donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Category:

Цинга и флот 2

Продорлжение вчерашнего поста.

Профессиональный американский флот появился на свет на самом излете XVIII века, 2 января 1794 года. Именно в этот день Конгресс принял решение о строительстве американского военного флота.

Согласно указу о довооружении флота от 3 марта 1801 года, подписанному Конгрессом, US Navy в мирное время комплектовался экипажами на две трети. По штату на один фрегат (их было всего восемь, остальные корабли были рангом поменьше) полагались один парусных дел мастер, один боцман, один главный комендор, один плотник, один кок, один сержант морской пехоты, один капрал и десять морских пехотинцев. Обязанности корабельного казначея возлагались на шкипера (sailing master). Также было определено, что в мирное время офицерский корпус US Navy составляет 9 капитанов, 36 лейтенантов и 150 гардемаринов. Эти офицеры получали полное жалование, остальные, находящиеся в резерве — половинное. Впервые в мире в американском флоте была введена система отпусков офицерского состава с сохранением жалования и выплатой отпускных. В случае увольнения офицер или уорент-офицер получал выходное пособие, равное жалованию за четыре месяца.

Всего во флоте США на 1812 год насчитывалось 20 кораблей (в общей сложности 447 орудий всех калибров), 4 блокшива и 5500 человек.

Питание однозначно было сильной стороной US Navy. В 1799 году вышли рекомендации американского министерства по флоту, в которых указывался недельный рацион моряка. Он состоял из семи фунтов хлеба (4–5 буханок), двух фунтов говядины (1 кг на матроса в неделю), трех фунтов свинины (1,5 кг), одного фунта соленой рыбы (полкило), одной кварты рыбьего жира (1 литр), полутора пинт гороха или бобов (примерно 600–700 грамм), двенадцати унций сыра (300–350 грамм), двух фунтов картофеля или репы (1 кг) и шести унций патоки (150 грамм). Кроме того, на неделю выделялся один джил оливкового масла (120 грамм) либо четыре унции (100 грамм) сливочного масла. Ну и не стоит забывать ежедневную выдачу полпинты рома (200 грамм). Говядина и свинина чаще всего выдавались в одногаллоновых консервных банках (консервы вошли в рацион после 1811 года), одна банка имела два недельных пайка (14 порций) и вмещала чуть более двух килограммов мяса. Сыр — чаще всего либо «чеддер», либо «колби».

pp12

В качестве средства против цинги в американском флоте выбрали не лимоны, а апельсины. Чтобы они не портились в походе, их натирали воском и грузили в ящиках, а не в бочках.

И еще одна немаловажная деталь: понятно, что в те времена почти все коки были ворюгами. Но именно в американском флоте был сформирован (и даже отпечатан) «кодекс кока», где детально описывались его обязанности. Команда, недовольная едой, имела право составить петицию капитану, и капитан был обязан в первом же ближайшем порту ссадить кока и нанять нового — либо из числа команды, либо со стороны.

Естественно, что слухи об американском флоте как о райском месте разлетелись по всем портовым тавернам мира, и американцы могли выбирать. Вообще сила американского флота проистекала из его слабости — пять с половиной тысяч моряков найти в такой стране как США было достаточно легко.

Отцом-основателем, создавшим почти все правила, в том числе и по гигиене, для американского флота стал Томас Тракстан, бывший торговый моряк, а во время Войны за независимость — сначала мичман в Royal Navy (он достался англичанам по правилам знаменитого «прессинга»), а позже — капер под флагом США, командир корсарских кораблей «Конгресс», «Индепендэнс», «Марс» и «Сент-Джеймс». Тракстан, будучи одним из шести капитанов, назначенных Вашингтоном, принял за основу именно британскую модель подготовки и требований к личному составу.

В отличие от остальных флотов американцы не считали, что «женщина на корабле — к несчастью», поэтому довольно часто капитаны или офицеры брали на корабль и своих жен, что, безусловно, снижало дисциплину.

Американские корабли, по словам английского офицера Германа Менвилла, «заслужили славу самых чистых и опрятных военных кораблей в мире». Выпущенные в 1802 году Морские инструкции включали в себя следующие правила:

1. Все мужчины на борту должны держать себя в чистоте и опрятности насколько это возможно.

2. Все нижние палубы проветриваются раз в день, уборка их производится ежедневно.

3. Размещая личный состав или солдат необходимо следить за соблюдением строжайшего порядка и наказывать за любое его нарушение, в том числе за перемещенные или оставленные в неположенном месте вещи.

4. Продажа и использование стороннего алкоголя или еды не из морских складов на кораблях полностью и бесповоротно запрещена. Решение о закупке тех или иных продуктов питания в случае их нехватки принимается капитаном корабля единолично и делается только по его приказу.

Одежда на американских кораблях стиралась раз в 3 дня, матрос имел 4 комплекта одежды. На одного матроса полагалось 3 гамака, один — в работе, второй — в стирке, третий — запасной. Каждое утро капитан на корабле проводил смотр личного состава, и те, у кого была грязная одежда, лицо, руки или даже ногти, безжалостно штрафовались или наказывались (стандартное наказание — 12 плетей и штраф в 3 доллара).

pp13

Раз в две недели проводилась генеральная уборка корабля. Чистилось всё — от трюма до верхней палубы и мачт, которые мылись с мылом и уксусом. Это было жесточайшее требование, приказ по Морскому ведомству гласил, что «уборка должна производиться при любой погоде, под угрозой штрафа и увольнения капитана со службы».

Образчиком, далеко не единственным, отношения к чистоте и болезням может являться письмо от 10 декабря 1813 года лейтенанта Орд Крейтона капитану Айзеку Хиллу:

«Вчера у меня был экстраординарный случай нечистоплотности и нарушения своих обязанностей на корабле, а я служу на флоте без малого 14 лет. Мне сообщили, что у одного из моих матросов были обнаружены вши, и я незамедлительно приказал высадить его на берег, несмотря на уговоры боцмана и корабельного хирурга, что этот матрос умелый и хорош в работе. Это удар по мне как по командиру брига, и я приму жесточайшие меры вплоть до телесных наказаний, чтобы такого более не повторилось. Сегодня в обязательном порядке вся команда будет выбрита, включая волосы на голове, в паху, в подмышках, не исключая господ офицеров и самого хирурга».

Тем не менее отдельный корпус морских врачей был создан в США только в 1828 году. Ранее они были гражданскими лицами, работавшими по контракту определённый срок. Аттестация их производилась Советом военно-морских хирургов, после сдачи экзаменов выпускнику присваивалось звание «фельдшер». Через 2 года ценза он мог стать помощником хирурга, а потом и корабельным хирургом. Как и в английском флоте, корабельные хирурги были обязаны вести журналы, а кроме того хотя бы раз в два года участвовать в работе профильных конференций, делясь опытом.

Гигиена в русском флоте

Распорядок дня и жизнь на корабле русского флота впервые регламентировали «Инструкции и артикулы военные, надлежащие Российскому флоту», написанные собственноручно Петром I в 1710 году.

В 1720 году был создан Морской устав флота, который определял и регламентировал все стороны жизни и службы на флоте и просуществовал с небольшими изменениями до конца XVIII века.

Согласно Уставу, всей полнотой власти на корабле владел капитан, «яко губернатор или комендант крепости». Он же отвечал за дисциплину и снабжение. Непосредственно за дисциплину на нижних палубах отвечали лейтенанты. Вахтенному лейтенанту приписывалось:

«по вся ночи должен дважды пройти в своем карауле; также от времени до времени прикажет другим проходить между деками, дабы не было никакова огня чрезвычайнаго и чтоб никто табаку не курил, под штрафом вычета жалованья на неделю за всякое преступление» и «определяли корабельных служителей по их местам по приказу капитанскому».

За приемку, хранение и распределение продуктов и припасов отвечал корабельный комиссар, который, согласно Уставу, нес за исполнение своих обязанностей очень строгую ответственность: «ежели каким умыслом или корыстию согрешит, будет живота лишен».

За больными и ранеными смотрел ундер-лейтенант. Квартирмейстеры следили за сохранностью одежды матросов и чистотой на корабле. Но главной задачей было пресечение воровства матросами — «что б ни какие корабельные снасти, ружье, провиант и прочие вещи корабельные с корабля не свозили без приказу командующего кораблем». В случае проблем с экипажем им помогал профос.

pp14

До правления Екатерины наш флот был каботажным, плавающим у своих берегов, поэтому основной задачей была организация эффективной службы на берегу. Матросам был выписан поистине царский рацион, который (по крайней мере на бумаге) считался очень богатым. Согласно петровскому Морскому уставу матросу на месяц выделялось пять фунтов говядины и свинины (2 кг), 45 фунтов сухарей (18 кг), десять фунтов гороха, пять фунтов гречневой и десять фунтов овсяной крупы. Кроме того, в паёк входили четыре фунта рыбы, шесть фунтов масла, пиво (семь вёдер), «вино» (так называлась водка — 16 чарок), уксус (полкружки) и полтора фунта соли.

Но проблема была в том, что эти предписания даже при Петре исполнялись не всегда, что уж говорить о послепетровских временах. Отдельная проблема — вода, которая портилась уже через 10–15 дней. Все попытки найти способ сохранить ее свежей оставались безрезультатными. Воду приходилось расходовать очень экономно: матросам для питья выдавали ее только в присутствии офицера. Для личной гигиены пользовались забортной водой.
Источник

Tags: история
Subscribe

  • (no subject)

    В интернете появляется новая звезда – пенсионерка, встретившая спикера Государственной Думы и высказавшая ему все, что думает о власти.…

  • в защиту дизайнеров

    Приближается День Победы и нам предстоит увидеть массу интересных картинок, на которых поздравления ветеранов будут соседствовать с немецкими…

  • (no subject)

    Сергей Лукьяненко о злободневном: Звонок. Сброс. Надо бы заблокировать, но ленюсь. Звонок. - Сергей Васильевич? С вами... (шум) тыр-пыр... (шум)...…

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments