?

Log in

No account? Create an account
Донбасская Русь
Кочи 
9th-Jun-2017 12:33 pm
Донецк, Донбасс
Оригинал взят у george_rooke
Для начала цитата известного деятеля культуры и искусства: "Кочи – российские суда, полностью отвечали всем требованиям, которые предъявлялись в Европе к океанскому кораблю: с килем, палубой, фальшбортом, двумя мачтами, системой парусов. Эти суда могли выходить в открытый океан. Размерами кочи были ничуть не меньше каравелл, на которых Колумб открывал Америку, и уж точно больше суденышек Северной Европы – построенных в Швеции, Норвегии, Шотландии, Англии. "
Давайте разберемся, какие у кочей были плюсы и минусы, и почему злобный Питер их так задвинул за угол, решив создавать военный флот из кораблей нормального типа.

Давайте прежде всего отметим вот что: коч - это мелкосидящее судно, с малой осадкой. Для блуждания по мелкому гирлу Северной Двины конечно хорошо, но вот на большой воде начинались проблемы - корабли были неустойчивы на курсе, имели склонность к рысканью. Соответственно - построй мы боевой коч - ни о какой линейной тактике говорить не приходится.
Идем далее. На коче применяется клинкерная обшивка корпуса (в нахлест), тогда как корабли XVIII века обшиваются вгладь. Что это дает? Да лучшие мореходные качества, лучшую управляемость, меньшее обрастание корпуса.
Яйцевидная форма днища. Да, это очень удобно и правильно для плавания во льдах, позволяет кораблю выскользнуть из ледового плена, но обратная цена этого - низкая скорость.
Ну и самое главное. Критикующий Петра министр культуры забывает, что артиллерийский корабль - это прежде всего корабль, несущий большой вес. Тот же 30-пушечный фрегат, вооруженный 18-фунтовками и 6-фунтовками,это уже 50 тонн веса, который надо распределить. Запас ядер (по 30 на орудие) давали еще 4-5 тонн веса. Отсюда рост размеров и водоизмещения. И теперь давайте посмотрим, что мы имеем. Обычная длина коча по палубе 30-50 футов, ширина 10-14 футов. Груза коч подымал до 700 пудов при осадке от 3 до 4,5 футов. 700 пудов - это 11.2 тонны, а нам только на артиллерию и снаряды надо 55 тонн, это не считая припасов, людей (которые ведь тоже груз!) и т.д. Мы начинаем увеличивать коч в размерах. в Длину, в ширину, в высоту. И что мы получаем?
А получаем мы мелкосидящий, рыскающий на ветре и при волнении прам, с малой скоростью, со слабым корпусом (потому что крепление корпуса там такое: "А вместе с тем уже в слоях верхних горизонтов встречались сосновые доски хорошей сохранности, отличительной особенностью которых были уложенные в ряд пазы и просверленные отверстия, через которые пропускались крученые ивовые и лозовые прутья", и не забываем про обшивку "внахлест", где этот самый нахлест укреплялся сухими водорослями, прутиками, паклей и т.д.)
Некоторые скажут - ну так ведь можно было все переделать и адаптировать... А я спрошу - а зачем? Зачем, когда УЖЕ ЕСТЬ нормальные корабли, чертежи для их строительства, реплики, технология и т.д.??
А как же ходить по мелкой Двине, спросите вы? Сделать нормальный фарватер, углубить дно, чтобы не только мелкосидящие кочи могли туда заходить, но и иностранные корабли стандартного маниру. Но ведь тогда кочи-то и ненужны получаются, да?...

Сравнивать двухмачтовые легкие кораблики с одним ярусом парусов с обычным фрегатом, водоизмещением в 5 раз больше, с тремя мачтами, с тремя ярусами парусов - это не то, что моветон, это запредельная глупость.
Кочи, именно для Петра, были тупиковой ветвью развития. Ибо каботажные кораблики отнимали средства у нормального - в том числе и торгового - кораблестроения.
Давайте прочитаем указ Петра по поводу кочей: «По получении сего указу объявите всем промышленникам, которые ходят на море для промыслов на своих лодьях и кочах, дабы они вместо тех судов делали морские суды галиоты, гукары, каты, флейты, кто из них какие хочет, и для того (пока они новыми морскими судами исправятся) дается им сроку на старых ходить только два года»
Меня все время интересовало - а почему именно галиоты, гукары, каты, флейты, а не, скажем, тьялки, шнявы и т.д.?
А потом посмотрел на состав голландских китобойных флотилий, которые РЕАЛЬНО (в отличие от поморов) ходили к Шпицбергену, Новой Земле и т.д. Давайте посмотрим, гукоры - чем они отличаются от кочей? Да по сути - добавлением второго яруса парусов! О чудо! Перевооружи коч более длинными мачтами - и можешь оставлять и клинкерную обшивку, и яйцеобразное днище, и допотопное крепление руля. Но при этом у тебя немного возрастет водоизмещение (самый большой коч был 2500 пудов водоизмещением, то есть 40 тонн), но корабль станет более мореходным. И - о, чудо! - он так же предназначен для хода во льдах!
Кат, катер, кутер - одномачтовик, но с более развитым парусным вооружением, нежели у коча. И опять то же яйцевидное дно, и опять используется в голландских китобойных флотилиях. Флейты - обычно были кораблями-матками в китобойных флотилиях. На них грузили ворвань, китовый ус, разделывали самих китов.
То есть по сути Петр предлагал поморам не абы что, а реальную раскладку голландской китобойной флотилии.
Другой вопрос, что это поморам не подошло, и почему им не подошло. Но в реальности это был не вбрык психованного полуребенка, а нормальная мысль о более развитом, более дееспособном прибрежном торговом и рыболовном флоте. С прицелом (как это всегда бывало у Петра) на будущее.
promo donbassrus march 1, 2016 11:50 12
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
This page was loaded Sep 19th 2019, 2:50 am GMT.