Более ранние части смотрите по тэгу "
Древняя Русь"
Как мы уже упоминали, с именем Юрия Долгорукого неразрывно связана история Москвы, основателем которой считается этот князь. Справедливости ради отметим, что поселения на месте будущего города существовали и до него, но именно по приказу Юрия Владимировича был построен город-крепость. Причем, строительство началось с кровопролития, так как по приказу князя был казнен владевший этими землями суздальский боярин Кучко. А на конфискованных землях у Москвы-реки была заложена крепость, сначала называвшаяся Кучковым, а затем Москвой. Кем был Кучко и за что был казнен, достоверно неизвестно, хотя есть несколько легенд, объясняющих поступок князя. Дети же боярина - вполне исторические персонажи, о которых сохранились сведения. Его дочь Улита стала женой Андрея Боголюбского, а сыновья сперва были приняты Долгоруким себе на службу, а впоследствии участвовали в убийстве Андрея Боголюбского.
Новый город располагался очень удачно: на пересечении торговых путей между Двиной, верхним Днепром, Волгой и Доном, кратчайшая дорога между которыми шла по долинам рек Москвы и Клязьмы. Кроме того, в этом районе сходились границы сразу четырех княжеств: Суздальского, Рязанского, Смоленского и Черниговского, так что в случае войны Москва была стратегически важным центром обороны.
До сих пор нет единого мнения, откуда произошло название реки Москва, давшее имя городу. Одни авторы считают, что это производное от древнего славянского слова «моск», означавшего влажное, топкое место. Другие ученые ищут расшифровку в языке финно-угорских племен, населявших эти земли до славян. У них «ва» означало вода, река. Правда тогда остается непонятной первая часть названия, слово «моск», так как его нельзя правдоподобно объяснить ни на одном из языков народов финно-угорской группы живших в этих местах. Кроме того, первые упоминания в летописях называют город «Московъ», а не «Москва», так что эта версия, скорее всего, не самая достоверная.
Есть предположение, что это слово осталось с древних времен, когда единая общность жителей Восточной Европы еще не разделилась на балтские и славянские племена. Поэтому и в славянских, и в балтских языках есть сходные по звучанию слова с общим смыслом, а сам топоним Москва можно объяснить как «слякотная река», «болотистая река», «река с топкими берегами» и т. д. Действительно, в своих верховьях река была именно такой.
Но как бы ни объяснялось слово «Москва», городу с этим названием была суждена великая судьба.
Как по мне, самая правдоподобная. Т.к. "Москва" не имеет НИКАКОЙ (ни словянской, ни фино-угорской, ни тюркско-булгарской) этимологии.
А вот Москов, Москово, Мошково от "мошка", учитывая ясные указания на болотистую местность, очень объяснимо и прозрачно.
Вот если параллельно взять немецкое слышанье словянских топонимов(лишь малую часть подобных):
Buckau - Буков(о), Быков(о)
Cracau - Краков(о)
Тorgau - Торгов(о)
Zwickau - Цвиков(о)
и
Moskau - Москов(о)