donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Categories:

Сказки старой Руси. ч.2


Лихо Одноглазое (год спустя)
Как и в случае с большинством сказок, существуют несколько вариантов каноничных текстов, связанных с Лихом. Я в который раз, постарался в картинке объединить все эти варианты, использовав практически все источники, до которых смог добраться.
Ну и поскольку это персонаж вполне конкретный, а не просто мифологическая сущность, типа Русалок или Домовых, особого исследования не потребовалось, фактические данные об этом персонаже и так довольно полные. Дальше в тексте будут ссылки на сказки, почитайте, они не длинные, но зато там есть и «Молчание ягнят», и «Пила», и «Ад каннибалов», в общем, что хотите ))
Итак, что мы знаем о Лихе? (Схема обычная: сначала цитата из источника, затем мои комментарии).
Вики: «Лихо в русском языке — «беда», «зло», «нечет», в первоначальном значении остаточный, лишний».
Энциклопедия «Мифы народов мира», том 2: «Связь Л. с мифологическим противопоставлением чёт - нечет следует как из мифологических сюжетов, так и из этимологии слова (ср. рус. «лишний» и т. п.)».
Тут стоит обратить внимание, что речь идет именно о противопоставлении чёт-нечет, традиционного для славянской мифологии. Упрощая, нечет в ней – это символ зла. Конкретно Лихо – можно сказать персонификация нечета, извращенное, кривое, убогое в анатомическом смысле, и ненормальность физической формы подкрепляется извращенным, откровенно злым поведением. Смотрим варианты сказок с описанием и внешности, и поступков.
Первый вариант сказки, в котором к Лихо пришли два человека – портной и кузнец – все очень ясно.
http://hobbitaniya.ru/afanasyev/afanasyev172.php:
«Вот и идет высокая женщина, худощавая, кривая, одноокая. (...) Подошла к ним, взяла одного, портного, и зарезала, посадила в печку и убрала».
«Убрала» – в смысле съела. Ясно, что каннибал. Во втором варианте сказки кузнец был один, но аппетиты негостеприимной хозяйки описываются однозначно.


Берегиня
И вновь я закопался в источниках, и снова - исследования бессонными ночами, в попытках разобраться, что там и как в этом сложном славянском фольклоре. В итоге – новое исследование, опять огромная простыня текста. Будет много цитат и много пояснений, отсюда и объем.
Попробуйте осилить, хотя понимаю, что абстрактные мифологические персонажи не так интересны, как персонажи конкретных сказок ))) Но с этими героинями получилось забавно, как мне кажется.
Что я хочу вам сказать про русалок. Во-первых, сразу: забудьте про хвосты вместо ног, это западные традиции (от сирен пошло), к нашим никакого отношения не имеют. Судя по всему, наших русалок вообще чаще видели на берегу, а не в воде, так что, какие там хвосты. Вот цитата: «По традиционным русским представлениям, русалки внешне мало отличаются от людей, в поздней русской литературе и кинематографе под западным влиянием, образ русалки приобрёл в нижней части тела вместо ног плоский хвост, похожий на хвост рыбы».
В общем, после долгих исследований, я пришел к выводу, что русалок надо разделять. Как написано в Вики: «Один из наиболее вариативных образов народной мистики: представления о русалке, бытующие на Русском Севере, в Поволжье, на Урале, в Западной Сибири, существенно отличаются от западнорусских и южнорусских».
Перефразирую: русалка противоречивая вся.
Я уже сталкивался с таким, когда смотрел информацию по Бабе Яге. Именно вариативность поведения побудила меня тогда прийти к выводу, что Баба Яга была не одна, их было много, и вообще – это своего рода профессия. Точно так же я решил поступить и с русалками – чтобы было более или менее правдоподобное объяснение их странного и такого разного поведения.
Дальше – сплошь мои фантазии, которые я, однако, буду подтверждать цитатами из источников, чтобы пояснить относительную логику этих самых фантазий. По моему мнению, выстроилась вполне правдоподобная линейка персонажей.

Я разделил одного персонажа (русалку) на три вида. Первый вид, Берегини – исключительно положительные персонажи. Второй вид, собственно, Русалки –трагические, но в целом отрицательные персонажи. И третий, Мавки-навки – воплощение зла.
И начнем мы с Берегинь, поскольку я решил, что в иерархии потусторонних существ, они стоят выше и Русалок, и тем более Мавок-навок. Поскольку это родственные существа, я выкладываю две картинки вместе с описаниями разом, чтобы вы получили полное впечатление об исследовании.
Что знают о Берегинях серьёзные источники? Да ничего.
Вики (к слову, это цитата из «Мифологического словаря», я проверял): «В связи с явной недостаточностью источниковой базы для реконструкции образа берегинь, немного осветить эту проблему может выяснение этимологии слова берегиня». И т.п.
Перефразирую: мы ничего о них не знаем, давайте порассуждаем о названии.
Фишки.нет, очень хорошая, хоть и слегка поверхностная, статья о сверхъестественных существах у славян (http://fishki.net/1720262-sverhestestvennye-suwestva-..): «Судить о том, что представляли собой берегини, по достаточно отрывочным свидетельствам трудно. Часть исследователей видит в них «предшественниц» русалок или отождествляет их с русалками. Действительно, берегини определенно связаны с водой; им, по-видимому, подвластны и некоторые существенные стороны жизни людей. Поэтому предположение о связи берегинь и русалок небезосновательно».
Перефразирую: мы ничего о них не знаем, но они вроде как русалки.
Прямо скажем, моя фантазия не была сильно ограничена научными источниками. Но я постарался подойти к вопросу серьезно. Чтобы вы лучше понимали логику описаний, хочу сразу дать необходимые пояснения.
Описывая Берегинь, я буду использовать как цитаты, которые относятся напрямую к Берегиням, так и отдельные цитаты, касающиеся Русалок. Как я упоминал выше, я решил все положительные свойства Русалок присвоить Берегиням.
В целом задача у меня была: воплотить на картинке отличительные особенности Берегини, да и вообще – постараться придумать более или менее интересного персонажа.
Итак, кто такие у меня Берегини (в скобочках и кавычках - цитаты из источников):
1. Это своего рода дриады или нимфы, но связанные в первую очередь с водой («Слав. pergyni, pergynja считается германским заимствованием — из герм. fergunia, в значении «дубовое» или «лесное божество». С культом деревьев и растительности связаны и возможные реликты культа берегинь, зафиксированные этнографическими записями»).
Сюда же можно добавить мнение Проппа, относительно русалок: «По мнению В. Я. Проппа — русалка являлась персонажем, связанным с культом растений, плодородия, влаги, духом водоёмов, персонифицированной стихией природы (воды, «зелёной» жизни)», а также версию Ягича: «По мнению И. Ягича, вследствие сближения со словом русло русалка из нимфы лесов и полей превратилась в народном сознании в водяное существо».
2. Они живут на берегу («Этимологический словарь славянских языков» реконструирует форму bergyni «береговая фея, русалка», и возводит её к праслав. bergъ «берег»).
3. Исключительно положительные персонажи («Берегини - в славянской мифологии добрые водные духи, в облике женщин. Они живут по берегам рек, предсказывают будущее, а также спасают маленьких детей, оставшихся без присмотра и упавших в воду»).
4. Выполняют в первую очередь охранительную функцию («Слово др.-рус. берегыни, очевидно, является народным переосмыслением праслав. pergyni в связи с беречь, оберег и др.»).
Я, конечно, не ограничился получившимся описанием и пофантазировал немного, стараясь представить, как подобный персонаж мог бы вписаться в мир игры. И, обобщая складывающийся образ, могу описать своих Берегинь так: они – хорошие водные духи, красивые, обладают определенным набором магических свойств, часто спасают утопающих (прям Baywatch), заботятся о маленьких детях, рыбакам помогают ловить рыбу, а если к ним обращаются при помощи определенного ритуала, часто помогают провидческими советами.
Основная функция Берегинь – защита и целительство (хилер), но они не ограничиваются только охранительной функцией, и, учитывая их магические способности, вполне могут атаковать противника, используя в первую очередь стихию воды.
Поскольку они живут на берегу, они дружат с Водяниками (напомню, Водяники – маленькие духи ручейков, прудиков и других мелких источников воды), а вот с Водяным у них сложные отношения. Формально они ему подчиняются, однако, в отличие от Русалок, очень независимы и часто его не слушаются, а иногда и перечат, вступая в открытый конфликт. Речь, в первую очередь, идет о злодеяниях Водяного, конечно, ведь природа Берегинь определяет их поведение, а они все из себя положительные.
К людям, как вы понимаете, Берегини относятся очень хорошо, помогают и все такое. Однако люди бывают разные, могут и навредить, и поймать Берегинь, по ошибке приняв их за русалок. Но Берегини настолько хорошие, что отпор не дают, только плачут: «По быличке крестьянки Агафьи Антоновой из Белоруссии, передавшей свидетельство стариков, в её деревню некогда привели двух пойманных русалок: «И ничего не говорят, только плачут и плачут, рекой льётся, покуда отпустили. А как отпустили, — тогда запели, заиграли, да в лес».
В целом, нужно очень сильно постараться, чтобы вывести Берегиню из себя, заставить ее каким-то образом навредить человеку.
С Русалками и Мавками-навками Берегини не дружат. Они им сочувствуют, но стараются не общаться, а иногда могут и поколотить, если видят, что людям грозит опасность.
Характер у Берегинь очень жизнерадостный, любят петь-танцевать, качаться на ветвях прибрежных деревьев, сигать со смехом в воду, в общем – наслаждаются жизнью. Гедонистки. Они живут по одиночке, но иногда собираются в группки, веселятся, водят хороводы и т.п. По ночам устраивают традиционные сеансы расчесывания волос («Повсеместно у восточных славян (а также у саамов) распространено поверье, что водяные красавицы-русалки по ночам выходят из воды, садятся на траву и расчёсывают свои волосы»).
Но это всё летом. Зимой же они уходят под воду, пережидают морозы и сонно ждут весны.
Теперь давайте коротко пройдемся по получившемуся образу. Поскольку описаний внешности Берегинь попросту нет, я взял за основу отдельные характеристики Русалок. В кавычках буду указывать цитаты из разных источников, а потом давать объяснения, рассказывать, что зацепило, и как я это обыграл.
«В большинстве рассказов русалки появляются в образе женщины или молодой девушки». Т.е. все Берегини женского пола.
«По некоторым русским представлениям, русалки имеют облик маленьких девочек, очень бледных, с зелёными волосами и длинными руками». Тут я зацепился за длинные руки, и решил, что и Берегини, и Русалки, и Мавки-навки будут с неестественно длинными конечностями. Это поможет визуально отделить их и от Водяницы (жены Водяного), и от обычных людей.
«Одетых русалок чаще всего представляют в рваных сарафанах». Берегини как раз отличаются от Русалок тем, что более или менее следят за своим внешним видом, голышом щеголяют редко и вполне себе одеты, пусть и достаточно откровенно.
«Другой отличительной особенностью русалок является их любовь к плетению венков из цветов, осоки и древесных ветвей». Этот атрибут я специально оставлю только Берегиням, поскольку это не только красиво, но и вписывается в общий образ «дриады-нимфы, живущей у воды».
«Важная отличительная и объединяющая черта во внешнем виде русалок — распущенные длинные волосы. Простоволосость, недопустимая в обычных бытовых ситуациях для крестьянской девушки — типичный и значимый атрибут: «Ходит как русалка (о нечёсанной девке)» (из словаря Даля)». Ну, тут все ясно, этот атрибут подходит и Русалкам, и Мавкам-навкам, и Водянице.
«Для жительства русалки выбирают себе плакучие березы». Не знаю, почему только березы? Плакучие ивы, например, чем плохи? Так что у меня Берегини живут на любом дереве, растущем на берегу, прямо у воды.
«В качестве гребней русалки используют рыбьи кости». Также в источниках упоминаются гребешки, так что у моей Берегини на поясе – гребешок из рыбьих костей.
Теперь давайте о том, что я напридумывал сам.
В принципе, из особенных фишек, ограничился я магическим щитом, сплетенным из ветвей различных береговых деревьев, в центре которого концентрируется магия Берегини. Этот щит она может использовать как для защиты, так и для нападения – он аналогичен щиту Добрыни, т.е. при необходимости выпускает накопленную энергию из центральной части. Щит в виде «лодочки» не случайно – когда Берегине нужно помочь тонущим на реке, она превращает щит в небольшую лодочку, типа спасательного плота, на которую закидывает утопающего и вывозит к берегу.
И у Берегинь, и у Русалок – перепонки между пальцами.
Лица у Берегинь в целом симпатичные, но немного неестественные, слегка кукольные. Глаза широко расставленные и очень большие, можно сказать – как в манге или аниме (подумал, раз уж няшный персонаж, так пусть будет таким во всём). Радужки у них... радужные, т.е. переливаются всеми цветами радуги ))
Берегини – мастерицы. Часто, когда есть время, сидят на дереве и делают всякие магические амулетики, а потом раздают их людям, чтобы уберечь от всяких напастей, связанных с водной стихией.


Русалка и Мавки-Навки
Как я пояснил в предыдущей части, всё самое хорошее, что есть в Русалках, я присвоил Берегиням. Все остальные, сомнительные характеристики остались при Русалках, а самые отрицательные – у Мавок-навок. При этом, повторюсь, Русалки и Берегини - это родственные духи, они в принципе похожи внешне (разве что Русалки намного бледнее и глаза не такие большие), но сильно различаются характерами.
В этой части я традиционно буду выкладывать прямые цитаты, а уже потом по каждому абзацу дам свои комментарии и выводы, объясню, как я вышел к тому образу, что у меня получился. И уже в самом конце расскажу про отсебятину ))
Итак, что нам известно о Русалках.
Вики: «По версии Л. Н. Виноградовой — вредоносный дух, появляющийся в летнее время в виде длинноволосой женщины в злаковом поле, в лесу, у воды, способный защекотать человека насмерть или утопить в воде.
Ясно, что персонажи в целом отрицательные. Значит, внешне они должны сильно отличаться от Берегинь, при этом сохранив единые с ними черты. Отсюда – длинные, вытянутые конечности, выдающийся рост, черные глаза и неприятная улыбка. Отдельно хочу сказать по волосам. Я как-то рисовал для игры Джаггернаут оракулшу, у которой волосы плавали в воздухе таким же образом. Так что, как говорил Высоцкий: «Ворую сам у себя», уж очень эти волнующиеся, задранные вверх волосы подходят для образа русалок. Они как будто не на суше, а в воде постоянно, и волосы это подчеркивают. Считаю это подходящей «фишкой», визуальным якорем, который в том числе поможет разделить Русалок и Берегинь.


Tags: картинки
Subscribe

  • (no subject)

    Во время Зимней войны наступающие части Красной армии, как правило, несли большие потери, чем стоявшие в обороне финны. Однако бывало и наоборот.…

  • (no subject)

    Когда два года назад шоумен Зеленский объявил, что идет в президенты Украины, многие в стране его поддержали, а за ее границами решили, что эта…

  • (no subject)

    Как велосипедист оказался среди индонезийских богов и чудовищ

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 6 comments