В субботу монумент в честь погибших в борьбе против нацизма в ходе Великой отечественной войны, расположенный в грузинском городе Кутаиси, взорвали. Это у нынешней грузинской власти называется «демонтаж». Столь изысканный способ «демонтажа» привел к гибели двух человек. Один из них – десятилетний мальчик. Не были обеспечены «меры по технике безопасности», как выразился главный прокурор.
Монумент был открыт в 1981 году. Между прочим, считался одним из лучших в СССР. Его автор, Мераб Бердзенишвили, - скульптор очень высокого уровня. Когда до него дошел слух (а власти долгое время ничего не сообщали, а ближе к событию делали совершенно невразумительные заявления) о решении снести памятник, он попытался высказать свои соображения по этому поводу президенту. Саакашвили отказался его принять.
Снос монумента объясняли необходимостью построить на его месте новое здание грузинского парламента. Перенос последнего в Кутаиси был инициативой депутата от города. Инициатива пришлась Саакашвили очень по душе. Вот-де, какая мы демократичная власть: рассредоточиваем органы из столицы в регионы. Еще до истории с демонтажем у многих в Грузии возникли вопросы. Какая польза от переноса парламента, кроме удовлетворенного самодовольства президента? Не лучше ли необходимые для переноса деньги потратить просто на город Кутаиси, хозяйственную ситуацию в котором лично президент изволил критиковать?
Когда появилась информация о предполагающемся сносе, родились и другие вопросы. Почему именно на этом месте нужно строить новое здание? Почему нельзя монумент перенести? А дальше началась неразбериха. Оказалось, что здание будет строиться рядом, а не на месте памятника. Просто негоже, чтобы рядом с парламентом «демократической страны» стоял «тоталитарный памятник». Оказалось, что монумент «в таком плохом состоянии», что восстановить его невозможно. Оказалось, что «конечно же, будет построен новый мемориал».
Все оказалось враньем. В лучших традициях своих лучших друзей (это нас) грузинские власти врали до последнего. И о состоянии монумента, и о причинах демонтажа, и о постройке нового мемориала. За несколько часов до подрыва памятников МИД Грузии заявил, что «власть уважает память ветеранов, а общество заботится о памятниках и мемориалах». В результате монумент взорвали. Отлетевшие куски арматурно-бетонных конструкций забрали две жизни. Это было в субботу. Сегодня, в понедельник, день рождения Михаила Саакашвили. Не знаю, приурочено или нет, но получилось именно так. Не думаю, что Саакашвили расстроен.
Конечно, после «Градов», лупивших по Цхинвалу, это – цветочки. И все-таки такого еще не было. Была Эстония – но там не было взрыва с жертвоприношением. Были наши отечественные «статуеборцы» - но даже у нас не было взрывов с жертвоприношением. Кстати: я не склонен повторять комментарии некоторых российских политиков, старательно выражающих свое возмущение. Не склонен потому, что не слышал от этих лицемеров такого же возмущения по поводу сноса московского памятника советским солдатам – незадолго до истерики, разыгравшейся в адрес Эстонии. Теперь Грызлов сотоварищи показательно чтит память советских воинов, однако я не заметил, чтобы в РФ стали тщательнее следить за памятниками героям той войны.
Вы скажете: это их дело? Нет. Не их. Это дело всех граждан Советского Союза. И всех, для кого Великая отечественная – это не «плод савецкой пропаганды». Единственная реакция из Москвы, которую я готов принять, - это заявление Компартии РФ. Почему? Потому, что они единственные протестовали против сноса московского памятника. Поэтому их слова о том, что снос кутаисского монумента – это «оскорбление ветеранов и пересмотр итогов Второй мировой», я принимаю. Хотя и считаю, что эта партия давно потеряла право именоваться «коммунистической»…
По тем же причинам и кутаисские события – это не «внутреннее дело Грузии», как уже заявили многочисленные украинские «представители демократических кругов». Вообще все, что касается той войны, а также памяти борцов с нацизмом, априори является международным делом.
Кстати, в Грузии еще до трагедии во время взрыва протест выразили очень многие и политические, и общественные силы. Конечно, прежде всего – антипрезидентские. Но – выразили. Конечно, я вообще удивляюсь, почему они до сих пор позволяют Саакашвили называть себя грузином. Но, с другой стороны, наше «достояние» тоже почему-то до сих пор – президент.
И именно поэтому нам должно быть дело до этого взрыва. Потому, что, в конце концов, ООН буквально на днях приняла проект антифашистской резолюции, где говорится в том числе и о сносе памятников освободителям и борцам с нацизмом, как о международном преступлении. С тем же успехом Саакашвили мог установить вместо монумента памятник Гитлеру. Саакашвили – нацист. Может быть, даже больший, чем наш президент. И поскольку Украина – официальный друг Грузии, значит, нас и «их» нацист тоже касается. Он – Саакашвили – велел найти и строго наказать «виновников трагедии, связанной с ненадлежащим демонтажем монумента». Так пусть пойдет и повесится на своем галстуке. Потому что главный виновник – это он.
Journal information