donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

СЕКРЕТ МОСТОВЫХ БАРЕЛЬЕФОВ

Оригинал взят у kashkaha в СЕКРЕТ МОСТОВЫХ БАРЕЛЬЕФОВ
Не единожды уже было сказано, и не единожды еще будет сказано, что Донецк в историческом плане весьма специфический город. Из-за своей относительной молодости, похвастаться ему вроде и нечем, но тут же на пустом, казалось бы,  месте, можно нарыть какую-нибудь сенсацию  местного значения.

Возьмем, к примеру, барельефы на мосту через Кальмиуское водохранилище. Нет такого дончанина, который хоть раз не видел эти барельефы на серых гранитных пилонах.

 А что мы о них знаем?



Да ничего не знаем! Разве что авторов можем назвать – И. Першудчев, А. Постол, Л. Райзман и Н. Мухатаева. Да приблизительное время создания – 1953-54 год. (Самые искушенные смогут еще сказать, что на каждого из скульпторов приходилось по два барельефа, и те, что на северном (левом) пилоне делали Першудчев и Постол, а те, что на южном (правом) – Райзман и Мухатаева).

Барельефы давно воспринимаются, как должное, и мало кто вообще обращает внимание на их содержание. В умных книжках пишут, что посвящены они освобождению и восстановлению Донбасса, но при желании, это утверждение можно оспорить, и заявить, что основная тематика – трудовой и ратный подвиг Донбасса, т.к. ничего такого, что указывает именно на освобождение и восстановление, на барельефах нет. А если умничать дальше, то вообще нужно заметить, что барельефы на самом деле – горельефы, т.к. на шести из восьми панно фигуры выступают за фон более чем на половину объема.

Барельефы между собою связаны четким, линейным сюжетом, но при этом они так размещены на пилонах, что надо еще постараться, чтобы ухватиться за нить повествования. Просмотр надо начинать с северного барельефа левого пилона (фото 1). Здесь мы видим мирный труд шахтеров. На западном барельефе (фото 2), шахтеры принимают присягу и отправляются на защиту родины. На южном барельефе (фото 3), мы видим непосредственно победу над фашизмом, а на восточном (фото 4) – возвращение с фронта домой.



ФОТО 1. Левый пилон. Северный барельеф. Мирный труд


ФОТО 2. Левый пилон. Западный барельеф. Присяга родине.


ФОТО 3. Левый пилон. Южный барельеф. Победа над врагом.


ФОТО 4. Левый пилон. Восточный барельеф. Возвращение с фронта

После этого повествование переходит на правый пилон, и начинается с западного барельефа (фото 5), где солдат передает шахтерской гвардии эстафету в виде знамени. Северный (фото 6) и южный (фото 7) барельефы повествуют о труде шахтеров и металлургов, а восточный (фото 8) изображает наступившую мирную жизнь.



ФОТО 5. Правый пилон. Западный барельеф. Передача знамени воином шахтерской гвардии.


ФОТО 6. Правый пилон. Северный барельеф. Шахтерский труд


ФОТО 7. Правый пилон. Южный барельеф. Труд Металлургов.


ФОТО 8. Правый пилон. Восточный барельеф. Мирная жизнь.

Такое путаное размещение скульптурных панно потребовалось, чтобы композиционно увязать изображения на обоих пилонах. Обратите внимание, с западной стороны пилонов, обращенной к центру города, мы видим две схожих сцены со знаменем, а с противоположной, восточной, стороны – не менее схожие мирные сцены под деревом.

Все достаточно примитивно и просто, в лучших традициях классического соцреализма. Только одно вызывает вопрос – почему скульпторы обошли своим внимание персону вождя всех народов Иосифа Сталина? Ведь и время создания барельефов - 53-54 год, и город, вроде, имени вождя, и вождь совсем недолго лежит в мавзолее, и до 20 съезда партии, с его отменой культа личности, еще далеко, а места товарищу Сталину на чугунных плитах не нашлось.

Впрочем, еще совсем недавно, некоторые донецкие краеведы вполне обходились мыслью, что раньше в Сталино был один единственный памятник Феликсу Дзержинскому, открытый в 1937 году, и полное отсутствие в довоенной истории города скульптур Ленина и Сталина, никак не влияло на их крепкий сон. Такой, вот город! Ну, обладали скульпторы чрезвычайной прозорливостью, что ж тут поделаешь, если никаких других материалов, утверждающих противное, в природе не встречалось?

Правда, существует один противоречивый снимок моста через Кальмиус, где чугунные барельефы на пилонах отсутствуют. В областном архиве он датируется 1957 годом, но датировка фотографий вещь очень скользкая, и я лично думал, что на фото мы видим пилоны еще до установки скульптурных панно.



ФОТО 9. Фотография моста, датируемая 1957 годом.

Но недавно, донецкий художник Владимир Шатунов разом сломал всю устоявшуюся картину мира, заявив, что Иосиф Сталин все-таки присутствовал на мостовых барельефах, а в 1961 году, в рамках борьбы с культом личности, эти панно были демонтированы и заменены другими. В доказательство своих слов он привел кадры уже снятых барельефов, и гипсовые слепки тех, что пришли им на смену.



ФОТО 10. Остатки двух снятых барельефов.


ФОТО 11. Один из снятых барельефов, сфотографированный для потомков


ФОТО 12. Гипсовый слепок, предположительно для замены южного барельефа левого пилона (фото 3).


ФОТО 13. Гипсовый слепок, предположительно для замены восточного барельефа левого пилона (фото 4).

В предложенной версии событий, впрочем, есть один существенный изъян – она легко ломается при незначительном анализе предложенных материалов. Взглянем на фото 10. Мы видим остатки двух барельефов. В верхнем ряду скульптура человека в каске, внизу – вождь всех народов под пальмой в окружении детишек.

Из восьми барельефов только на одном изображен человек в каске, на том, что посвящен победе над фашизмом (левый пилон, южный барельеф (фото 3)). На его якобы замену указывает и представленный слепок (фото 12).  Но существуют фотографические доказательства, что в 1957 году, к моменту выхода фотоальбома  «Архітектура Радянської України за 40 років» этот барельеф уже висел на своем законном месте , и вполне в привычном нам виде.

А это значит, что замена барельефов произошла совсем не в 1961 году, а четырьмя годами ранее, о чем свидетельствует и архивная фотография.



ФОТО 14. Страница из альбома «Архітектура Радянської України за 40 років  Академія будівництва і архітектури УРСР, Ін-т теорії та історії архітектури і будівельної техніки.» - К., 1957. Фото. Е. Згинник.

Другой снятый барельеф, со Сталиным (фото 11), тоже никак не соответствует своей предполагаемой альтернативе (фото 13). Он вообще, за исключением центральной группы, идентичен восточному барельефу правого пилона (фото 8)



ФОТО 15. Сравнение восточного барельефа правого пилона, с одним из снятых панно (фото 10 и 11).

На нем обнаруживается, что левые и правые скульптурные группы  сохранились практически без изменения. Тот же мужчина с книгой и пионерка с цветами, та же женщина с уложенной вокруг головы косой и мальчик с надписью «мир». А вот центральные фигуры Сталина и детей, трансформировались в молодую пару и девочку. Экзотическая пальма переросла в дерево, более приемлемое для наших широт.

На данный момент, говорить о каких либо изменениях в восточном барельефе левого пилона (фото 4) мы не можем. Но о том, что работа на этом пилоне однозначно велась, указывает кусок скульптуры знаменосца, с южного барельефа.

При желании, сравнивая современный вид южного барельефа (фото 3), представленный якобы для замены слепок (фото 12) и фотографию из альбома 1957 года (фото 14), можно отыскать два явных отличия. На фотографии 57-го года форма камня в левой части, и складок знамени в правой, выглядят иначе, чем на слепке и в реальности. Все остальное совершенно идентично.



ФОТО 16. Сравнение отличий на южном барельефе левого пилона. До 1957 года на барельефе была более крутая форма камня, и глубже складки на фашистском знамени.

Как видим, мостовые барельефы упорно продолжают загадывать нам загадки. Зачем было менять подобное на подобное? Возможно, южный барельеф пострадал при замене другого панно, а возможно он имел изъяны литья. В любом случае, композиция левого пилона намного более целостная, чем на правом. Втиснуть туда Сталина получается с трудом. Хотя, совсем недавно втиснуть товарища Сталина куда-либо вообще не представлялось возможным..

А.Ю. Кашкаха

Tags: донецк
Subscribe

  • (no subject)

    23 мая исполняется шесть лет со дня убийства Алексея Мозгового, создателя и первого командира луганской бригады «Призрак». Давайте…

  • (no subject)

    Недавно в Донбассе украинские солдаты опять убили ребенка и ранили его бабушку. В этот раз они использовали высокотехнологичную технику в виде…

  • В память о Мозговом

    Прошло пять лет с момента гибели Алексея Мозгового, одного из лидеров Донбасского сопротивления, ставшего в 2014 году наиболее известным из…

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments