За два десятилетия, прошедших после распада Советского Союза, связи между бывшими республиками сильно ослабели, и в большинстве своем мы очень мало знаем о том, как живут наши бывшие республики. И если ближайшие соседи еще попадают в новостные блоки украинских СМИ, то Казахстан превратился в настоящую «Terra Incognita». Поэтому, когда судьба свела нас в Москве с Чингизом Лепсибаевым, представлявшим эту азиатскую страну на международном форуме «Диалог во имя будущего», мы воспользовались ситуацией и задали ему несколько вопросов.
Добрый день, Чингиз. Насколько сильно изменилась ваша страна за последние 20 лет?
С 1992 года в силу прервавшихся экономических связей с другими странами СССР, в экономике Казахстана наступил затяжной кризис. Дело в том, что по специализации наша республика была сырьевой базой для предприятий СССР, поставляя ископаемые, металл, частично продукты химической промышленности в другие республики. В силу прерывания экономических связей, а затем в 1994 году монетарного кризиса, промышленность стала на колени. Эти экономические потрясения совпали с массовой эмиграцией немцев, а затем и русских. Тогда выехало более 20% жителей республики. Отмечу, что это была техническая элита и высокопрофессиональные рабочие.
Столкнувшись со всем комплексом этих проблем, Казахстан был вынужден провести ряд радикальных экономических реформ: ЖКХ, пенсионной системы, приватизацию и т.д. Все эти меры позволили стране выйти на первые места по иностранным инвестициям в СНГ, а за счет относительно небольшого населения и повышения цен на энергоносители выйти на 7-9% рост ВВП уже в 1997-1998 годах.
Как же изменилась страна? Первое, на что я бы субъективно обратил внимание – выросло поколение, четкое позиционирующую свою страну как независимое и успешное государство. Здесь немалую роль сыграло зарубежное образование и мировоззрение, которое получила современная казахстанская элита. Второе – изменился демографический состав: в настоящее время большинство населения составляют казахи (на момент обретения независимости их было менее половины населения). Третье важное изменение – это, безусловно, смена идеологии.
Насколько у вас в стране сильный и значимый чиновничий аппарат?
Как и положено президентской республике, у нас очень мощный и влиятельный чиновничий аппарат. Отмечу, что у нас очень эффективная система Государственной службы, базирующаяся на французской модели и считающаяся одной из лучших в Европе и лучшей в СНГ. Одним из индикаторов этого является тот факт, что в основном у нас на госслужбе работают молодые люди в возрасте до 35 лет (не менее 70%).
Кто является опорой действующей политической системы?
Опора системы – население, в этом отношении у нас общество вполне консолидировано. Средний класс заинтересован в сохранении существующей политики и власти.
Какие отрасли экономики развиваются в Казахстане?
Туризм, логистика, обработка, атомная промышленность, нефтепереработка, зерноводство.
Недавно в СМИ прошла информация, что дочь Назарбаева призвала отказаться от космических программ ради скотоводства. Как это стоит понимать?
Дело в том, что у нас весьма быстрыми темпами растет экспорт зерна, по которому мы занимаем места в десятке ведущих мировых экспортеров. В то же время, космическая программа для страны с 16-имиллионным населением является неоднозначным выбором.
Насколько легко делать бизнес в Казахстане? Что помогает и что мешает предпринимателям?
Поскольку у нас очень низкие налоги и законодательство с минимумом бюрократических препонов, бизнес вести легко. Мешает бизнесу наметившаяся тенденция усложнения получения кредитования, большой государственный сектор.
Какие у вас существуют «живые» народные традиции? Какое в обществе отношение к религии?
Сохранилось огромное количество народных традиций, связанных со свадьбой, похоронами, рождением ребенка и т.д. Более того, в регионах страны они варьируются, и сейчас очень модно отмечать все значимые события с учетом традиций.
Насчет религий - казахи, как истинные номады, были не очень рьяными мусульманами и очень терпимо относились к чужим верованиям. В последние лет десять происходит резкий всплеск интереса к религии, но я лично считаю, что это больше модный тренд. Скажем, в отличие от Узбекистана, у нас религиозные праздники не отмечаются повсеместно, так как население в абсолютном большинстве является светским.
Как развивается культура? Казахстан пошел по пути заимствования мировых трендов или вы ищете свой путь?
Сейчас идет восстановление и поиск культурных истоков, возвращение к номадическим культурным традициям, тюркским корням. Естественно мейнстрим нас не обошел, особенно учитывая социальные сети и большое количество студентов и госслужащих, обучившихся за рубежом. В целом можно утверждать, что подавляющая часть современной элиты имеет опыт обучения за границей (есть большое количество государственных программ по обучению и стажировкам за рубежом).
Что такое деление на жузы и как это влияет на жизнь в стране?
Жузовая система – это древнее деление казахских родов, что в настоящее время имеет фактически культурную значимость, т.к. есть различия в традициях. Некоторые «эксперты» любят придавать жузовой системе этакий характер клановости, но в целом это не так. Есть определенное тяготение выходцев из разных регионов друг к другу, но в элите равномерно представлены все регионы и жузы. Последние 20 лет происходит активное перемещение населения в рамках страны, и представители всех жузов сейчас очень сильно распределены по всей территории огромной 16-имиллионной страны.
Какие отношения существуют в Казахстане между национальностями? Есть ли межнациональные проблемы?
Я бы охарактеризовал межнациональные отношения в Казахстане как очень позитивные. Есть, конечно, определенные проблемы, которые можно обобщить в виде двух групп:
- зачатки национализма (национализм есть, конечно, но он маргинализирован и пользуется сомнительной репутацией);
- фантомные боли некоторой части населения, например утрата идентичности семиреченскими казаками.
Национальная политика в стране позиционирует все население как казахстанцев. В паспорте национальность указывается строго по желанию. Говоря о населении, стоит учитывать также тот факт, что сюда два столетия ссылались вольнодумцы со всей империи, а затем и целые народы: чеченцы, немцы и т.д. Поэтому славянское население находится в равном положении с другими национальностями. Повсеместно есть церкви, более чем в половине школ преподают на русском языке, абсолютное количество СМИ вещают на русском, равно как и документооборот в учреждениях идет на русском. Считаю, что в этом отношении ситуация с другими национальностями у нас лучше, чем где либо в постсоветских странах.
Как официально трактуется период пребывания казахов в составе России?
Согласно официальной идеологии и учебникам истории, Казахстан добровольно просил протекторат у российской империи в свете угрозы нападения со стороны государства джунгар (уйгур). Поэтому отношение в целом позитивное. Хотя отдельные историки пытаются пересмотреть историю и поиграть на конкретных моментах, но они не в тренде современного политического позиционирования страны.
Какое расслоение в обществе по доходам, образованию?
Расслоение, безусловно, есть и весьма большое. Бюджетники получают, по сравнению с работниками крупных нефтяных компаний и ряда крупнейших корпораций, немного. По образованию пока расслоения нет.
Что произошло в Жанаозене? В чем причины? Насколько это типично для Казахстана?
Ситуация с Жанаозеном – это зашедший в тупик трудовой спор, когда иностранный инвестор уволил 500 человек. Доведенные до отчаяния люди начали конфликт, который вылился в столкновения с полицией. Данная ситуация совершенно нетипична для Казахстана. Отмечу что все руководящие работники данного города, региона, компаний либо сняты с должностей, либо осуждены на большие сроки.
Есть ли какое-то особое казахское мировоззрение, отличающее вас от европейцев?
Безусловно, казахи – не европейцы, здесь много от номадов. Не жителей кишлаков, а именно вольных кочевников. Только уже без кочевок, но с самолетами, сотовыми и компьютерами...
Как складываются отношения Казахстана с соседними странами?
Республика старается поддерживать максимально дружеские отношения со всеми, насколько это возможно. У нас единственных во всем азиатском регионе экс-СССР не было национальных чисток и сохранилось большое количество жителей из соседних стран.
Как обстоит вопрос с образованием? По каким программам учатся школьники и студенты? На каком языке? Сколько ВУЗов? Конкурентоспособны ли их выпускники? Насколько популярно образование за рубежом?
У нас в настоящее время единовременно учится за рубежом порядка 55 тысяч человек по государственным программам, это очень престижно. В то же время за годы независимости появилось много инновационных университетов (казахстанско-британский, казахстанско-турецкий и т.д.). В 2011 году открыт «Назарбаев Университет», который по задумке должен стать этаким Казахстанским Оксфордом. Для этого из ведущих мировых вузов приглашены специалисты, которые развивают академическую базу.
Обучение в стране ведется в подавляющем большинстве на русском. С 2010 года образование переведено на Болонскую систему, все вузы прошли международную сертификацию.
Какие проблемы стоят перед страной сейчас?
У нас есть несколько глобальных проблем: диверсификация и повышение конкурентоспособности экономики, вопрос преемственности элит и глобальная безопасность государства.
Какие цели перед собой ставит современный Казахстан?
Казахстан может стать ведущим геополитическим игроком в регионе за счет эффективной экономики и инновационного развития, основанного на сегодняшних доходах.
Беседовал Сергей Бунтовский
Journal information