочеканкой и еще немаленькой кучей неназванных признаков. Что, в общем-то, нисколько не смущает, но только восхищает коллекционеров монет 18-го века.
Journal information