donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Categories:

Древняя Русь. Мстислав

Наследовал Мономаху его сын Мстислав, который вошел в историю под прозвищем Великого. Его детство закончилось рано. Уже в тринадцать лет по воле отца он стал князем в Новгороде. Разумеется, тяжесть принятия решений с ним делили и отцовские бояре-советники, и знатные новгородцы, но все же это уже была взрослая жизнь, полная ответственности. Это была хорошая жизненная школа, подготовившая князя к суровой жизни воина и правителя. Затем повзрослевший Мстислав правил несколько лет в Ростове, снова в Новгороде, а потом в Переяславе.
SVr_-VT0sAg.jpg

К моменту смерти отца Мстиславу уже было 49 лет, и он был опытным правителем и полководцем. По праву старшего Мстислав занял Киевский престол, но его власть над остальной Русью была под вопросом, потому как младшие сыновья Мономаха были самостоятельными правителями в своих княжествах: Ярополк получил Переяславль, Вячеслав – Смоленск и Туров, Юрий Долгорукий – Ростов и Суздаль, Андрей Добрый — Волынь. Но для всех них старший брат был авторитетом, и они не перечили его воле. А то, что под рукой Мстислава были сильнейшие дружины Руси: собственная киевская, и возглавляемые его сыновьями новгородская и смоленская, очень способствовало его авторитету.
В 1127 году Мстислав вернул под власть Киева бывшее полунезависимым Полоцкое княжество, а полоцких князей с их приближенными выслал в Константинополь. Этим он убил сразу двух зайцев. Во-первых, грекам постоянно нужны были воины, и прибытие русских князей было как нельзя кстати для них. Послав им полотчан, Мстислав показал себя другом и союзником императора. Во-вторых, была пресечена возможность очередной смуты, так как её потенциальные организаторы покинули Русь.
Правление Владимира Мономаха и Мстислава стало временем настоящего расцвета Руси. Казалось, что вернулось золотое время, когда народ мог развиваться, не отвлекаясь на войны. Конечно, это был не всеобщий мир. На границах регулярно происходили стычки с соседями, но это были настолько локальные конфликты, что для основного населения Руси они не представляли угрозы. Половцы, узнав о смерти Мономаха, попытались «показать зубы», но получили такой отпор, что больше не решались воевать. Небольшие пограничные войны с литовцами и чудью в Прибалтике велись на чужой территории. У Руси просто не было таких внешних врагов, которые бы угрожали ей, а внутренние усобицы стихли. Так длилось до самой смерти Мстислава, случившейся 14 апреля 1132 года.

***
Со смертью Мстислава закончился древнейший период истории Русского государства, начавшийся с призвания полулегендарного Рюрика. Больше двух с половиной столетий наши предки воевали и торговали, строили города и осваивали новые территории. Чего же они достигли за это время?
Из отдельных племен сложилось единое государство, которое уже начало распадаться, но все еще оставалось равным передовым государствам своего времени. Род Рюриковичей породнился с большинством правящих династий Европы. В девятом-десятом веках укрепленные поселения, находившиеся вдоль торговых путей, превращаются в полноценные города, в которых развиваются торговля и ремесла. В Киев и Переславль, Чернигов и Смоленск, Любеч и Новгород, Ростов и Полоцк под княжескую руку стекались активные люди самого разного происхождения. Вместе, они двигали вперед и экономику и науку. В городской среде легче, чем в патриархальных селах усваивались новинки, здесь перерабатывались и объединялись разнородные культурные элементы. Города быстро становились центрами политической, экономической и военной силы, а их население начинало влиять на княжескую политику.
В культуре произошли не просто изменения, а свершился настоящий качественный скачок. Самое главное изменение – отход от язычества племенных культов и крещение Руси. Приобщение к христианству дало импульс не только духовному развитию, но и расцвету материальной культуры. Вместе с религией из Греции пришли каменное строительство и камнерезное дело, иконопись и искусство мозаики. Благодаря контактам с Византией, Русь познакомилась не только с христианской философией, но и с наследием античного мира. Вскоре все это даст плоды в виде расцвета национальной русской культуры, вобравшей и переработавшей достижения римской и христианской цивилизаций. После крещения Руси в стране появился новый социальный институт – Церковь, которая быстро росла и вскоре приобрела развитую организационную структуру. Во главе церкви стоял митрополит, сначала назначавшийся Константинопольским патриархом из числа греков, а затем избиравшийся из числа русских монахов и лишь утверждавшийся патриархом. Формально русская церковь до пятнадцатого века подчинялась византийской, хотя на деле была независимой.
800f3b7f78f9d0e49d7716bac69c502f.jpg

На одну ступеньку ниже митрополита в церковной иерархии находились епископы, которые руководили делами церкви на больших территориях – епархиях. Первоначально было пять епархий, но со временем их число выросло до пятнадцати. Это связано с тем, что после дробления Руси на отдельные княжества, каждый князь стремился, чтобы в его столице был «собственный» епископ. Как и в других православных церквях, на Руси епископом мог стать только монах. Если же кандидат в епископы был женат, то сначала он рвал семейные узы и постригался в монахи, а его жена, как правило, становилась монахиней. Кроме чисто церковных дел, епископы должны были выступать еще и судьями. В их компетенцию входило вынесение приговоров по всем делам, в которых участвовали представители духовенства, а также они принимали решения по целому ряду гражданских вопросов.
Первые годы своего существования Церковь находилась на содержании князей, но вскоре появились и другие источники доходов. Помимо дававшейся им десятины от княжеских доходов, митрополит и епископы сами владели землями, селами и даже городами. У них были слуги и зависимые крестьяне. Опираясь на свою материальную мощь, Церковь могла успешно влиять на политическую, культурную и экономическую жизнь Руси. Церковные иерархи выступали посредниками при княжеских конфликтах, выступали гарантами соблюдения договоренностей, могли выполнять роль послов.
С середины одиннадцатого века на Руси начинают строиться монастыри, которые были не только сакральными, но и экономическими центрами и имели большое влияние на русское общество. Только в Киеве к концу 11 века было девять монастырей, из которых два были женскими. Крупные монастыри, вроде Киевско-Печерского, были центрами просвещения. Тут были библиотеки, велись летописи, сочинялись проповеди, с которыми во внешний мир отправлялись миссионеры…
В десятом веке для русичей начался письменный период культуры . Благодаря созданному святыми Кириллом и Мефодием алфавиту наши предки получили адекватные графические символы для отображения устной речи. В этом наше преимущество перед западными славянами, которые вынуждены были приспосабливать под себя во многом чуждую латиницу. Каждая литера не просто передавала звук, а имела собственное название-значение: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро и т.д., поэтому наш алфавит получил по первым двум буквам свое название – Азбука. Некоторые исследователи считают, что азбука не случайный набор знаков, а осмысленное послание. Например, «Аз буки веди, глаголь добро есть» в переводе на современный язык означает «я буквы знаю, слово ценность есть».
Кстати, для записи чисел использовались те же самые буквы, но с добавлением над ними небольшого значка в виде волнистой линии – титла. Первая буква азбуки соответствовала единице, вторая буква «Буки» была по непонятным причинам пропущена, а третья соответствовала двойке и так далее до девяти. Десятки и сотни записывались отдельными буквами. Например «10» передавалась буквой «i», а «20» соответственно «к» … Всего для записи цифр использовалось 27 знаков-букв, от «аз» (единица) и до «цы» (девятьсот). Комбинируя эти буквы можно было написать любое число от 1 до 999. Для обозначения тысяч использовался еще один знак – наклонная линия, которую пересекали две черточки, а если счет шел на десятки тысяч, то они отмечались первыми буквами алфавита, но без титла, а сами буквы брались в кружок. Для изображения сотен тысяч кружок составлялся из точек, а для миллионов – из черточек. Числа, как и сегодня, записывались слева направо от большего разряда к меньшему, но было и исключение – числа с одиннадцати до девятнадцати писались наоборот – сначала ставились единицы, а потом только «i»-десятка.
Благодаря школам, в средневековой Руси грамотность была массовой, а русские князья были лучше и разностороннее образованы, чем западноевропейские короли. О том, что и простые горожане на Руси были грамотными, свидетельствуют сотни берестяных грамот – записок нацарапанных на березовой коре, найденных археологами в Новгороде и других северных городах. Среди этих записок есть и частная переписка, и деловые документы, и даже ученические записи. Кроме того, тексты, которые не нужно было хранить долго, писали на покрытых воском деревянных дощечках. Когда надобность в надписи отпадала, её просто затирали и писали новый текст. Самая древняя из дошедших до нас книг, так называемый Новгородский кодекс, состоит из трех таких покрытых воском дощечек, на которых неизвестный автор в конце десятого или начале одиннадцатого века записал несколько псалмов. Эти дощечки размером 19х15х1 сантиметр, были обнаружены при раскопках летом 2000 года. Вырезаны они были из липы, и в каждой сделано залитое воском прямоугольное углубление. На центральной дощечке такие долы вырезаны с двух сторон, а на крайних - только по одному. По краям всех дощечек есть отверстия, в которые вставлялись штырьки, соединяющие дощечки в единую книгу. Когда она была в сборе, то получалось, что это книжка из четырех страниц, при этом внешние стороны первой и третьей дощечек играют роль обложки.
Как установили ученые, в землю эта деревянная книга попала не позже 1036 года, а сделана была около 1015 года. Неизвестный автор много раз делал записи, которые потом затирал, и снова писал. Некоторые из записей удалось восстановить по царапинам, оставшимся на дереве под воском. Зато написанные последними псалмы 75, 76 и часть псалма 67 остались на воске, и сегодня свободно читаются невооруженным глазом.
Серьезные книги писались на пергаменте – особым образом выделанной телячьей коже, богато украшались. Самой старой известной сегодня пергаментной книгой является Остромирово Евангелие, написанное в 1056-1057 годах дьяком Григорием по заказу новгородского посадника Иосифа Остромира. Это книга была написана на 294 листах пергамента и богато украшена рисованными миниатюрами. Автор в конце книги сделал особую приписку, в которой рассказал об истории создания этой книги.
При крупных монастырях и богатых храмах в больших городах существовали настоящие библиотеки, в которых находились переведенные с греческого богослужебные книги, жития святых, сборники изречений и исторические хроники. Впрочем, вскоре стали появляться книги и русских авторов.
В начале двенадцатого века на свет появилась Повесть временных лет – наиболее ранняя и известнейшая русская летопись. Книга была написана в Киеве, она начинается с легенд о происхождении славян и оканчивается событиями 1117 года. Автором Повести считается монах Киево-Печерского монастыря Нестор, хотя, скорее всего, у нее было несколько творцов. По версии академика А.А. Шахматова, основой для Повести послужили неизвестные нам более древние летописи десятого века, которые Нестор упорядочил и дополнил. Эта летопись стала основой для всех последующих средневековых исторических хроник. Она часто включалась как составная часть в последующие хроники и до нас дошла в копиях, написанных в четырнадцатом веке.
Еще одним популярным жанром древнерусской литературы были жития святых, посвященные как русским святым, так и зарубежным подвижникам.
В материальной культуре Русь шла в ногу со своим временем, ни в чем не уступая Европе. В это время наши предки знали до семи десятков различных ремесленных специальностей. Было хорошо развито плотницкое, кузнечное и гончарное дело. Большого мастерства достигли русские оружейники и ювелиры. Каменные храмы украшались мозаикой и фресками, причем на фресках зачастую изображались мирские сюжеты.
В этот период были созданы культурные традиции, ставшие фундаментом для большинства дальнейших наших достижений.

Tags: древняя Русь
Subscribe

  • (no subject)

    Кто и почему ненавидит Сталина

  • (no subject)

    Небратья умеют удивлять. Сначала они запретили ввоз в страну российские вакцины, так как «воюют» с Кремлем, а потом умудрилась…

  • Что делать с оппозицией

    Недавнее обострение в политической жизни показало интересное расслоение среди россиян, выразившееся в заочном споре Юлии Витязевой и публициста…

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments