?

Log in

No account? Create an account
Донбасская Русь
Древнерусское 
10th-Mar-2018 10:33 am
Несмотря на все усобицы, время правления Владимира Великого и Ярослава Мудрого было золотым временем Руси: страна полностью сложилась из племенных территорий в единое государство и совершила гигантский рывок в культурном и экономическом развитии. При наследниках Ярослава Русь начнет угасать и рассыпаться на отдельные княжества. Будет еще короткий взлет при Владимире Мономахе, но общая тенденция однозначна – страна движется к серьезному кризису.
Как уже говорилось, после смерти Ярослава великим князем стал Изяслав, но еще при жизни отца страна была разделена между всеми его детьми. Поэтому Изяслав был скорее номинальным, чем реальным пра-вителем всей русской земли. На деле Русью правили шесть князей: пять братьев Ярославичей и их троюродный племянник Всеслав Брячиславич Полоцкий. У всех из них подрастали дети, которые тоже хотели взять под свою власть какие-нибудь княжества. Кроме того, носился по Руси со своей дружиной неприкаянный князь-изгой Ростислав Владимирович, внук Ярослава от старшего сына, из-за ранней смерти отца, лишенный права на великий престол.
Ко всему прочему, двое из этих младших князей, Всеслав и Ростислав, отличались повышенной агрессивностью и желанием ухватить себе кусок пожирнее. Значение центральной власти неизбежно падало, а князья начинали рассматривать себя как полновластных правителей, а не наместников Киевского князя. Так была заложена основа ситуации, которая со временем разорвет Русь на части.
В принципе, трагических последствий можно было бы избежать, если бы великий князь был на порядок сильнее всех остальных и мог силой смирить амбиции многочисленной родни. Можно было бы попытаться изменить систему власти и законодательно прописать, что великим князем становится только сын великого князя. Все остальные Рюриковичи становились бы не более чем боярами, служащими князю киевскому. Но это, во-первых, ломало бы традиции, а во-вторых, гарантировано объединило бы большинство князей против Великого князя. Кроме того, перед смертью Ярослав Мудрый обратился к сыновьям с последним напутствием, в котором прямо запретил им нарушать границы между владениями братьев, а тем более изгонять их из уделов. Если бы киевский князь решился на установление своей единоличной власти, то ему пришлось бы не только идти против воли покойного отца, но и воевать со всей родней, чтобы заставить замолчать несогласных. Ни сил на такую борьбу, ни желания её начинать у Изяслава не было.
Вместо этого он пытается договориться с наиболее сильными бра-тьями, Святославом Черниговским и Всеволодом Переяславским. К чести Ярославичей, они действуют сообща и не перетягивают одеяло каждый на себя. Вместе они совершают походы в степь против торков. Вместе усмиряют полоцкого князя Всеслава Чародея, когда тот пытается присоединить к своему княжеству Новгород. Кстати, этот Всеслав - вообще легендарная личность. Современники считали его колдуном, а летописец в Повести временных лет отметил, что родился князь от волxвования и был охоч до кровопролития. В 1065 году он почувствовал себя достаточно сильным, чтобы бросить вызов всем соседям. Он с дружиной бросается в набеги на соседние земли, а захватив добычу, скрывается в Полоцке. За несколько лет он разграбил окрестности Киева, совершил набег на Псков, который осадил, но не смог взять. В 1067 году на реке Черехи он разбил дружину новгородского князя Мстислава Изяславича и ворвался в Новгород. В богатом торговом городе воины Чародея хорошо поживились. Они захватили много пленных, ограбили церкви и даже сняли колокола с новгородского Софийского собора. При этом половина города сгорела в пожарах. Этот налет окончательно вывел из себя остальных князей, и объединенная армия трех Ярославичей отправилась для наведения порядка в полоцкие болота. Дружину князя-колдуна разгромили в бою, а его самого захватили в плен и отвезли в Киев, где сидя в тюрьме, он должен был осознать ошибочность своего поведения. Кстати, в плен его захватили обманом. Изяслав пригласил Чародея для переговоров и клялся на кресте, что не сделает никакого зла. Тот поверил, но киевский князь своего слова не сдержал… Некрасивый поступок, и вспоминается анекдот: «…какой добрый человек, всего лишь в морду дал, а мог и ножиком в горло». Изяслав, по крайней мере, сохранил обманутому Всеславу жизнь.

***
В это время в Южнорусских степях происходят серьезные изменения. Разгромленные русскими печенеги бежали на запад, но им на смену из-за Волги пришли торки, а за ними уже двигались половцы. Два десятилетия мира со Степью закончились. Пришло время русичам снова браться за мечи.
3a15ca257009907.jpg

Великая евразийская степь, протянувшаяся от Карпат до Китая, была неспокойной. Многочисленные кочевые тюркские народы, воюя между собой, неотвратимо двигались в Европу. Нас будет интересовать судьба двух народов: торков (гузов) и половцев, с которыми придется столкнуться нашим предкам. При этом первые были хорошо известны русам со времен Святослава, но до середины одиннадцатого века они кочевали у Волги, и между ними и Русью были печенежские владения. Поэтому долгое время они не представляли угрозы для нас. Но теперь печенежского барьера не было, и торки вплотную подошли к русским землям. Это было опасно, так как торки были отнюдь не мирными пастухами и возможности пограбить окраинные княжества не упускали.
Была еще одна причина отнестись к новым кочевникам серьезно. Торки не от хорошей жизни шли на запад, их гнали более сильные половцы. И, находясь между наковальней-Русью и молотом-половцами, они должны были у кого-то отвоевать себе землю для поселения. Торки попытались прощупать русскую оборону у Переяслава, за что и поплатились. Сначала князь Всеволод Переяславский в 1055 году совершил поход в степь и серьезно потрепал торков, а спустя пять лет, осенью 1060 года, объединенные силы русских князей совершили большой поход в степь. Это было грандиозное предприятие, в котором участвовали практически все воины Руси. Конница шла степью, пехота плыла на ладьях по рекам. Ведший русов в бой Великий князь Киевский Изяслав отправился воевать не ради добычи, он хотел полностью зачистить степь от торков, и ему это удалось. Такая жесткость была вызвана тем, что если бы торки объединились с половцами, то в степи воз-никла бы очень мощная сила, и Русь оказалась бы в смертельной опасности. Поэтому Изяслав не стал ждать и первым нанес удар.
414da7257009925.jpg

Спасаясь от истребления, степняки бежали, бросая стада, кибитки и все добро. Вскоре ударили морозы, и большинство беглецов перемерло от голода и холода. Как самостоятельная сила племена торков прекратили свое существование. Выжившие откочевали к Дунаю и попытались прорваться в Византию, но это им не удалось. В конце - концов, торки вернулись назад и попросились в подданство киевского и переяславского князей. Расселенные на правобережье Днепра вдоль южной границы Руси, торки стали верными вассалами русских князей. Впоследствии в русское подданство попросятся еще несколько мелких тюркских кочевых племен: берендеи, ковуи, тypпеи, каепичи, бастии, могyты, татpаны, шельбиpы, топчаки, pевyги, ольбеpы и прочие. Все эти племена войдут в историю под собирательным прозвищем «черные клобуки» и будут верными союзниками киевских князей в борьбе против новых хозяев степи – половцев.
21364f256599704.jpg

Половцы – это русское название народа, известного также как кипчаки или куманы. Откуда взялось слово «половцы» для обозначения новых соседей, точно неизвестно, хотя, скорее всего, русские так назвали пришельцев из-за их светлого (полового) цвета волос.
Предки этого народа в седьмом веке кочевали на границах с Китаем, но их государство было уничтожено ударами уйгуров и китайцев. После этого в поисках лучшей доли они двинулись на Запад. В восьмом веке в степях Казахстана эти племена сложились в народ, получивший название кипчаков. Набравшись сил, они начинают свою экспансию, и к одиннадцатому веку на юге доходят до Хорезма и реки Сырдарьи, на востоке - до Иртыша, на западе - до Волги. В середине одиннадцатого века западные племена кипчаков доходят до русских границ и занимают причерноморские степи вплоть до Дуная. На всякий случай напомню, что южные границы средневековой Руси шли примерно по центру современной Украины и, например, современные Николаевская и Херсонская области, Донбасс с Ростовом и Харьковом для наших предков уже были заграницей.
816402256599731.JPG
Первое знакомство русских с половцами произошло в год смерти Ярослава Мудрого, когда половецкие послы встретились с переяславским князем Всеволодом и заключили с ним мир. Причин воевать тогда еще не было, ведь половцы только приближались к границам Руси, но когда они заняли Причерноморье, мир оказался разорванным. В 1061 году они совершили первый набег на южную Русь, разбили переяславскую дружину и разграбили окрестности города.
Но это были только цветочки. В сентябре 1068 года происходит настоящая катастрофа. На берегах реки Альты терпит поражение объединенное войско трех наиболее сильных русских князей: Изяслава, Святослава и Всеволода. Такого поражения Русь еще не знала. Князья Изяслав и Всеволод с остатками дружины бежали в Киев, а Святослав в Чернигов. Половецкая армия разделилась на отряды, которые принялись грабить южнорусские земли. Узнав о поражении князя и нашествии половцев, киевляне собирают вече и требуют выдать им коней и оружие. Раз профессиональная дружина не справилась, то они сами защитят свою землю. Вместо того, чтобы собрать городское ополчение и повести его в бой против захватчиков, князь Изяслав отказался вооружать горожан. Возмущенные киевляне подняли открытое восстание. В результате Изяслав со своим воеводой Коснячком (вот имечко-то – прим. С.Б.) бежали в Польшу, а восставшие освободили из тюрьмы лихого Всеслава Чародея и провозгласили его своим князем. Попутно, как водится при любых беспорядках, дочиста был разграблен княжеский двор.
Пока киевляне бунтовали и меняли власть, князь Святослав Чернигов-ский пришел в себя, собрал остатки разбитой дружины и кинулся снова в бой. Под свое знамя он смог собрать всего три тысячи человек, но и поло-вецкая армия разделилась на отряды. Так что Святослав, скорее всего, собирался уничтожать небольшие отряды врага по очереди. Первого ноября 1068 года он нагнал на берегах реки Снови один из вражеских отрядов. Те бежать не стали и развернулись для боя. В этот момент, оглядев врага, Святослав должен был присвистнуть и сказать что-то нехорошее – половцев было двенадцать тысяч. На каждого русского приходилось по четыре кочевника.
Трусом князь не был, но четыре против одного – это очень нера-достная картина для боя. Летопись сохранила его слова перед боем: «Сразимся, некуда нам уже деться». Пожалуй, это самая короткая речь полководца за всю историю войн. И самая мрачная. Хотя, действительно, деваться русичам уже было некуда… Пришпорив коней, дружинники кинулись в атаку. Вряд ли они надеялись победить - скорее, хотели подороже продать свои жизни, но случилось чудо. Половцы были не просто разбиты, а разгромлены вдребезги. Кого из степняков сразу не зарубили, загнали в реку и там перетопили. После такой славной победы Святослав вернулся в Чернигов. Вот уж действительно, дружинники возвращались домой уставшие, но довольные…
load1507240388_072-15.jpg

Оставшиеся целыми половцы вернулись в свои кочевья. Так, с кровавого пролога началось взаимодействие Руси и половцев. Отношения эти были непростыми, но если изначально они были сугубо враждебными, то вскоре Русь и Степь оказались тесно связаны, а половецкие роды начали вхождение в культурную, политическую и экономическую орбиту Руси.
О половцах мы еще поговорим, а сейчас вернемся на Русь. Пока законный великий князь Изяслав в Польше собирал армию, в Киеве правил вознесенный на трон волей народа Всеслав Чародей. Интересно, что летописец, описав половецкое вторжение и переворот в столице, находит объяснение этим событиям: «Этим Бог явил силу креста, потому что Изяслав целовал крест Всеславу, а потом схватил его: из-за того и навел Бог поганых, Всеслава же явно избавил крест честной! Ибо в день Воздвижения Всеслав, вздохнув, сказал: «О крест честной! Так как верил я в тебя, ты и избавил меня от этой темницы». Бог же показал силу креста в поученье земле Русской, чтобы не преступали честного креста, целовав его; если же преступит кто, то и здесь, на земле, примет казнь и в будущем веке казнь вечную. Ибо велика сила крестная; крестом бывают побеждаемы силы бесовские, крест князьям в сражениях помогает, крестом охраняемы в битвах, верующие люди побеждают супостатов». То есть, по мнению летописца, вторжение половцев и поражение Изяслава в битве было божиим наказанием за нарушение клятвы.
Однако, даже если это и так, то больше на божью помощь Всеслав не рассчитывал. Когда на следующий год против него двинулись войска Святослава и Всеволода, он сначала с киевским ополчением двинулся им навстречу. Но на полпути тайно бросил своих сторонников и бежал в родной Полоцк. Киевляне оказались в сложном положении: князя-защитника у них нет, изгнанный Изяслав идет мстить с польской армией, а братья Изяслава со своими дружинами уже стоят у города. Посо-вещавшись, горожане решили повиниться за прошлые грехи перед Ярославичами, но при этом просили Святослава и Всеволода заступиться за город перед старшим братом. Князья согласились и послали к великому князю просьбу не вести в Киев поляков и не разорять город. Тот согласился, но прежде чем вернуться, послал в столицу своего сына Мсти-слава с приказом расправиться с зачинщиками мятежа. Суд был скорый и суровый: несколько десятков киевлян были казнены. Так Изяслав повторно стал Киевским князем. Первым делом он изгнал князя Всеслава из Полоцка, а на его место послал сына. Но тот прокняжил недолго, так как скончался в том же году. На его место великий князь прислал другого своего сына – Святополка.
Все это время Всеслав Чародей всячески вредил Ярославичам: то пы-тался захватить Новгород, то кидался отвоевывать Полоцк. Сил для победы у него явно не хватало, но зато решимости было не занимать. В очередной раз потерпев поражение, он быстро собирал новую дружину и снова кидался в бой. В конце концов, он все-таки вернул себе Полоцкое княжество.
Пока князья боролись с Всеславом, в Киев пришел самый настоящий волхв. Он проповедовал, пророчил, обещал чудеса и светопреставление. Рассказывал, что через пять лет Днепр потечет вспять, земли начнут перемещаться, Русь и Византия поменяются местами. Его проповедь успеха не имела, и он исчез. Может, сам ушел, а может, кто из киевлян его в Днепр кинул…
Дальше – больше. Волхвы появились в Ростовском княжестве. Поскольку там был неурожай, жрецы старых богов нашли самый верный способ приобрести сторонников – стали искать виновных в неурожае. Волхвы начали настоящую охоту на ведьм. Придя в новое село, они обвиняли в колдовстве знатных женщин, тех приводили на суд волхвов и они показывали фокус – жертве делали разрез на коже и «доставали» оттуда зерно или другие продукты. «Изобличенных» таким образом несчастных тут же казнили, а их имущество забирали себе волхвы и их подручные. Так волхвы шли вдоль Волги, устраивая во встреченных селениях «зачистки», пока не дошли до города Белоозера. С волхвами туда пожаловал отряд из трех сотен человек. Об их подвигах там уже были наслышаны, так что не удивительно, что несколько местных жителей тут же помчались к представителям власти за помощью. Первым им встретился боярин Ян сын Вышаты, собиравший налоги. Упав Яну в ноги, белоозерцы просили избавить их от волхвов. Поняв ситуацию, Ян со своими людьми отправился навстречу волхвам. Уговорить волхвов сдаться мирно не удалось, и дружинникам Яна пришлось силой разогнать язычников. Те бежали в город и там спрятались. Вероятно, там у них было немало сторонников.
После всего случившегося для Яна было вопросом чести захватить кудесников – но не устраивать же облаву в городе. Так и до бунта можно довести население. Поэтому Ян поступает проще, объявляет горожанам: «Если не схватите этих волхвов, не уйду от вас весь год». Фокус в том, что по нормам того времени горожане обязаны были кормить княжеских посланцев все время, пока они будут на постое. Значит, за свой счет белоозерцы должны будут кормить Яна, его дружинников, их коней… Почесав в затылках, горожане решили, что язычество это, конечно, неплохо, но свой карман ближе. А волхвы, между прочим, и вовсе чужаки в городе, чего ради из-за них разоряться почтенным людям?
В общем, привели волхвов к Яну очень быстро. Те попытались за-пугать воеводу, грозили гневом богов, утверждали, что им невозможно ничего сделать… Одним словом, задержанные в своем поведении не раскаялись… Некоторое время Ян пытался спорить, а потом, махнув рукой, поинтересовался у окружающих, у кого есть счеты к волхвам? Учитывая, сколько женщин те перед этим убили, тут же нашлись желающие отомстить. Ян расправе мешать не стал.
Вообще, складывается впечатление, что в это время сторонники древних богов попытались взять реванш по всей Руси. В Новгороде тоже объявился волхв-проповедник. Судя по летописи, успех он имел необычайный, половина города была готова последовать за ним. В городе началась смута, а язычники даже попытались убить епископа.
Видя, что ситуация нуждается в разрешении, епископ взял крест в руки и надев полное облачение, встал и сказал: «Кто хочет верить волхву, пусть идет за ним, кто же верует Богу, пусть ко кресту идет».
И вот наступил момент, когда князь - тогда это был внук Ярослава Мудрого Глеб Святославич, епископ и их сторонники стали напротив волхва и его сторонников. Казалось, еще чуть-чуть - и стороны сойдутся в бою, опять польется русская кровь, проливаемая русским же оружием. Ситуацию спас князь, который спрятав под плащом топорик, отправился к волхву на переговоры. Тот опрометчиво назвал себя пророком и объявил, что знает все, чему предстоит сбыться. Князь специально при всем народе уточнил, точно ли уважаемый оппонент знает, что случится, например, этим вечером или завтра.
Опьяненный своей силой и поддержкой толпы, жрец подтвердил это и пообещал на следующий день сотворить великие чудеса. Глеб улыбнулся, выхватил топор и зарубил волхва. А у остолбеневших новгородцев поинтересовался, как же можно верить предсказателю, который даже собственную судьбу не знает? Против такого довода спорить было затруднительно. Особенно, когда он подкрепляется окровавленным топориком в княжей руке… Немного поколебавшись, горожане признали, что волхв был обманщиком и разошлись по домам.
Эта история может служить прекрасной иллюстрацией к известному утверждению, гласящему, что нужно думать прежде, чем говорить. Иначе болтуна могут заставить отвечать за слова, и не факт, что это будет приятный процесс.

promo donbassrus март 1, 2016 11:50 11
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
Comments 
10th-Mar-2018 09:02 am (UTC)
У вас там после копирования некоторые переносы не в том месте остались.
10th-Mar-2018 03:57 pm (UTC)
Только кони у них были мелкие.
10th-Mar-2018 04:34 pm (UTC)
Интересно...
10th-Mar-2018 05:49 pm (UTC)
очень интересно
10th-Mar-2018 06:08 pm (UTC)
"Добрым словом и пистолетом вы можете добиться гораздо большего, чем одним только добрым словом. "(с)
10th-Mar-2018 08:46 pm (UTC)
Половцы – это русское название народа, а может - поляне, а может поляки и тогда смысл всего изложенного Вами теряется полностью. География, военная стратегия (заодно объясняется схожесть оружия), полное исчезновение и упоминание из истории тех диких половцев , без городов, без археологии и т.д. Историю России надо восстанавливать, а не сочинять. Простите если что....
11th-Mar-2018 06:34 am (UTC)
это как полное исчезновение? это как без археологии?
И потомки их до сих пор живут и археологи накопали немало
11th-Mar-2018 08:55 am (UTC)
Подскажите пожалуйста, где можно увидеть половецкие археологические памятники, их орудия производства(надо же было как- то броню и булат ковать), их письменные документы, указы распоряжения на родном половецком языке. Буду рад ознакомиться.
11th-Mar-2018 03:11 pm (UTC)
зайдите в любой краеведческий музей или истфак в зоне их проживания. есть все, кроме кроме письменности
11th-Mar-2018 03:34 pm (UTC)
Простите, но ваши рассуждения похожи: " на заборе кем-то написано", "но кроме письменности". Нет языка - нет народа.
11th-Mar-2018 07:37 pm (UTC)
есть язык. нет писемности
11th-Mar-2018 09:20 pm (UTC)
Язык жестов не подходит для объяснения существования мощной цивилизации, успешно воевавшей со многими государствами, имеющими города и развитые ремесла.
15th-Mar-2018 01:54 pm (UTC)
Чрезмерно комплиментарное к Изяславу изложение. Этот бесталанный Ярославич просрал половцам всю Киевскую землю, отказался вооружить народное ополчение, ибо был непопулярен и реально полагал, что ополченцы прежде чем бить половцев - накостыляют ему лично. И таки был прав, ибо довел дело до 1 Киевского восстания, освобождения арестованных им людей и вероломно схваченного Всеслава. Популярность которого возвела его по воле веча на великокняжеский престол.
И пока Изя околачивался за границей, выклянчивая импортных карателей, Всеслав согласно правил в Киеве. И позже не захотел раздувать усобицу, не начал войну, а преспокойно отрекся от Киева, вернувшись в родной Полоцк. А вот Изя опять проявил подлость натуры, устроив вопреки обещанию массовые расправы над участниками народного восстания. И первый впустил поляков в Киев, дав им возможность грабить народ.
This page was loaded Apr 25th 2018, 6:35 am GMT.