Донбасс и Западная Украина
К концу тридцатых годов Донбасс по многим показателям стал образцовым регионом, поэтому после присоединения к УССР Западной Украины было решено использовать опыт донбасских специалистов для ускорения развития этого отсталого региона. В результате из Сталинской и Ворошиловградской областей в бывшие польские земли были отправлены партийные функционеры и многочисленные специалисты, призванные реформировать по советскому образцу западноукраинскую экономику и социальную сферу.
Одновременно было решено способствовать переезду простых работников из Западной Украины в Донбасс, где они могли найти себе более высокооплачиваемую работу в угольной промышленности. Помимо экономического эффекта такое переселение должно было привести к интеграции галичан в общесоюзное культурное и политическое пространство.
Осенью 1939 года в Донбасс прибыли первые партии переселенцев из Западной Украины[1], а к концу года их численность достигла 9 000 человек. В следующем году началось переселение из Буковины и Бессарабии. Местные власти попытались оказать переселенцам максимально теплый прием, выделить жилье, обеспечить всем необходимым для быта. Например, в Макеевке для переселенцев и по их просьбе выписывались украинские, польские, еврейские газеты. Хотя, разумеется, не обходилось без сложностей и недоразумений. Ведь прибывшие до этого жили, как правило, в сельской местности, в условиях капиталистической и весьма религиозной Польши, а теперь оказались в совершенно иных условиях. Для них тут было все новое и чужое, зачастую они не понимали и не принимали местных условий. Естественно, у переселенцев возникало недовольство, которое у некоторых приобретало явную антисоветскую направленность.
Вдобавок западенцы оказались непривычными к суровому трудовому законодательству СССР, что тоже приводило к конфликтам с руководством предприятий.
В результате десятки человек перестали выходить на работу или самовольно уезжали домой. В СССР это считалось нарушением трудового законодательства и преследовалось по закону. В материалах Сталинского обкома сохранилась запись: «Первое время мы с ними миндальничали, разговаривали, меры воздействия были – только агитация, уговоры, моральное воздействие, потом решили репрессировать, в соответствии с нашими законами, на это было указание обкома, действовать в соответствии с законом. По тресту «Сталин-уголь» посадили 130 человек». Однако это только усилило недовольство приезжих.
Как отмечает донецкий историк Алексей Мартынов[2], «условия работы в промышленности Донбасса были неприемлемы для переселенцев из Западной Украины, которые в условиях польского государства не имели соответствующей квалификации, а также не привыкли к организованному и достаточно тяжелому труду, что был нормой для донбасской промышленности и дореволюционной, и советской эпохи. Эти социально-бытовые и ментальные различия порождали у переселенцев негативное отношение к той хозяйственной и общественной среде, в которой они оказались. Соответственно это вызывало негативное ответное отношение к переселенцам со стороны коренных донбасских рабочих. Как следует из архивных источников, в общежитиях начались хулиганские явления… В то же время и сами переселенцы систематически нарушали порядок в общежитиях, устраивали драки, причем милиция вначале не вмешивалась в эти проявления...»
В общем, вместо советизации западенцев в Донбассе между ними и местным населением возникла определенная напряженность, которая впоследствии выльется в неприязнь между жителями Западной и Восточной Украины. Да и с экономической точки зрения эксперимент оказался недостаточно эффективным, так как из-за профессиональной неподготовленности переселенцев они не смогли давать такую же норму выработки, как дончане. Вдобавок между различными этническими группами переселенцев происходили конфликты на национальной почве, что вызывало раздражение у представителей советской власти.
В результате спустя год проект переселения украинцев в Донбасс был фактически свернут.
Однако после освобождения Украины в 1944 году снова специалисты из Донбасса стали в приказном порядке направляться Западную Украину. Туда ехали рабочие и инженеры, врачи и учителя, партийные и комсомольские работники, а также работники милиции и спецслужб. Многие из них были убиты бандеровцами, которые вели террор против всех, кто был связан с советским государством. Естественно, это привело к тому, что для жителей Донбасса украинские националисты стали ассоциироваться исключительно с преступлениями и опасностью.
Одновременно и жители Западной Украины отправлялись в Донбасс для восстановления местной промышленности. После того как в 1945 году между СССР и Польшей было заключено соглашение «Об обмене населением» из Речи Посполитой, в Советский Союз переселялись украинцы, а поляки, наоборот, ехали в свою страну. В результате из Польши в СССР прибыло около 518 000 человек, из которых 482 800 осели в УССР, в том числе и в Донбассе. Если сначала переселенцы отправлялись на промышленные предприятия, то вскоре в Донбассе начинают появляться украиноязычные села, населенные выходцами из Западной Украины. Их задачей было обеспечить города региона необходимыми продуктами питания. Например, по плану на 1951 год в колхозы Сталинской области предусматривался переезд 4300 семей из Западной Украины.
В пятидесятые годы в Донбассе осело еще некоторое количество весьма специфических уроженцев Галиции и Волыни. Речь идет о бывших боевиках националистических организаций, которые были арестованы после разгрома ОУН и УПА. Отбыв в тюрьмах и лагерях свой срок, они не имели права вернуться в родные села и поэтому селились в Донбассе. Кстати, в донецком детдоме некоторое время жил сын печальноизвестного коллаборациониста Романа Шухевича
Спустя десятилетия потомки этих переселенцев практически полностью перешли на русский язык и интегрировались в донбасское общество, хотя некоторые из них, даже став внешне неотличимыми от местного населения, продолжали оставаться украинскими националистами. Из-за этого уже в наше время возник феномен «русскоязычных украинских националистов» на юго-востоке Украины, которые составляли ничтожный процент от численности населения, но при этом являлись активистами различных радикальных организаций, из-за чего они часто оказывались в центре внимания украинских СМИ.
Сергей Бунтовский
[1] Там были не только украинцы, но и поляки с евреями
[2]Мартынов А.С. Переселенцы из Западной Украины в Донбассе: проблема социально-культурной и политической адаптации (1939-1940)http://mkonf.iriran.ru/papers.php?id=59
Journal information