donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Category:

Древнерусское

Помимо внутренних смут, доставляли русичам хлопоты и соседи: половцы несколько раз устраивали налеты на приграничные города. Вдобавок ко всему, уже в 1073 году отношения между братьями Ярославичами испортились, и Святослав Черниговский выгнал Изяслава из Киева. Тот, прихватив драгоценности из казны, снова бежал в Польшу, надеясь на помощь, но король Болеслав просто отобрал часть сокровищ и выгнал незадачливого просителя.
load1507240458_072-17_-_.jpg
Изяслав отправился просить помощи у германского императора, подкрепив просьбу остатком своих богатств. Генрих IV подарки принял, князя-изгнанника пожалел, но вмешиваться во внутрисемейные разборки в далекой Руси не стал. Вся его помощь выразилась в отправке в Киев послов, которые попросили Святослава покориться старшему брату. Святослав послов выслушал, улыбнулся и культурненько так послал их. Обратно в Германию. Когда послы вернулись, император развел перед Изяславом руками, мол все что мог – сделал. Больше помочь ничем не могу. Не зная у кого искать помощи, Изяслав обращался даже к Папе Римскому, но тот отделался общими фразами. Так и метался изгнанник, пока в далеком Киеве не умер Святослав. Только тогда Изяслав смог вернуться на Русь. На удивление, третий брат Всеволод не стал пытаться взойти на Киевский престол и добровольно признал верховную власть Изяслава, ограничившись титулом Черниговского князя. Зато сын покойного князя Святослава, Олег, правивший в Тмутаракани, с этим не согласился и, призвав на помощь еще одного молодого и амбициозного Рюриковича, своего двоюродного брата Бориса Вячеславича, начал войну против своих дядьев. Кроме того, к Олегу присоединился и родной брат Роман.
И это была не просто очередная усобица. Кроме собственных дружин, Олег вел в бой и наемный отряд из половцев. С этого момента князья все чаще будут обращаться за помощью к кочевникам и приводить их на Русь. С этого момента начнется сближение половецкой и русской знати, в результате которого Степь со временем войдет в русскую куль-турную и политическую орбиту. Но это будет еще нескоро, а пока половцы в союзе с одними князьями воевали против других, попутно грабя и разведывая пути для набегов. Кровью и слезами отольется эта половецкая помощь по Руси.
Первый удар Олег нанес по Черниговскому князю.На реке Сожице он разбил дружину дяди и занял Чернигов, но утвердиться там не сумел. Вскоре подоспел Изяслав, и объединенные дружины старших Яросла-вичей в битве на Нежатиной Ниве под Черниговом разбили молодых князей. Об ожесточенности боя можно судить по тому, что из четырех участвовавших в нем полководцев, погибли двое. Первым пал молодой Борис Вячеславич, а уже в самом конце сражения смертельную рану получил великий князь Изяслав. На дворе было 3 октября 1078 года. Похоронили Изяслава в Киеве, в Храме Святой Софии.
а.jpg

Разбитый Олег бежал в Тмутаракань, откуда его выгнали в Константинополь. Недолго он послужит византийским императорам, а затем вернется на Русь, чтобы продолжить усобицу.
Его брат Роман попытается вместе с половцами захватить Переяс-лавль, но погибнет, не достигнув успеха.
После гибели старшего брата князь Всеволод Ярославич станет законным Великим князем Киевским. Он первым из Рюриковичей станет использовать титул «князь всея Руси», хотя в действительности он скорее будет плыть по течению, чем править самовластно. Он не сможет ни прекратить распри между молодыми князьями, ни полностью прикрыть южную границу от половецких набегов. Но и больших потрясений за время его княжения не было. Настоящим героем этого времени станет его сын Владимир Мономах, посаженный отцом на Черниговский престол. Словно отряд быстрого реагировании, дружина молодого черниговского князя моталась, наводя порядок по всей Руси, усмиряя особо буйных князей и отбивая налеты кочевников.
Кстати, на западе Руси в это время шла хоть и небольшая, но постоянная война между князьями Ростиславом Владимировичем и его детьми, с одной стороны, и Ярополком Изяславичем Волынским, с другой. Периодически в эту усобицу вмешивался Великий князь. Так что время было веселое. В конце концов, князь Ярополк Изяславич погиб, а его земли Великий князь отдал другому князю-изгою Давиду Игоревичу.
Особой памяти о себе этот князь не оставил, но неожиданно его имя всплыло в двадцать первом веке. 25 февраля 2010 года состоялась инаугурация нового президента Украины Виктора Януковича. По сообщениям прессы, в этот день он в качестве подарка от Киевского митрополита получил перстень-печатку, которой ранее владел Великий князь Всеволод Ярославич. По мнению церковного владыки, этот дар должен был символизировать связь времен и стать знаком преемственности правителей древнего и современного Киева.
Ко времени смерти Всеволода, случившейся в 1093 году, Мономах уже был достаточно силен и авторитетен, чтобы занять отцовский престол, однако он, следуя обычаю и закону, уступил место старшего в роду - своему двоюродному брату Святополку Изяславичу.
отдыхающий  Kertai Zalan.jpg

***
Князь Святополк воссел на великокняжеский престол, и горожане с радостью приняли его. Однако вскоре ему пришлось столкнуться с серьезной проблемой. В Киев прибыли послы от половцев, которые, узнав о смерти старого князя, предлагали новому правителю заключить с ними мир. Правда, мир в понимании половцев больше походил на взаимоотношения братка-рэкетира с владельцем магазина. Если бы русские заплатили, то половцы, может быть, и сохранили бы мир. Хотя вовсе не факт, что договор с одним из ханов гарантировал бы мир и с другими.
Такое «предложение» князя, разумеется, не обрадовало, и, посовето-вавшись с приближенными, Святополк приказал задержать послов. Узнав об этом, половцы вторглись в русские земли и осадили город Торческ. Святополк срочно выпустил послов, приговаривая, что это, мол, ошибочка вышла и нечего обижаться. Теперь уже князь хотел мира любой ценой, но половцы вошли во вкус и продолжили разорять русские владения.
Повесть временных лет сохранила для нас интересный момент: «Святополк же отпустил послов половецких, хотя мира. И не захотели половцы мира, и наступали половцы, воюя. Святополк же стал собирать воинов, собираясь против них. И сказали ему мужи разумные: «Не пытайся идти против них, ибо мало имеешь воинов». Он же сказал: «Имею отроков своих 700, которые могут им противостать». Стали же другие неразумные говорить: «Пойди, князь». Разумные же говорили: «Если бы выставил их и 8 тысяч, и то было бы худо: наша земля оскудела от войны и от продаж. Но пошли к брату своему Владимиру, чтоб он тебе помог». Семьсот дружинников – это все, что мог выставить Святополк в поход! Какой позор для Киевского князя! Раньше его предшественники могли собрать десятки тысяч воинов и бросать вызов грозной Византии, а сейчас киевский князь не мог справиться с кочевниками.
половец.jpg
Послушавшись хорошего совета, князь Святополк призвал на помощь Владимира Мономаха. Тот со своей дружиной и отрядом своего брата Ростислава прибыл в Киев, но вовсе не горел желанием воевать с половцами. Между Святополком и Владимиром вспыхнул спор, так как Владимир настаивал на заключении мира, но все же князья вместе выступили в поход освобождать Торческ от осады. Объединенные русские силы дошли до небольшого притока Днепра – реки Стугна, на противоположном берегу которой стояли половецкие орды ханов Боняка и Тугоркана.
В русском стане состоялся совет, на котором Мономах еще раз настоятельно советовал не искушать судьбу и заключить мир с полов-цами. На этом же настаивали и другие опытные воины, в том числе и уже знакомый нам воевода Ян. Зато гордые киевляне требовали форсировать реку и начинать бой. На горе себе и всей Руси, великий князь решился атаковать. В праздник Вознесения русская рать переправилась и, выстроившись в боевой порядок, двинулась на врага. Правый фланг, состоявший из киевлян, вел в бой лично великий князь, левый фланг, состоявший из черниговцев, – Владимир Мономах, а по центру шла дружина юного князя Ростислава. Сражение началось с перестрелки лучников. Затем кочевники обрушились на правый фланг нашей армии и смогли смять его. Князь Святополк отбивался, но его дружинники дрогнули и побежали, увлекая своего князя. Центр и левый фланг продержались чуть дольше, но под напором врага дружины смешались и стали отступать. Вскоре отступление превратилось в бегство. За спиной русских войск была река, которая стала красной от крови. Многие славные русские воины утонули, переправляясь через Стугну. Братья-князья Мономах и Ростислав вместе переправлялись через брод, но вдруг Ростислав оступился и стал тонуть. Владимир кинулся к нему на помощь, но спасти брата не смог, и сам чуть не утонул.
Знали бы половцы, чем обернется для них смерть Ростислава, они бы сами его бросились спасать. В этот день кочевники стали личными врага-ми Владимира Мономаха, и со временем он жестоко отомстит за гибель брата и дружинников. Каждая капля русской крови, упавшая на берегах злосчастной реки, отольется полноводными ручьями крови половецкой. Но это будет потом. Пока же, собрав остатки своей дружины и сжав зубы до желваков на скулах, печальный Мономах вернулся в Чернигов.
Святополк отступил в Киев, а половцы разделились: часть продолжала осаждать Торческ, а вторая отправилась к Киеву. Недалеко от города состоялась новая битва, которую Святополк снова проиграл. Чудом уцелевший князь лишь с несколькими дружинниками прорвался в Киев. Правда и половцы не стали осаждать Киев, а предпочли вернуться под Торческ.
В конце концов, Торческ в котором кончилось продовольствие, сдался на милость победителей. Его жителей половцы увели в рабство, а городские постройки сожгли. Такая же участь постигла многие села и городки в Киевском и Переяславском княжествах. На следующий год (1094) князь Святополк был вынужден заключить мир с ханом Тугор-каном, женившись на его дочери.
Но едва лишь утихли войны с половцами, как из Тмутаракани с ратью на Чернигов двинулся неугомонный князь Олег Святославич. Зна-чительную часть войска Олега составляли половецкие наемники. Чернигов стал целью его похода потому, что раньше это был город его отца. Восемь дней осаждал Олег город, в котором заперся Владимир Мономах. Наконец князья договорились, что Чернигов достается Олегу, а Мономах берет себе Переяславль, которым правил его покойный брат Ростислав. Владимир с личной дружиной отправился к новому месту жительства, а Олег, чтобы расплатиться с наемниками, разрешил им разграбить княжество. Спустя годы, в своем «поучении детям» Мономах будет вспоминать, что уходя из Чернигова в Переяславль, он с сотней дружинников должен был пройти сквозь многочисленные половецкие войска. По словам князя, степняки облизывались как голодные волки, наблюдая за ним, но напасть не решились.
В следующем году Мономах убил двух половецких ханов Итларя и Китана, которые пришли к нему в Переяславль и пытались заключить мир. В общем-то не самый благородный поступок, о котором можно было бы и не распространяться, но летописцы сохранили его для потомков. Итак, слово летописцу: «Итларь и Китан, к Владимиру мириться. Пришел Итларь в город Переяславль, а Кытан стал между валами с воинами; и дал Владимир Китану сына своего Святослава в заложники, а Итларь был в городе с лучшей дружиной. В то же время пришел Славята из Киева к Владимиру от Святополка по какому-то делу, и стала думать дружина Ратиборова с князем Владимиром о том, чтобы погубить Итлареву чадь, а Владимир не хотел этого делать, так отвечая им: "Как могу я сделать это, дав им клятву?". И отвечала дружина Владимиру: "Княже! Нет тебе в том греха: они ведь всегда, дав тебе клятву, губят землю Русскую и кровь христианскую проливают непрестанно". И послушал их Владимир, и в ту ночь послал Владимир Славяту с небольшой дружиной и с терками между валов. И, выкрав сперва Святослава, убили потом Китана и дружину его перебили. Вечер был тогда субботний, а Итларь в ту ночь спал у Ратибора на дворе с дружиною своею и не знал, что сделали с Китаном. Наутро же в воскресенье, в час заутрени, изготовил Ратибор отроков с оружием и приказал вытопить избу. И прислал Владимир отрока своего Бяндюка за Итларевой чадью, и сказал Бяндюк Итларю: "Зовет вас князь Владимир, а сказал так: "Обувшись в теплой избе и позавтракав у Ратибора, приходите ко мне". И сказал Ит-ларь: "Пусть так". И как вошли они в избу, так и заперли их. Забравшись на избу, прокопали крышу, и тогда Ольбер Ратиборич, взяв лук и наложив стрелу, попал Итларю в сердце, и дружину его всю перебили. И так страшно окончил жизнь свою Итларь, в неделю сыропустную, в часу первом дня, месяца февраля в 24-й день».
Затем Мономах и Святополк обрушились на кочевья убитых ханов и устроили там форменный погром. Летописец с гордостью перечисляет до-бычу, взятую в этом походе: скот, коней, верблюдов и челядь. Выступая в этот поход, князья позвали с собой и Олега. Учитывая, что Святополк был великим князем и формально главой всех Рюриковичей, то его приглашение было приказом и Олег должен был подчиниться. Тот пообещал помочь и даже выступил в поход, но до места событий не пошел. Где он бродил и что делал - неизвестно, но слабо верится, что он, выйдя с дружиной в поход, просто устроил пикник. Скорее всего, кого-то он пограбил, но кого - сказать сложно.
Такое поведение черниговского князя рассердило Святополка и Владимира, а вскоре выяснилось, что у Олега нашел приют и сын убитого Итларя. Это было расценено как прямой вызов. Князья послали Олегу ультиматум, гласящий: «Вот ты не пошел с нами на поганых, которые губили землю Русскую, а держишь у себя Итларевича - либо убей, либо дай его нам. Он враг нам и Русской земле». Слушать старших Олег не стал, поэтому было решено его наказать. Сын Мономаха Изяслав вошел в город Муром, который принадлежал Черниговскому княжеству, а значит, должен был быть под властью Олега Святославича. Жители не сопротивлялись и даже помогли выгнать олегового наместника.
Было понятно, что напряжение между старшими князьями с одной стороны и Олегом с братом Давидом может вылиться в новую междуусоб-ную войну, которой непременно воспользуются половцы. Поэтому Свято-полк и Владимир предложили всем встретиться в Киеве и мирно уладить все противоречия, а также договориться о совместных действиях против половцев. Тем более, что те постоянно атаковали одну русскую область за другой.
Послание Великого князя гласило: «Приди в Киев, да заключим до-говор о Русской земле перед епископами, и перед игуменами, и перед мужами отцов наших, и перед людьми городскими, чтобы оборонили мы Русскую землю от поганых». Зная стремление Мономаха по возможности решать проблемы без кровопролития, можно думать, что был бы найден устраивающий всех компромисс. Однако Олег не только не явился, но ответил столь оскорбительным письмом, что возмутились не только князья, но и все киевляне.
Исчерпав возможности дипломатии, Святополк и Мономах подвели итог: «Так как ты не идешь ни на поганых, ни на совет к нам, то, значит, ты злоумышляешь против нас и поганым хочешь помогать, - так пусть Бог рассудит нас». Это было прямое объявление войны, вслед за которым Владимир Мономах и Святополк Киевский перешли от слов к делу. Дружины под их началом начнут поход против Олега, чтобы изгнать его из Черниговского княжества, но не доведут дело до конца, так как в это время на Русь снова вторгнутся половцы. Уж очень вовремя для черниговского князя начнется половецкий поход. Может, и правы были те, кто обвинял его в сговоре со степняками.
Половцы вторглись двумя отдельными армиями. Орда хана Боняка шла по правому берегу Днепра на Киев, а хан Тугоркан ворвался в Пе-реяславское княжество и осадил Переяславль. Мономаху со Святополком пришлось срочно мчаться на выручку своим городам.
19 июля 1096 русская армия скрытно подошла к лагерю Тугоркана и стремительно атаковала его. Победа была полной. Половцы бежали, а русская кавалерия преследовала и рубила врага. Сам Тугоркан, его сын и множество знатных половцев погибли.
Для половцев это был тяжелый удар, ведь много лет подряд Тугоркан наводил ужас на врагов, успев повоевать на пространствах от Дона до Балкан. Он и Боняк сумели объединить отдельные орды западных полов-цев в единую грозную силу. И вот теперь он был мертв. Узнав об этом, вторая половецкая армия бежала от Киева. Своего врага и одновременно тестя князь Святополк похоронил с почестями в Берестове под Киевом.
Имя этого грозного хана осталось в русских былинах, где он выведен под именем Тугарина Змеевича. Кстати, отчество Змеевич дано вовсе не случайно. Змей или дракон был тотемом минимум у одного из родов половцев, а сам их народ наши летописцы называли змеями. При этом, когда в былине говорится о нападении многоголового змея, то, скорее всего, каждая голова означает отдельную половецкую орду, участвовавшую в набеге. Единственное, что исказила былина – это имя победителя. Образ Владимира Мономаха в народной памяти слился с образом Владимира Святого, Владимира Красное Солнышко.
Кстати, раз уж зашла речь о былинах, то резонно спросить, насколько реальными являются их персонажи. Лев Прозоров в своей книге «Богатырская Русь» провел большую работу по анализу древнейших былин. Книга интересна и доступна, так что каждый сам смо-жет оценить версию её автора. Я же коснусь только одного предполо-жения. По мнению Прозорова, герои выведенные в былинах под именами Владимир Красное Солнышко и Илья Муромец, были славянскими вождем и воеводой, которые жили задолго до десятого века. Не вдаваясь в долгие рассуждения, выскажу свое мнение. Все, что мы слышим в былинах, имеет реальное основание. Илья Муромец, покоящийся в Киевских пещерах, есть никто иной, как богатырь Илья Муромец, воспетый в былинах. О его подвигах слагали легенды, ходило много небылиц, но реальная историческая личность была отражена в народном творчестве (так же, как и Добрыня Никитич). Владимир, крестивший Русь, не является Владимиром Красным Солнышком. Здесь совместились образы нескольких человек, и в былинах выведен собирательный образ. Речь идет даже не о двух разных людях, а о 5-6, которые реально жили в разные периоды. Образ в былинах настолько изменен, что в нем трудно узнать реального Владимира т.к. его личностные характеристики лишь процентов на двадцать совпадают с воспетыми. Образ складывался еще до рождения князя и был отражен в народном творчестве. После крещения Руси образ был усилен.
Народное творчество многогранно и многопланово. Оно отражает личностные особенности и качества и сочинителей, и реальных исторических персонажей. Поэтому расценивайте образ Владимира Красное Солнышко как собирательный, включающий, в том числе, и характеристики Владимира, внука княгини Ольги.

Tags: древняя Русь
Subscribe

  • (no subject)

    За что немцы арестовали Бандеру и прочих украинских националистов

  • Лапландская война

    В городе Усинск ко Дню Победы повесили плакат, на котором дизайнер вместо красноармейца разместил фото финского солдата. Блоггеры как водится,…

  • Как поляки австрийцев били

    19 апреля 1809 года произошла Рашинская битва — сражение между войсками Австрийской империи и армией герцогства Варшавского

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment