donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Categories:

Политическая пресса Донбасса 90-00 годов

Распад Советского Союза коренным образом изменил все сферы жизни на постсоветском пространстве. Не стали исключением и средства массовой информации, вынужденные трансформироваться и мимикрировать, приспосабливаясь к новым условиям хозяйствования. Можно выделить ряд особенностей развития донецкой прессы в этот период.
Во-первых, радикально изменилась сама роль СМИ в обществе. Во-вторых появились частные издания, вынужденные активно бороться за читателя, прибегая к различным ранее нехарактерным для журналистики приемам. Возникли СМИ, ставшие своеобразным рупором политических и финансово-экономических структур, имидж которых нуждался в улучшении. Также выросло число газет и журналов дифференцированной направленности, призванных удовлетворить спрос всех категорий потребителей. При этом произошло существенное падение тиражей, связанное как с ухудшением экономической ситуации и падением покупательной способности граждан, так и с конкурентной борьбой. Одновременно печатные СМИ все больше интегрировались с интернет-средой, становясь своеобразным симбиозом газеты и сайта. Были попытки ряда редакций создать собственные или использовать сторонние социальные сети, однако эта деятельность не получила широкой практики. Хотя перспективность соцсетей в политической агитации сложно переоценить.
Интересно отметить, что несмотря на значительную роль донского казачества в заселении Донбасса и функционирование филиалов Всевеликого войска Донского в регионе, за все постсоветские годы тут так и не было создано массовое казацкое печатное СМИ.
В целом же развитие прессы Донбасса происходило в соответствии с общегосударственными тенденциями и к началу двадцать первого века регион был одним из лидеров информационной сферы на Украине. Тут было зарегистрировано 1450 периодических изданий местной сферы распространения. По этому показателю, а также по общему тиражу изданий Донецкая область уступала лишь столице.
Следует отметить, что начиная с конца 90-х годов в политической жизни региона господствовала лишь одна сила, что привело к снижению политической борьбы и как следствие к определенной аполитичности большей местных печатных изданий, в освещении событий следующих в русле установленного местной властью курса.
Кроме того, на деятельность местных СМИ оказывали влияние общегосударственные тенденции, заключавшиеся в постепенном изменении менталитете жителей страны и их украинизации. В таких условиях редакции многих СМИ опасаясь негативных последствий старались не обращать внимание на русофобию государственных органов или общественных структур и не популяризировали идеи общерусского единства. Вместе с тем следует отметить, что общий прорусский настрой жителей региона не мог не найти отражения и в деятельности СМИ, которые вынуждены были соответствовать ожиданиям своих клиентов.
Вместе с тем существовал ряд газет, редакции которых открыто выступали против украинизации и переписывания истории, выступали за различные формы интеграции региона с Российской Федерацией. По мнению их авторов бандеризация Украины представляла прямую опасность, как для русскоязычного населения страны, так и для Российской Федерации.
Старейшим из таких изданий была созданная в 1990 году горсоветом первая некоммунистическая газета региона «Город». Ее редактором сначала стал журналист «Социалистического Донбасса» Сергей Мельковский, которого вскоре сменил Владимир Рышков. Новый редактор сумел собрать вокруг себя талантливую команду, и вскоре газета стала одной из наиболее популярных в Донецке. Газета выходила еженедельно, имела формат А3 и в ходе своей истории несколько раз меняла количество страниц в номере. «Город» совмещал прорусскую направленность своих материалов с антикоммунизмом и выходил более двадцати лет, вплоть до февраля 2011 года, когда скончался его редактор и было решено закрыть этот проект.
Еженедельник «Русский курьер», выходивший с 1998 года до начала следующего века имел 16 страниц формата А3. Издателями декларировался 5-тысячный тираж, хотя реальный тираж был ниже. Как правило четверть газеты составляли авторские материалы штатных и внештатных журналистов издания, а остальная площадь заполнялась взятыми из российского сегмента интернета статьями. На то время в связи с малым распространением интернета в городе такая политика была оправдана. Редакция не вела сотрудничества с политическими организациями, хотя в качестве рекламных материалов размещала партийные материалы. Общая направленность политического контента издания укладывалась в рамки антиамериканизма, антинационализма и русского единства. По замыслу главного редактора Олега Измайлова «Русский курьер» должен был быть одновременно и русской и советской газетой, представляя собой сочетание идей раннего коммунизма и легкого либерализма времен Российской империи.
Наиболее политизированой прорусской газетой Донбасса этого периода несомненно являлся «Донецкий кряж». Основным ее собственником был мариупольский металлургический комбинат им. Ильича, но «Донецкий кряж» мгновенно перерос рамки Мариуполя, да и Донбасса, став всеукраинской газетой. При этом редакция располагалась в Донецке.
Издание одно из немногих в регионе выходило в формате А2. Редакция активно информационно поддерживала деятельность Социалистической партии Украины вплоть до схода той с политической арены. В отличие от большинства украинских СМИ, «Донецкий кряж» никогда не гнался за скандалами и жареными фактами, делая основной упор на серьезные аналитические материалы. Кроме того, регулярно на страницах «Донецкого кряжа» появлялись материалы по истории и современности Донбасса, так что газета стала рупором патриотов этого региона. Журналисты издания в своих материалах твердо придерживалась идей единства русского мира, защиты интересов Донбасса и сохранения исторической памяти. Регулярно авторы доказывали, что во избежание распада Украина должна превратиться в федерацию, предупреждали об опасности украинского национализма. Естественно, это вызывало нападки со стороны националистов, регулярно обвинявших издание в антиукраинской деятельности, однако дончане газету любили, недаром она до самой войны с Украиной оставалась одной из наиболее массовых в регионе. После того как в 2010 году ММК им. Ильича был поглощен бизнес-империей Рината Ахметова, новые собственники попытались заставить редакцию уменьшить количество материалов на тему российско-украинских отношений, но даже цензурированный «Донецкий кряж» оставался основным СМИ, выражавшим интересы сторонников единства Донбасса и России. В 2014 году, после государственного переворота и прихода к власти националистов редакция «Донецкого Кряжа» была обстреляна, а вскоре после начала «Русской весны» собственники издания предпочли вовсе закрыть газету, чтобы их не обвинили в «поддержке сепаратистов».
С 2011 года в Мариуполе выходила всеукраинская общественно-политическая газета «Хочу в СССР!», придерживающаяся просоветских взглядов. 18 июня 2014 года редакция подверглась нападению украинских нацистов, предположительно из состава карательного батальона «Днепр-1». Украинцы похитили главного редактора газеты Сергея Долгова, тело которого впоследствии было обнаружено в Днепропетровской области.
С 2007 года в Донецке одноименной организацией издавался информационный бюллетень «Донбасская Русь» формата А4, а в 2009 году была зарегистрирована и начала выходить ежемесячная газета «Донбасская Русь» [9]. Первоначально издание состояло из 4 черно-белых страниц формата А3 и имело тираж в 1500 экземпляров. Впоследствии объем был увеличен до 8 полос а тираж вырос до 50 000 экземпляров. Газета бесплатно распространялась активистами одноименной организации в Донецке, Макеевке, Шахтерске, Мариуполе, Зугресе, Торезе и других городах региона.
Также с 2001 года распространялась по подписке и активистами газета «Славянские новости», являвшаяся официозом Славянской партии, выступавшей за объединение родственных славянских народов.
Помимо местной политической прессы дончане пусть и ограничено имели доступ к газетам Российской Федерации, распространение которых в регионе осуществлялось частными лицами, а с 2002 года эту роль взяла на себя Партия Русский блок. Активисты организации наладили пересылку в Донецк таких московских изданий как «Завтра», «Русский вестник», «Дуэль», «Лимонка», «Спецназ России», «Я русский» и др. Общая номенклатура распространяемых в офисе Русского блока изданий насчитывала до сорока наименований от ультралевого до право-консервативного фланга российской политической мысли. Данное направление деятельности Русского блока осуществлялось до середины двухтысячных годов, когда распространение интернета позволило всем желающим знакомиться с электронными вариантами русской прессы в режиме он-лайн. Также активистами Партии Русский блок распространялось в Донбассе и собственное издание - общеукраинская газета «Русская правда».
Таким образом, несмотря на все препятствия, жители Донбасса имели возможность получать информацию прорусского характера и находиться в российском информационном пространстве. Прорусская пресса, издававшаяся в Донбассе во время принадлежности региона Украине, внесла свой существенный вклад в сохранение донбасской идентичности и неприятие украинского национализма жителями края, что в свою очередь сделало возможным события 2014 года.


Tags: донбасс, донецк, история
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Убийства у стен Трои

    При чтении поэм Гомера возникает подозрение, что он был бухгалтером, настолько дотошно он все подсчитывает. Особенно явно это проявляется в его…

  • (no subject)

    Интервью с ветераном, начавшим войну в 1941 году во Львове.

  • Почему украинцы считаются народом-предателем?

    Выложил в Дзене с татью о причинах массового предательства украинцев во время Великой Отечественной

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments