donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Category:

И от тЂх Варягъ, находникъ тЂхъ, прозвашася Русь.

daumantas написал интересный пост о первых русах-варягах

И от тЂх Варягъ, находникъ тЂхъ, прозвашася Русь.</a>
Продолжая потихоньку для самого себя складывать кирпичики по первым векам истории Руси. На этот раз проблемка едва ли даже не позаковыристее генеалогии первых русских князей. Во всяком случае, копий вокруг нее сломано куда как больше. Хотя, пожалуй, значимость ее и сильно преувеличена. Варяги и русь, происхождение и соотношение этих понятий.



Что ж, как обычно, начнем с перечисления того, что мы знаем наверняка:

- для первых русских летописцев, живших в конце XI - начале XII вв., варяги — современный им этнос, не социальная, профессиональная или какая-либо иная группа, вроде пиратов-викингов или наемников-вэрингов, а реально существующий народ;
- варяги живут "по Варяжскому морю" и называются в одном ряду с поляками, пруссами и чудью;
- для новгородцев конца XII - начала XIII вв. (см. договор Ярослава Владимировича ок. 1190 г.) варяги — одна из этнических групп, наравне с немцами, готами и прочим "латинским языком" входящая в состав некоего торгового объединения на Балтике, предшественника будущей Ганзы;
- послы варягов могут прибывать в Новгород как морем, так и "горю", т.е. по суше (1201 г.);
- для русских летописцев XVI столетия (Типографская, Воскресенская летописи) варяги синонимичны немцам;

- в "этнографическом очерке" ПВЛ варяги четко отделены как от шведов, норманнов, готов (гутов, готландцев) и англов (датчан) так и от руси (т.е. Руси XI-XII вв.);
- чуть ранее это же отделение подчеркивается и указанием на то, что Английская земля (Дания) находится к западу от земли варягов;
- строка "варяжской легенды" в редакции ПВЛ, в которой варяги напротив отождествляются со шведами, норманнами, англами и готами носит явно вставной характер и вступает в противоречие с "этнографическим очерком"; в оригинале легенды, приведенном НIЛ, эта строка отсутствует;
- другие факты отождествления варягов со скандинавскими народами в летописях нам не известны;
- по мнению всех без исключения летописцев от варягов "прозвашася Русь", т.е. варяги конца IX - начала X вв. идентичны руси (русам иностранных источников) того времени;
- при описании времен Олега варяги упоминаются как одна из ключевых этнических групп его государства наравне со словенами, кривичами, мерей и т.д., при этом варяги всегда стоят на первом месте;
- русско-византийский договор 911, упоминающий в том числе и русов на службе у византийского императора, не знает понятия "варяги";
- русы в составе византийской армии появляются в начале X в. (902 г.), при этом они никогда не называются варягами; термин "варанг" появляется в Византии лишь сто (или более) лет спустя, в XI в;
- на протяжении XI столетия русы ("росы") и варяги ("варанги") в составе византийской армии упоминаются отдельно друг от друга и не смешиваются; в XII в. русы исчезают из числа наемных отрядов, а этнический состав варангов еще раньше, с конца XI в., становится расплывчатым;
- начиная с 941 г., с правления Игоря, варяги перестают восприниматься летописями как одна из этнических групп в составе Руси и вновь становятся внешней силой, к которой князья посылают за море за воинами;
- появление имени Варяг/Варяжко в русском ономастиконе — середина X в.;
- появление первых скандинавов на службе у русских князей — конец X в.;
- появление первых скандинавов на службе у византийских императоров — рубеж X-XI вв.;
- первое упоминание об отправлении отряда варягов в Византию через Русь — ок. 980 г.;
- первое употребление термина "варяг" в русских источниках — начало XI в. (Русская Правда);
- первое употребление термина "варанг" в византийских источниках — конец XI в. (хрисовул 1082 г.);
- первое употребление термина "варанг" в византийских источниках задним числом — применительно к событиям 1034 г. (Скилица);
- последнее употребление термина "варяг" в ранних русских летописях — применительно к событиям 1036 г.;
- появление слова "вэринг" в рунических надписях — XI в.;
- вэрингами в Скандинавии именуются лишь действующие или бывшие члены отряда варангов на службе у византийского императора.


А теперь попробуем собрать все это вместе. Только без типичного "летописец — идиот! на самом деле варяги — это то же самое, что викинги, нам из будущего виднее!" Что у нас получается, если читать летописи буквально:

Жил-был себе где-то на Балтийском море (даже не будем сейчас касаться вопроса, где конкретно) народ, который на Руси (будущей Руси, так как ее на тот момент еще не существовало, и Русью она не звалась) называли "варягами". Сами они себя, однако, именовали "русами" или как-то очень похоже. Как их и зафиксировали греки ("рос") и арабы.
В IX в. эти русы-варяги проникают в Восточную Европу.
В конце IX - начале X вв. они впервые поступают на службу в византийскую армию, где в дальнейшем мы видим их под именем "росов" на протяжении следующих двух веков.
В начале X в. русы во главе с Олегом создают первое государственное объединение, принимающее политэтноним Русь. При этом собственно русов другие члены этого союза именуют варягами.
Но к 930-м гг. "варяги первого призыва" полностью ассимилируются, и это название вновь становится применимо только по отношению к их остающимся на своей исторической родине где-то "за морем" родичам. При этом отряды "росов" в Византии продолжают пополняться, но теперь уже не столько варягами-русами, сколько носителями нового политэтнонима Русь.
В конце 970-х гг. в борьбе за киевский стол Владимир I использует крупный отряд пришедших "из-за моря" варягов. Тогда же, видимо, в его окружении впервые появляются и скандинавские наемники (Олаф Трюггвасон), в силу чего Владимир становится древнейшим из известных сагам русских князей. Однако, самостоятельных отрядов скандинавы еще не составляют и, по видимому, смешиваются с варягами.
В 980 г. Владимир избавляется от своих наемников-варягов, отправляя их в Византию.

А дальше, вероятно, произошло что-то вроде следующей сценки:

...варяги Владимира приплывают в Царьград.
— Вы кто такие? — спрашивают их греки.
— Ми ест рус, — на ломаном греческом отвечают варяги, по-привычке именуя себя русами.
Греки чешут в затылке.
— Есть тут у нас одна русь, — говорят они. — А ну, позвать сюда русь!
Входит Русь. Которая уже именно что Русь, а не варяги-русы.
— Эти ваших будут? — спрашивают у них греки, показывая на приезжих.
— Да не, — отмахивается Русь. — Какие ж это наши? Эт варяги!
— Ни шиша не понятно, — вздыхают греки. — Ладно, — поворачиваются к плохо врубающимся в происходящее варягам, — будете этими... как вас там назвали... а, точно — варангами!


Так в Византии появляются варанги, отличные от росов.
А так как поток варягов-русов, направляющихся в Восточную Европу, к тому времени в сравнении с IX-X вв. значительно ослабел, если не вовсе сошел на нет, зато резко активизировались скандинавы, открывая для себя Austerveg, то вскоре сложилась следующая ситуация: новоприбывшие искатели приключений из числа уроженцев Руси вступают в отряд росов, их прибывшие транзитом через Русь коллеги из Скандинавии — в отряд варангов, где с самого начала затесалось некоторое их количество, постепенно составляя большинство. Отслужив свой срок, скандинавы возвращаются домой, неся с собою это прежде неизвестное в Скандзе словечко — вэринги. В результате славянское слово, служащее для обозначения некоего народа, живущего на Балтийском море, транзитом через Византию вернулось назад на Балтику, но уже в другой язык и в абсолютно новом значении.

Почему я не могу согласиться со скандинавской версией происхождения слова "варяг". Даже если не касаться вопроса этимологии. А тут у господ-норманистов вариантов вагон и маленькая тележка, так что у них самих до сих пор согласия нет.

По мнению норманистов слово это возникло в форме "вэринг" в среде скандинавских наемников, состоявших на византийской службе, и служило им для обозначения членов своей корпорации. Уже из Византии оно попало на Русь, где в устах славян стало означать скандинавов на службе и у русских князей. Но здесь мы сразу же встречаем одно существенное возражение — первое упоминание о варягах как субъектах русской истории, это упоминание не о наемниках, а о завоевателях, взимающих дань с примученных племен. Завоевателях, против которых восстают и которых изгоняют за море. Но и далее, при Олеге, варяги исполняют отнюдь не служебные функции. Они фактически — правящая верхушка государства. Лишь с 940-х гг. начинает упоминаться найм варягов на службу русским князьям. Не раньше.

С какого перепугу первый русский летописец в конце XI века, работа которого отразилась в НIЛ, назвал неких завоевателей, с восстания против коих и началась история Руси, варягами, если его современники в Византии и на Скандинавском полуострове использовали слова "варанг" и "вэринг" исключительно для обозначения отрядов наемников? Почему продолживший его работу автор ПВЛ не только не исправил этой "ошибки", а напротив добавил в текст "этнографический очерк", в котором дал варягам определение как этносу и даже попытался указать его на воображаемой карте? Причем, подчеркнув, что отличает их от всех скандинавских народов — данов, шведов, гутов и норвежцев. Правда, потом кто-то из редакторов сделал приписку, в которой наоборот их отождествил. Но показательно, что даже этот автор считал варягов этнической общностью, а не профессиональной корпорацией! Что категорически расходится с представлением самих же скандинавов.

Кстати, более чем на пол века раньше русского летописца (в 1029 г.) примерно в том же месте, где и он, неких "варанков" поместил и арабский ученый-энциклопедист аль-Бируни. И отталкивался он явно от информации, полученной из рук славян, так что заподознить наших авторов в придании слову "варяги" в конце XI века какого-то нового, не присущего ему ранее значения, никак не получится.

Собственно, о хронологию-то скандинавская версия и разбивается вдребезги. Из греческих источников мы знаем, что русы (сделаем вид, что мы согласны с норманнской теорией, согласно которой русы = скандинавы) появились в рядах византийских наемников самое позднее в начале X в. Правда, саги с уверенностью говорят о скандинавах на службе в Миклагарде лишь с конца X - начала XI вв. И даже если отталкиваться от наименее достоверных сообщений саг, временные рамки опускаются максимум до середины X в. Не раньше! При этом в русской истории варяги действуют уже со второй половины IX столетия! А имя собственное Варяг/Варяжко появляется в середине X в.

Ну хорошо, даже если исходить из того, что в IX в. история Руси удревнена искусственно, а на самом деле такие события, как образование государства Олега Вещего и завоевание варягами Киева происходили уже в самом начале следующего столетия. Как так получилось, что не успели скандинавы где-то на рубеже 900-х гг. поступить на византийскую службу, не успели они изобрести в своей среде слово "вэринг", как оно практически мгновенно перенеслось в Восточную Европу, аж на крайний ее север — в земле ильменских словен, и превратилось там в обозначение всех без разбора скандинавов, при этом... минимум на полтора столетия оставшись неизвестным как греческим авторам, так и собственно скандинавскому же языку? Почему только через век с лишним возвращающиеся из Миклагарда скандинавы стали говорить о том, что они служили в рядах варангов? А до этого с них подписку о неразглашении брали? Почему ни один скандинав, служивший у русских князей, вообще никогда не упомянул о том, что в Гардах их называют варангами? Память отшибло?

Почему, наконец, если термин "вэринги", якобы, появился в рядах отряда русов-скандинавов, в XI в., когда он впервые упоминается, отряды русов и варангов на византийской службе значатся как совершенно отдельные, независимые друг от друга подразделения? Не проще ли предположить, что в этом-то веке или лишь немногим ранее отряд варангов и возник впервые, а до того такого понятия ни в Византии ни в Скандинавии не существовало? Но на Руси-то оно было.

Употребление слова "варяги" автором рубежа XI-XII вв. при описании древнейших событий русской истории еще можно попытаться отнести на счет анахронизмов, назвать попыткой летописцев перенести в прошлое современные им представления. Вот только представления эти (варяги = скандинавы) присущи были лишь одному единственному из редакторов ПВЛ. Его предшественники, собственно и проделавшие основную работу, придерживались иных взглядов. И как быть с именем Варяжко? Персонаж, конечно, эпизодический, но... но он явно родился где-то в районе 950-х гг., скорее даже раньше. Откуда могло взяться имя, если еще не было самого слова? А откуда мог взять своих "варанков" информатор аль-Бируни? Но если слово все-таки возникло раньше, то... опять замкнутый круг — почему оно так долго оставалось неизвестным где-либо, кроме Руси? Да и там использовалось совсем не в том значении, которое в него, якобы, вкладывалось его создателями?

Единственное, как видится мне, непротиворечивое решение этой головоломки: и в греческий и в скандинавский языки слово "варяги" попало из древнерусского, но не наоборот. Никак не наоборот.
Tags: история
Subscribe

  • о коррупции

    Мужик нашёл лампу с джинном. Ну и загадал желание: хочу, чтобы в России не было никакой коррупции, никакого воровства, всё честно было! Бабах!…

  • Издержки профессии

    Однажды H. - редактор одного молодого, но чрезвычайно прогрессивного издания, попал в автокатастрофу. Ему размозжило обе ноги, изломало рёбра,…

  • Что такое невезет

    Студент Плотников хотел покончить с собой. Может, любовь. Может, дурак. Однако, бедолагу сопровождали сплошные неудачи: оружие достать не удалось, яд…

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments