donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Categories:

Ямамото

В феврале 1854 года, сломав многолетнюю изоляцию Страны восходящего солнца, в гавань Эдо вошли девять кораблей американского военно-морского флота под командованием адмирала Перри. Под дулами американских орудий в городке Канагава был подписан договор о мире и дружбе, согласно которому Япония шла на серьезные торговые уступки. Вполне понятно, что этот договор был унижением для гордости древней страны самураев.
Тридцать лет спустя, 4 апреля 1884 года, в семье простого школьного учителя родился сын, которому суждено будет бросить вызов надменным американцем.
ямамото.jpg
В 1904 году Исороку Ямамото окончил военно-морскую академию и принял участие в русско-японской войне. Во время Цусимской битвы молодому офицеру русским снарядом оторвало два пальца на левой руке, кроме того, он получил ранение в ногу. Впрочем, раны не помешали ему продолжить службу. В двадцатых годах будущий адмирал продолжил свое обучение за океаном, в Гарвардском университете. В этот период жизни он, помимо учебы, активно занимался вопросами, связанными с проблемами обеспечения флота горючим, справедливо считая, что именно наличие или отсутствие топлива сыграет основную роль в стратегии будущей войны. В этот же период Ямамото стал известен и как эксперт в вопросах, связанных с применением морской авиации, - молодого, но перспективного рода войск. Многим была не понятна важность палубной авиации, но именно она стала решающей силой будущей войны.
После короткого пребывания на родине, в 1925 году он снова в Америке, но уже как официальное лицо – военно-морской атташе. Два года Ямамото тщательно изучает состояние ВМС США. Приговор суров и бескомпромиссен – «это не военный флот, это – клуб любителей гольфа и бриджа». Впрочем, узкоглазый флотоводец не поддавался иллюзиям относительно экономической мощи Соединенных Штатов.
В 1930 году контр-адмирал Исороку Ямамото принял участие в Лондонской морской конференции, где был подписан договор о соотношении флотов США, Великобритании и Японии - весьма выгодный для страны Ямато. В тот же год адмирал возвращается на родину, где возглавляет 1-й авианосный флот. Преодолевая косность и медлительность штабных чинов, Ямамото настаивает на строительстве новых авианосцев и развитии военно-морской авиации. Отвечая своим оппонентам, считавшим, что военный корабль может быть потоплен только военным кораблем, адмирал повторял: «Даже самая большая ядовитая змея может погибнуть от укусов армии муравьёв».
Несмотря на свой пост, адмирал делал все, чтобы избежать войны, понимая, что Япония не сможет выдержать длительных боевых действий против гораздо более сильного противника, каким являлись США. Эти настроения вызывали сильное раздражение в армейской среде. Но несмотря на это, Ямамото достаточно активно остужал горячие головы в офицерской среде. Однажды на вопрос премьер-министра Коноэ о шансах Японии в случае войны против США адмирал ответил: «В первые полгода-год я продемонстрирую непрерывную цепь побед. Если же противостояние продлиться два-три года, то у меня нет никакой уверенности в конечной победе». Все так и случилось, как предсказывал адмирал, но он сам не дожил до разгрома своей горячо любимой родины.
Учитывая разницу в возможностях, японский Генеральный штаб рассчитал, что достигнуть перевеса над противником можно, только внезапным ударом уничтожив Тихоокеанский Флот США на базе Перл-Харбор. Первоначально планировалось, что это будет атака подводных лодок, но адмирал Исороку Ямамото предложил использовать для атаки авианосцы. Никто в мире еще не проводил подобных операций. Риск был огромен, возможности авиации подвергались сомнению, была значительная вероятность потерять авианосцы, если бы американский флот смог вступить в бой. Кроме того, одновременно с атакой на Перл-Харбор, японская армия проводила высадку десанта под командованием генерала Ямаситы на побережье Малайи. Конвой из тридцати транспортов перевозил 60 000 японских солдат совершенно без прикрытия с воздуха из-за того, что авианосцы были задействованы в атаке на Тихоокеанский Флот США. Если бы англичане или американцы нанесли бы превентивный авиаудар по конвою, то потомков самураев ждало бы полное истребление, сорвалась бы вся операция.
Стоит заметить, что все операции императорской армии в начале войны велись крайне рискованно. Воины Ямато одерживали победы, действуя вопреки всем установившимся канонам военной науки, нарушая все шаблоны, действуя дерзко и молниеносно.
Ранним утром 7 декабря 1941 года первый эшелон из 183 самолетов поднялся в воздух с палуб японских авианосцев. Через час эти самолеты обрушились на американский флот, стоящий в гавани Перл-Харбора. Два часа продолжалась бомбардировка. В результате атаки было утоплено шесть линкоров, крейсер и два танкера. Три сотни американских самолетов сгорели, так и не успев взлететь. Атакующие потеряли всего двадцать восемь самолетов. Однако на базе не оказалось ни одного американского авианосца, что сделало победу японцев не полной. Но все же эта операция была самой страшной страницей американской истории.
ямам.jpg

Еще одной блистательной победой японской авиации стала битва в Сиамском заливе, произошедшая спустя три дня после атаки на Перл-Харбор. Потеряв всего три самолета, японский флот отправил на дно основную ударную силу английского Восточного флота – линкоры «Принц Уэльский» и «Рипалс».
ямампр.jpg

За зиму 41-42 годов японский флот, как и обещал адмирал, проде-монстрировал цепь побед. Американский и английский флоты были наголову разбиты, японские десантники захватили Сингапур и Филиппины. Первый раз американцы смогли достойно ответить только через пять месяцев, 7 мая 1942 года, в «сражении в Коралловом море». Хотя американской победой назвать результаты и нельзя, потери были равные, но Ямамото был впервые вынужден отступить.
Чтобы окончательно сломить сопротивление американцев и овладеть Тихим океаном, адмирал Ямамото разработал операцию по захвату атолла Мидуэй. Объединенный флот Японии насчитывал восемь авианосцев, десять линкоров, двадцать один крейсер, девять миноносцев и пятнадцать подводных лодок. На захват небольшого острова были брошены огромные силы. По замыслу японских флотоводцев, американский флот, который должен был выступить на защиту атолла, должен был попасть в ловушку. Американский флот был гораздо слабее, но американцы сумели расшифровать японские коды, поэтому были в более выгодном положении. Для страны Восходящего солнца операция началась с неблагоприятного предзнаменования – одновременной болезни сразу трех флотоводцев: Ямамото, Футиды и Гэнды.

Американскую победу в сражении за Мидуэй нельзя назвать иначе как чудом. Американцы уступали и по количеству кораблей и самолетов, по всем расчетам их должно было постигнуть полное поражение. Но командующему американскими силами Честеру Нимитцу и его адмиралам Флетчеру и Спруэнсу удалось добиться того, что три из четырех авианосцев Японии были атакованы сначала торпе-доносцами, а потом - и пикирующими бомбардировщиками с авианосцев «Энтерпрайз» и «Хорнет». Причем именно в то мгновение, когда на палубах японцев крылом к крылу стояли не успевшие взлететь самолеты, переполненные го¬рючим и боеприпасами! При этом американские торпедоносцы сыграли роль приманки, которая оттянула на себя все японские истребители прикрытия, а какие-то считанные пикирующие бомбардировщики США в этот момент успели снайперски поразить четыре авианесущих гиганта Японии! Всего семь бомб, которых в обычной ситуации едва хватило бы на потопление одного корабля, в том бою превратили в громадные костры три плавучих гиганта!
Можно смело утверждать, что сражение у атолла Мидуэй, которое лишило Японию последней надежды на победу в войне, для американцев состояло из цепи невероятных везений и совпадений.

В результате битвы у Мидуэй в июне 1942 года японский флот потерял половину своих авианосцев. Это сражение стало водоразделом между триумфальным шествием Ямамото по Тихому океану и затяжной войной на истощение, в которой США со своими промышленностью и ресурсами рано или поздно все равно одержали бы победу.
Несмотря на неудачу в Коралловом море и тяжелое поражение у острова Мидуэй, японское командование не собиралось отказываться от активной борьбы. Для этого на острове Гуадалканал, входящем в цепь Соломоновых островов, еще в мае 1942 года началось строительство аэродрома. До того как аэродром был закончен, американцы перешли в наступление. 8 августа 13 тысяч морских пе-хотинцев внезапно высадились на острове и захватили авиабазу. Но остаткам японского гарнизона удалось закрепиться в западной части Гуадалканала. Адмирал Ямамото, учитывая серьезность по-ложения, принял решение сосредоточить большую часть своих надводных сил для решительного удара по противнику. 17 августа главные силы Объединенного флота во главе с флагманом - линкором «Ямато» покинули Внутреннее Японское море и направились в район севернее Гуадалканала для поддержки сухопутных частей.
Обе стороны стремились, во что бы то ни стало, овладеть островом. Поэтому в последующие месяцы вокруг островка длиной 150 км и 50 км шириной развернулись жесточайшие за всю войну бои. Несмотря на многократные попытки и высадку десантов, японцы не смогли отбить аэродром и выбить морскую пехоту США с острова. Осенью положение японских войск еще более осложнилось. Подвоз предметов снабжения, который и без того производили только ночью, значительно сократился из-за усиления активности американского флота. Тогда японское командование послало на остров сильный конвой. Одновременно аме¬риканцы хотели доставить на остров свежее подкрепление.
В результате в ночь с 12 на 13 ноября про¬изошло крупнейшее в этом районе за всю войну морское сражение. В темноте корабли начали артиллерий¬скую дуэль. Обе стороны несли тяжелые потери. Флот США отступил, и японцы смогли подвести свой конвой к острову. Но при высадке американские самолеты потопили шесть из десяти транспортов противника. Существенного влияния на положение сторон эта битва не оказала. В конце того же месяца японской флот выиграл еще одно сражение, отправив на дно четыре американских крейсера. Но все же в феврале 1943 года японцы эвакуировали свои войска с Гуадалканала.
Произошло то, чего так боялся адмирал Ямамото: война приняла затяжной характер. С марта 1943 года опасность, создаваемая американской авиацией, становилась все более серьезной. Чтобы взять реванш, адмирал Ямамото разработал «Операцию И», в которой должны были принять участие более трех сотен самолетов. Главнокомандующий прибыл на Рабаул, чтобы лично руководить боевыми действиями.
7 апреля 188 японских бомбардировщиков совершили налет на 25 кораблей противника, находившихся у Гуадалканала, нанеся врагу тяжелые потери. Но это была последняя операция адмирала Ямамото.
18 апреля главнокомандующий отправился из Рабаула в Буин. Американская разведка обнаружила его самолет, после чего американский командующий, адмирал Нимиц, запросил Вашингтон и, получив разрешение, приказал его сбить. Группа американских истребителей, оснащенных дополнительными топливными баками, отправилась на перехват. Шансов уцелеть у адмирала Ямамото не было.

Tags: история
Subscribe

  • (no subject)

    Корабли морского космического флота СССР "Космонавт Юрий Гагарин" и "Академик Сергей Королёв" в процессе утилизации. Аланг,…

  • (no subject)

    12 апреля 1951 года в небе Кореи случилось немыслимое, армаду В-29 «Суперкрепость», которых сопровождал серьезный эскорт из…

  • (no subject)

    Российскую власть часто и многословно обвиняют в коррупции. Именно на обещании борьбы с этим явлением в органах власти строят свои избирательные…

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments

  • (no subject)

    Корабли морского космического флота СССР "Космонавт Юрий Гагарин" и "Академик Сергей Королёв" в процессе утилизации. Аланг,…

  • (no subject)

    12 апреля 1951 года в небе Кореи случилось немыслимое, армаду В-29 «Суперкрепость», которых сопровождал серьезный эскорт из…

  • (no subject)

    Российскую власть часто и многословно обвиняют в коррупции. Именно на обещании борьбы с этим явлением в органах власти строят свои избирательные…