donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Андрей Боголюбский

Более ранние части смотрите по тэгу "Древняя Русь"


После захвата Киева и бегства Мстислава Изяславича на Волынь Андрей Боголюбский стал сильнейшим князем Руси и мог сесть на престол Великого князя в Киеве, однако, он поступил иначе. Этот город он отдал своему брату Глебу, а сам, приняв титул Великого князя, остался во Владимиро-суздальском княжестве. Вековые традиции были сломаны, а столицей Руси отныне стал молодой город Владимир на реке Клязьме. Киев остался крупным экономическим и религиозным центром, но его политическое влияние упало.
Так закончился Киевский период русской истории, начавшийся в десятом веке. Вообще, справедливости ради отметим, что древнейший этап нашей истории закончился со смертью Мстислава Великого, когда Русь стремительно пошла вразнос, а из-под власти Киева выходило одно княжество за другим. Судорожные попытки отдельных Великих князей снова объединить государства заканчивались неудачей, словно попытки реанимировать уже остывший труп. Андрей Боголюбский лишь нанес последний удар по рушившейся системе. Вместо канувшей в лету торговой империи Рюриковичей он начал строить новую русскую цивилизацию, основанную на принципах централизации власти, самодержавия князя и усиления духовной составляющей жизни.
Фигура Андрея Боголюбского настолько велика в истории, а совершенное им столь огромно, что этого князя можно смело назвать одним из титанов русской истории. Как и большинство князей того времени, значительную часть жизни он провел в походах и сражениях. Сначала как полководец своего отца, затем как самостоятельный владыка. При этом летописцами не раз была отмечена потрясающая личная храбрость молодого князя, первым кидавшегося в бой. Чтобы в период постоянного звона мечей на тебя обратили внимание летописцы, нужно было действительно быть незаурядным витязем. Летописцы отмечают у юного князя еще одну особенность: он не искал славы или одобрения у современников, сверяя свои поступки лишь с Божьей волей. От отца, Юрия Долгорукого, он унаследовал упорство, решительность и гордый нрав. Помимо этого Андрей получил прекрасное для своего времени образование. Понятное дело, что обучение шло, в основном, по двум направлениям: военное искусство и Закон Божий. В итоге князь вырос ревностным христианином и при этом прекрасным воином.
После того, как Великим князем киевским стал его отец, Андрей Юрьевич был назначен князем города Вышгород, однако вскоре покинул этот город и самовольно вернулся в родное Суздальское княжество. Тут на Северо-востоке он выбрал для своей столицы небольшой городок Владимир, заложенный еще Святым Владимиром и укрепленный Мономахом. Несмотря на солидный возраст, город Владимир до двенадцатого века оставался небольшим укреплением в Суздальской земле и никакой значительной роли в жизни Руси не играл. В отличие от второго города Владимира – столицы Волынского княжества на западе современной Украины. Чтобы не путать эти города, их иногда еще называют Владимиром-Волынским и Владимиром-Залесским. Мы же будем называть Владимиром именно город на реке Клязьма в Суздальской земле, куда в 1157 году перенес свою столицу Андрей Боголюбский.
Уходя из Вышгорода, князь Андрей захватил из местного монастыря икону Богородицы, по преданию написанную самим евангелистом Лукой. Первоначально князь планировал оставить образ в Ростове, как самом крупном центре княжества, но недалеко от Владимира кони, которые везли повозку с иконой, встали, и никакими усилиями не удалось заставить их ехать дальше. В упряжке сменили лошадей, но и они отказались двигаться с места. Пришлось делать привал и заночевать на этом месте, а ночью во сне к Андрею явилась Богородица и повелела вести икону во Владимир. Князь так и поступил, а на месте, где к нему явилась Матерь Божья, приказал построить село, названное Боголюбово. Вскоре оно превратилось в любимую княжескую загородную резиденцию, и даже свое прозвище Андрей Юрьевич получил в честь этого места.
Как уже говорилось, наиболее крупными городами Северо-восточной Руси в то время были Ростов и Суздаль. Первый вообще один из самых древних городов Руси, существовавший задолго до Рюрика, недаром его частенько называют Ростовом Великим. Оба города были богатыми ремесленными и торговыми центрами региона. Но, с точки зрения князя, у этих городов был серьезный минус: в них издревле были вечевые порядки, плюс сильное боярство. Из-за этого власть князя в этих городах была бы сильно ограничена. Именно поэтому столицей стал Владимир, где никто не мог перечить князю, а тем более тягаться с ним в силе и богатстве. По воле князя в городе началось масштабное строительство. По киевскому образцу на центральном въезде во Владимир были созданы монументальные белокаменные Золотые ворота, которые имели не только военное значение, но и, прежде всего, были призваны символизировать княжескую силу и богатство. Дубовые створы ворот были обиты позолоченной медью и в солнечных лучах блистали подобно чистому золоту. Над воротами вторым ярусом возвышалась церковь Положения риз Богоматери. Для неизбалованных роскошью жителей двенадцатого века это было незабываемое зрелище. Кстати, эти ворота сохранились до сих пор. Дошел до нас и роскошный Успенский собор, поставленный князем Андреем.
На случай военной угрозы город был хорошо укреплен. Во-первых, он изначально был основан на удачном для обороны месте - на стрелке у слияния рек Клязьмы и Лыбеди . Реки имели высокие обрывистые берега, дававшие хорошую защиту, а вторую часть города прикрывали овраги, со временем превращенные во рвы. За рвами были насыпаны валы, основаниями которых служили заполненные камнем и глиной дубовые срубы-городни. Поверх городен насыпались валы высотой до десяти метров и шириной у основания до тридцати. И в самом верху валов шла рубленная из дерева стена-ограда. Эти валы тянулись вдоль рвов и речных берегов, повторяя все их изгибы. Общая длина укреплений составляла семь километров. По сегодняшним меркам немного, но для своего времени – это был большой город. Для сравнения периметр укреплений Киева был меньше пяти километров, а у Новгорода - около шести.
В своей загородной резиденции Боголюбово великий князь построил роскошный каменный дворец, соединенный с собором Рождества Богородицы. От этого комплекса сохранилась невредимой лишь Лестничная башня, в которой и погиб князь. На месте древнего храма и на его фундаменте в восемнадцатом веке была отстроена новая церковь.
В полукилометре от Боголюбово на речном берегу у слияния рек Нерли и Клязьмы по воле князя возникла потрясающе красивая белоснежная церковь Покрова Богородицы. Обе реки в средневековье были важными торговыми маршрутами, так что новая церковь оказалась на перекрестке дорог с оживленным движением. Она как бы встречала купцов или послов, плывущих во Владимир, символизируя богатство новой столицы. Место для строительство было выбрано низинное, поэтому сначала зодчие насыпали холм, который облицевали камнем, а уже затем заложили стены. В итоге, когда вода разливается, храм оказывается на рукотворном острове. Хотя сегодня храм кажется идеальным и эталонным, изначально он выглядел иначе. С трех сторон его окружали каменные галереи высотой в половину здания, которые не сохранились. Зато сама церковь не просто сохранилась до наших дней, но сегодня она вполне обоснованно является одним из символов России.
Немного отвлекусь от истории. Автору этих строк пару лет назад повезло побывать во Владимире как туристу. На меня город произвел очень хорошее впечатление. Украшенный древними соборами, он чем-то напоминает Киев, но гораздо чище, аккуратнее. Нет в нем столичной суеты. Так что рекомендую всем читателям провести выходные, гуляя по его улицам. Вообще же Владимир – это один из тех городов, в которых должен побывать каждый русский человек. Благо, что от Москвы на машине можно добраться до Владимира всего за пару часов.
После смерти отца в 1157 году Андрей, фактически правивший Северо-востоком, и де-юре становится князем Владимирским, Ростовским и Суздальским.
Прекрасно видя, к чему привели Русь княжеские усобицы, Боголюбский на своей земле сразу же предпринял меры по устранению всех возможных претендентов на власть. Вопреки обычаю, он не дал ни одному из своих братьев уделов, а затем и вовсе выгнал из княжества свою мачеху, братьев и племянников. Конечно, не по-семейному действовал князь, зато этим действием гарантированно были исключены разорительные междоусобные войны.
Затем князь начал закручивать гайки дальше. Привыкшие к вольготной, практически независимой жизни бояре были приведены князем в повиновение. Часть из них он изгнал из княжества, часть посадил в темницу. В общем, местную элиту князь заметно проредил и отодвинул от реальной власти. Зато для простого люда правление Боголюбского было выгодным, ведь можно было работать не боясь, что однажды твой дом и поле походя сожгут при очередной войне между князьями. Не знал русский северо-восток и жестоких набегов половцев. Так что край превратился в тихую гавань на фоне постоянной войны в южных княжествах. Не удивительно, что из разоряемых Киева и Переяславля двинулся поток переселенцев на северо-восток. Благодаря этому княжество крепло и богатело.
С падением Киева в 1169 году абсолютно всем стало ясно, что начался новый этап в жизни Руси. И снова Андрей Боголюбский поступает вопреки традиции. Он не перебирается в захваченный Киев, а остается править во Владимире.
Спустя два года скончался его брат Глеб, оставленный на киевском княжении. Освободившееся место занял Владимир Мстиславич, но не прошло и года, как и он скончался. На киевский трон взошел смоленский князь Роман Ростиславич – союзник Боголюбского по походу 1169 года. Правда, отношения между князьями вскоре испортились, так как до Андрея дошли слухи, что Глеб умер не своей смертью. Он послал в Киев своего боярина Михна с требованием выдать на суд и расправу трех приближенных своего покойного брата, которых считал отравителями: Григория Хотовича, Степанца и Олексу Святославича.
Вполне справедливое требование, но по каким-то причинам Роман отказал союзнику в этой просьбе. Возможно, он руководствовался представлением о чести, запрещающем предавать своих людей, а возможно, и вправду дело было нечисто. Получив отказ, Боголюбский начал воспитательные меры. Первым делом он приказал Роману покинуть Киев, а новым правителем матери городов русских назначил своего брата Михаила. Кроме того, он приказал и остальным братьям Ростиславичам уйти из занимаемых городов и вернуться в границы их отчины – Смоленского княжества.
«Не ходишь в моей воле с братьями своими, так ступай вон из Киева, Давыд из Вышгорода, Мстислав – из Белгорода; ступайте все в Смоленск и делитесь там, как хотите», - написал Великий князь Роману. Тот послушался и выехал из Киева, зато его братья Рюрик, Давыд и Мстислав, возмутились и подчиняться отказались наотрез. Объединив дружины, они внезапно захватили Киев и уговорили Романа начать войну против Боголюбского.
Князь Андрей попытался образумить восставших и снова послал боярина Михна с посольством. Однако, едва только посол начал говорить, как Мстислав Ростиславович приказал схватить его и обрить волосы и бороду, что по нормам того времени было страшнейшим оскорблением. Чтобы лучше понять значение бороды для наших предков, стоит вспомнить, что по законам «Русской правды» нанесенный чужой бороде урон карался штрафом в двенадцать гривен, а избиение до крови свободного человека всего тремя.
После этой дикой выходки война стала неизбежной. По призыву Боголюбского в поход выступили ростовцы, суздальцы, владимирцы, переяславцы, белозерцы, муромцы, новгородцы и рязанцы. Общее командование князь поручил своему сыну Юрию, которого напутствовал словами: «Рюрика и Давыда выгоните из моей отчины, а Мстислава схватите и, не делая ему ничего, приведите ко мне». По пути к карательному походу присоединились черниговские и полоцкие князья. Правда, вся эта сила не помогла достичь задуманного. Ростиславичи отдали Киев без боя, зато грозное войско суздальского князя девять недель простояло у укрепленного Вышгорода, где засел Мстислав Ростиславич, но так и не смогло его взять. Почти каждый день проходили схватки, но город оставался непреступным.
И тут фортуна отвернулась от осаждающих. Луцкий князь Ярослав Изяславич, командовавший волынской дружиной, рассорился с союзниками и перешел на сторону осажденных, которые пообещали ему отдать Киев. Испугавшись оказаться отрезанными от своих баз, войска союзников Боголюбского стали отходить. Вскоре отступление превратилось в бегство. При этом многие погибли при переправе через Днепр, когда на них обрушился вышедший из Вышгорода Мстислав Ростиславич. «Пришли с высокомерием, отошли в дома свои со смирением» - комментировал С.М. Соловьёв результаты этого похода для суздальцев.
Благодарные за помощь Ростиславичи действительно отдали своему спасителю Киев, но мирная жизнь на Юге так и не наступила. Против нового князя киевского выступили черниговские князья, и город несколько раз переходил из рук в руки. Самое удивительное, но Ростиславичи, из-за которых и началась эта война, вскоре примирились с Андреем Боголюбским.
Воевал Андрей много и в основном удачно. Он неоднократно побеждал дружины русских князей-конкурентов, громил волжских булгар и мордву. Хотя, разумеется, случались и у него провалы. Например, зимой 1169/70 годов победоносное смоленско-суздальско-рязанское войско, только что взявшее Киев, двинулось против Новгорода. Казалось бы, нападавших ждет гарантированный успех, ведь их преимущество было более чем весомым. Они даже перед боем разделили Новгород на зоны влияния, чтобы каждая дружина грабила исключительно «свою» улицу, не ссорясь из-за добычи. Однако под самыми стенами своего города новгородцы наголову разгромили противника. В плен попало столько суздальцев, что, по преданию, победители продавали их по две ногаты за человека. Это дешевле, чем стоила овца. Кстати, интересный вопрос: кому их продавали?
Это сражение достаточно известно публике благодаря тому, что было запечатлено на целом ряде новгородских икон и сказаний. При этом сразу же после битвы родилось несколько вариантов объяснения случившегося. По одной версии, новгородцам помогла Богородица, по молитве новгородских священников ослепившая суздальцев. По второй, в лагере осаждавших началась эпидемия, ослабившая армию. Из-за этого новгородцы и победили. Понятное дело, что первая версия нашла отражение в новгородских источниках, а вторая - в суздальских.
Кстати, если о походе Боголюбского известно всем интересующимся историей, то о его причинах мало кто знает. Обычно, князя просто обвиняют в стремлении покорить вольнолюбивый город. Особенно любят эту версию правые авторы: мол, злой князь-полуполовец, деспот и азиат, решил расправиться с непокорным русским вечевым городом, а белые и пушистые истинные арийцы-новгородцы героически отбили посягательства на свою свободу.
На самом деле, если разобраться, то все было гораздо сложнее. И новгородцы оказываются не невинными овечками, да и Андрей Боголюбский не прихоти ради начал войну. Все началось за два года до битвы, когда двиняне отказались платить дань Новгороду и обратились к Андрею с просьбой о вхождении их земли в его княжество. Тот, естественно, согласился. Однако новгородцы послали карательный отряд на Двину и начали выбивать из местного населения налоги. То есть, по сути, именно новгородцы первыми начали безобразничать, напав на княжеских подданных. А когда спешно прибывший суздальский боярин с отрядом дружинников по-хорошему попросил новгородцев оставить народ в покое, те взялись за оружие и устроили бойню. Если верить новгородскому «Слову о знамении Святой Богородицы», то в столкновении погибло до восьми сотен подданных Боголюбского. Скорее всего, эта цифра преувеличена, но все же она дает представление о новгородском «миролюбии».
Реакция любого нормального вождя на произошедшее должна быть такой: «Что?! Наших бьют? Дружина, подъем! Пошли справедливость восстанавливать!». Боголюбский так и отреагировал. Если хотите, то в этих событиях можно увидеть прообраз действий братвы образца лихих девяностых годов. Коммерсанты (двиняне) отказываются от услуг одной крыши (новгородцев) и идут под защиту другого авторитета (Боголюбского). Представители крыш проводят «стрелку», которая заканчивается кровопролитием.
Несмотря на поражение в бою, Андрей все же добился своего. Только другим путем: он просто перекрыл подвоз продовольствия в Новгородскую землю. Немного поголодав, новгородцы в 1170 году согласились на все условия Великого князя.


Tags: древняя Русь
Subscribe

promo nemihail 14:00, вчера 30
Buy for 20 tokens
Удивительно тонкий киношный троллинг, в определенный момент фильма у людей появляется стойкое отвращение к нетрадиционным связям, однако возникает оно именно в самом конце, когда ваш мозг буквально вывернут наизнанку. История про нарушение не только личного пространства, но и... (фото: Яндекс…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments