Но, когда после битвы, Владимир Андреевич стал искать своего брата, оказалось, что никто не знает, где он. «Князь же Владимир сказал: «Братья и други, русские сыны, если кто в живых брата моего сыщет, тот воистину первым будет средь нас!» И рассыпались все по великому, могучему и грозному полю боя, ища победителя. И некоторые набрели на убитого Михаила Андреевича Бренка: лежит в одежде и в шлеме, что ему дал князь великий; другие же набрели на убитого князя Федора Семеновича Белозерского, сочтя его за великого князя, потому что похож был на него ». Наконец нашли и самого князя, который без сил лежал у срубленной березки. Его доспехи были измяты, но сам Дмитрий был цел, хотя автор «Сказания» и говорит, что нашли князя «избитого и израненного всего и утомленного». Тут пожалуй, слово избитый подходит больше всего, так как хотя княжеские доспехи никому не удалось прорубить, контузий и синяков у Дмитрия Ивановича должно было быть с избытком.
Вечером московский боярин Михаил Александрович подсчитал русские потери. Итог этих подсчетов донесло до нас «Сказание о мамаевом побоище».Оказалось, что погибло сорок бояр московских, тринадцать бояр новгородских, пятьдесят бояр из Нижнего Новгорода, сорок серпуховских бояр, двадцать переяславских бояр, двадцать пять костромских бояр, тридцать пять владимирских бояр, пятьдесят суздальских бояр, сорок муромских бояр, тридцать три ростовских боярина, двадцать дмитровских бояр, семьдесят можайских бояр, шестьдесят звенигородских бояр, пятнадцать угличских бояр, двадцать галичских бояр. «А младшим дружинникам и счета нет», - гласит «Сказание». Всего же в строю, по этим же подсчетам, осталось пятьдесят тысяч человек.
Впрочем, даже по количеству погибших бояр (офицерского корпуса, говоря современным языком) разные источники дают разные сведения. Например, в «Сказании…» ничего не говорится о коломенских, ростовских и литовских боярах, зато в Задонщине их потери подсчитаны, но нет сведений о нижегородцах и галичанах… Чтобы было нагляднее, данные из двух источников собраны в таблицу.
Количество погибших, указанное в различных источниках
Категории Задонщина Сказание о мамаевом побоище
1. Московские бояре 40 40
2. Белозерские князья 12 12
3. Новгородские бояре 30 13
4. Коломенские бояре 20 -
5. Серпуховские бояре 40 40
6. Нижегородские бояре - 50
7. Паны литовские 30 -
8. Переяславские бояре 20 20
9. Костромские бояре 25 25
10. Владимирские бояре 35 35
11. Суздальские бояре 50 50
12. Муромские бояре 40 40
13. Рязанские бояре 70 33
14. Ростовские бояре 34 -
15. Дмитровские бояре 23 20
16. Можайские бояре 60 70
17. Звенигородские бояре 30 60
18. Угличские бояре 15 15
19. Галичские бояре - 20
Итого 574 543
Если учитывать данные и из других источников, то количество павших бояр может составить до восьми сотен человек. А ведь каждый боярин командовал отрядом, воины из которого тоже гибли. Учитывая, что бояре и подготовлены были лучше, и имели более качественное вооружение, то на каждого павшего боярина пришлось по нескольку десятков остальных бойцов. Так что потери были огромны. Восемь дней стояла русская армия на месте боя, хороня своих павших. Тела татар были брошены на растерзание зверям и птицам.
Кстати, в эти восемь дней не только хоронили погибших, но и собирали оружие и амуницию. Ведь в то время железо было достаточно дорогим материалом, а доспехи стоили и вовсе целое состояние. Так что победители собирали и забирали с собой все, что представляло хоть малейший интерес. Целые вещи шли в дело, поломанные забирали на перековку. Поэтому сегодня археологам, исследующим места средневековых битв, удается найти очень немного предметов. Куликово поле не исключение, исторических находок тут довольно мало, что некоторыми авторами трактуется как свидетельство малочисленности участвовавших в битве армий. Однако, исходя из этой логики, можно сказать, что и под Прохоровкой никакого танкового побоища не было, так как сегодня там нет ни одного подбитого танка.
Похоронив погибших, можно было перевести дух и подвести итог грандиозного противостояния. Орда Мамая перестала существовать как опасная сила, а наша земля была спасена от погрома. Русь после этой битвы сильно изменилась. Эта победа буквально наполнила энергией наш народ, дала такой эмоциональный подъем, что он чувствовался спустя десятилетия.
Кроме того, именно победа над Мамаем показала правильность политики московских князей, сумевших объединить усилия всего русского народа. По большому счету, именно после 8 сентября 1380 года процесс превращения федерации русских княжеств в единое государство стал необратимым, и Москва превратилась в сердце этой новой России.
Победа в Куликовской битве была судьбоносной для русского народа, а потому естественно, что русофобы различных мастей пытались в прошлом и пытаются сейчас принизить ее значение и очернить Дмитрия Донского. То князя, бившегося впереди дружины, назовут трусом, то попытаются объявить грандиозное сражение ничего не значащей стычкой … Что тут можно сказать? Информационная война против нашего народа идет уже много лет и вряд ли закончится в обозримом будущем. Ну, а память о деяниях наших предков – это один из мощнейших бастионов народного духа. Вот и бьют по нему наши враги, пытаются лишить исторической памяти. Удастся ли им это, зависит только от нас.
фэнтезийный мамай из сети
Увидев удар засадного полка и поняв, что сражение проиграно, Мамай бежал со своими телохранителями и приближенными, бросая на произвол судьбы свою армию. Резвые кони унесли их в степь и спасли от преследования русских дружинников. Но едва беклярибек убедился, что непосредственная опасность ему не угрожает, он стал собирать остатки своих войск. Этот незаурядный полководец за свою долгую жизнь пережил слишком много побед и поражений, чтобы опустить руки и впасть в отчаяние. «Судьба переменчива, а фортуна капризна, я еще поборюсь», – думал полководец, отправляясь к своим кочевьям. И, действительно, вскоре под его знаменем снова была армия, пусть и не такая громадная, как до поражения, но вполне достаточная, чтобы вновь испытать судьбу.
Плохо было то, что в суматохе пропал хан Булак, от имени которого правил Мамай. Теперь беклярибек не мог оправдывать свою власть ссылкой на волю священного представителя рода Чингисхана. Нельзя было прикрыться авторитетом истинного хана, но ничего, ведь и сам Мамай вовсе не безродный выскочка. Его предки несколько поколений были наместниками Крыма, входили в высшую ордынскую знать… Двадцать лет подряд он боролся за власть в Орде от имени законных наследников престола, потомков Джучи против претендентов из младших ветвей многочисленного ханского рода. Пришло время повоевать от своего имени, пока не будет найден новый потомок золотого рода, которого придется объявить ханом.
Однако времени у Мамая не было. Из-за Волги стремительным маршем приближался Тохтамыш, спешивший воспользоваться случаем и добить ослабевшего полководца. Где-то в районе реки Калки они встретились. Воины Мамая понимали, что им не устоять против нового врага. К тому же Тохтамыш был чингизидом, а следовательно, более легитимным правителем, чем Мамай. Поэтому большинство людей Мамая оставили своего господина и перешли на сторону хана. Битвы посути и не было. Немногих защитников беклярибека перебили, а он сам бежал в Крым, надеясь там собрать новую армию. Победителям среди трофеев достался и гарем Мамая. Чтобы упрочить свое положение и узаконить свою власть в глазах населения мамаевой орды, Тохтамыш взял в жены супругу Мамая, дочь великого Узбека, ханшу Тулунбек. Теперь весь Улус Джучи снова оказался в одних руках.
Собрать новую армию разбитый беклярибек не успел, так как был убит в стычке с ханским разъездом где-то между городами Солхатом и Кафой. Сын Мамая Мансур с приближенными откочевал во владения Литвы, где нашел приют. От него пошел род князей Глинских, владевший землями на пограничье Литвы и Орды. Один из потомков Мансура, князь Борис Федорович Глинский, живший в конце пятнадцатого века, носил прозвище Мамай. Он прославился тем, что впервые для защиты границы создал отряд из безродных сорвиголов, которых тогда называли черкасами, а потом стали называть казаками. Именно он стал прототипом легендарного казака Мамая, воспетого в украинских народных песнях-думах. Хотя гораздо более известен другой очень дальний потомок Мамая – русский царь Иван Васильевич Грозный, чья мать была из рода князей Глинских.
Journal information