donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Фехтование "Реального навыка"

Оригинал взят у george_rooke в Фехтование "Реального навыка"
Ну раз этот вопрос так многих задел - давайте поговорим об этом.
Сразу скажу, я с головой в этот вопрос не залазил, мне он был интересен только как осмысление действий испанских абордажных партий, которые, если им удавалось попасть на вражеский корабль, были просто неудержимы. Это всегда говорило только об одном - о совершенном владении испанцами холодным оружием и высоком индивидуальном мастерстве.
Рапиры, а позже шпаги, появились изначально в Италии и Германии. Чтобы не описывать стандартную тактику владения рапирой - давайте-ка процитируем Дюма.
"В ту эпоху, о которой мы повествуем, стремясь не только рассказать о событиях, но также показать нравы и обычаи, фехтование было не тем, чем оно является в наше время.
Шпаги оттачивались с обеих сторон, благодаря чему ими рубили так же часто, как и кололи. Вдобавок левой рукой, вооруженной кинжалом, можно было не только обороняться, но и наносить удары: все это приводило к многочисленным ранениям или, скорее, царапинам, которые в настоящем поединке особенно разъяряли бойцов.
Келюс, истекая кровью из восемнадцати ран, все еще стоял и продолжал драться и, вероятно, не упал бы, если бы девятнадцатая рана не уложила его в кровать, которую он оставил лишь для того, чтобы улечься в могилу.
Искусство фехтования, занесенное к нам из Италии, но переживавшее еще свое младенчество, сводилось в данную эпоху к ряду движений, которые вынуждали бойца часто передвигаться, причем из-за малейших неровностей случайно выбранного места для поединка он натыкался на всевозможные препятствия.
Нередко можно было видеть, как фехтующий то вытягивается во весь рост, то, наоборот, вбирает голову в плечи, прыгает направо, потом налево, приседает, упираясь рукой в землю. Одним из первых условий успешного овладения этим искусством были ловкость и быстрота не только руки, по также ног и всего тела."


Испанцы в начале века тоже не избежали увлечения этим извращением, но примерно к середине XVI века в головы начала забредать мысль, что можно действовать гораздо рациональнее - просто переложить приемы для двуручного меча XIV века к рапире XVI века, при этом действуя одной рукой. В 1569 году выходит работа по новому принципу фехтования севильского мастера Каррансы (Carranza, бывший губернатор Гондураса кстати), которая называется "Философия Оружия (Armas можно так же перевести как руки), Ловкости, Агрессивности и Христианской защиты". Карранса, основывая свои постулаты на самообороне (здравствуй, принцип айкидо!), говорит - прыгать, вокруг противника, бегать, ужиматься, растягиваться - не имеет смысла. Сражение на рапирах - это всего лишь смесь физиологии и геометрии. Стоим на двух ногах твердо, рапиру держим на вытянутой руке параллельно земле, ибо в этой позиции мы можем отбить удар в любой плоскости - как сверху, так и снизу, как справа - так и слева.

При этом стоит понять - Карранса именно практик, в начале он упоминает геометрию, но потом просто о ней забывает. Его книга - это плод его собственного опыта и осмысления процесса. Геометрию он использует лишь показывая возможности пользования правилом рычага.
Ученик Каррансы - Пачеко де Нарваэс - пошел дальше. Он выпускает свой трактат в 1576 году, где все действия сводит к сплошной геометрии. Главное, говорит Пачеко - действовать на удобном вам расстоянии. Если вы длинноруки, а противник имеет короткие руки - держите его на расстоянии. Если у вас короткий меч, а у противника - длинный - постарайтесь сблизиться. И т.д. Все это со схемами, описаниями, даже разблюдовкой приложения сил. Система основана на том, чтобы заставить противника сблизиться на невыгодное расстояние и заставить его ошибиться. При этом сам фехтовальщик должен быть практически неподвижен - стоит прямо, рука вытянута с рапирой параллельно земле.

Наконец к 1580 году выходит руководство для солдат, подписанное самим королем. Там насчитывается 30 стандартных приемов для просто рапиры. Да, я маньяк, я приведу их список:
1 - La Estocada de Puño
2 - Cornada
3 - Botonazo
4 - La Zambullida
5 - La Manotada
6 - La Estocada a la Mano
7 - La Enarcada
8 - La Engavilanada
9 - La Torneada
10 - Remesón y
11 - Golpe de Espada
12 - Llamar
13 - El Quiebro (Desplante)
14 - La Final
15 - La Garatusa
16 - La Ganancia y
17 - La Reganancia
18 - La tentada
19 - El Arrebatar y Tajo
20 - El Codazo
21 - El Brazal
22 - El Canillazo
23 - La Treta Doble
24 - Tajo Horizontal
25 - Revés Horizontal
26 - Tajo Ascendente
27 - Revés Ascendente
28 - La Escampavita
29 - La Irremediable
30 - La Defendida
А так же 5 приемов для короткого меча и кинжала, и 2 типа построений солдат, вооруженных рапирами и кинжалами. Да, да, для рукопашных схваток.
Надо сказать, что до конца XVI века в Испании все-таки оставалось две школы фехтования - стандартная (итальянская) и "школа реального навыка" Каррансы и Навраэса. Ну и опять цитата из Дюма: "Обе ноги его твердо, плотно стояли на земле, кисть руки отличалась гибкостью и вместе с тем силой, шпага от острия До половины лезвия, казалось, легко гнулась, но от рукояти до середины сталь ее была
неколебимо тверда.
При первых же выпадах, увидев перед собой не человека, а бронзовую статую, у которой двигалась на первый взгляд только кисть руки, брат Жак стал порывисто, бурно нападать, но на Шико это повлияло лишь таким образом, что он вытягивал руку и выставлял вперед ногу при малейшей погрешности, которую замечал в движениях своего противника. Легко представить себе, что при повадке не только колоть, но и рубить тот весьма нередко оставлял то одну, то другую часть своего тела незащищенной.
Каждый раз при этом длинная рука Шико вытягивалась на три фута и наносила прямо в грудь брату Жаку удар наконечником рапиры: производилось это так методично, словно удары наносил какой-то механизм, а не живая рука, которой должны быть свойственны хоть какие-то колебания, какая-то неуверенность."

В описании Дюма Шико получается однозначным приверженцем "школы реального навыка".
Ну и напоследок. Про пикинеров. Ибо почему-то считается, что эти парни тупо стоят с длинными копьями и чешут яйца. Так вот, в "Рассуждении о том, как усилить военную дисциплину" Санчо де Лондоньо описывает работу пикинера. Передние ряды вооружены "малыми пиками" - 4,7 метра в длину. Упирают их в землю, отводя правую ногу в сторону, и отклоняют вверх под углом в 20-30 градусов. Более дальние ряды держат длинные пики (5.7 метров), создавая таким образом живого ощетинившегося ежа. Но самые дальние ряды держат пики не под углом, а перпендикулярно земле. По команде капрала или сержанта пики могут выбрасываться порядно на 30-50 см либо движением вверх, либо движением параллельно земле. Солдат делает это следующим образом - наклоняется к опорной ноге, и резко дергает пику, отрывая от земли отставленную ногу и ставя ее вперед. Далее пика опять упирается в землю (ну либо у дальних рядов остается в параллельном земле положении). При этом пики имеют наконечник длиной примерно 30 см, и с двух сторон окованы железными полосами после наконечника на длину примерно 50-60 см. Вобщем любители что катан, что лонгсвордов могут рубить, сколько хотят. Такой пикинерский шаг считался смертельным для любой армии, в которой пик не было, а так же для любых типов конницы.
При абордажных схватках использовались укороченные пики - 2.7 метров. У кампаний морских пехотинцев количество пикинеров было снижено в пику мушкетерам и аркебузирам.


По тегу, раз цитируем "Сорок пять" - пусть будет в "клубе Дюма".

Tags: оружие
Subscribe

  • (no subject)

    Антироссийским агитаторам в постсоветских странах очень важно регулярно показывать своим согражданам, как у них все будет хорошо, стоит только…

  • (no subject)

    После 1991 года все бывшие союзные республики принялись "исправлять" свою историю, добавляя себе древности и успешности. Где-то этот…

  • СУ-100

    Купил для своего сына в «Детском мире» самый простой вариант сборной модели от китайского производителя. Причем, как я понял, эта…

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments