donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Category:

Андрей Боголюбский. часть 2

Более ранние части смотрите по тэгу "Древняя Русь"

Никаких прижизненных портретов князя не сохранилось, так что представить, как он выглядел, можно исключительно по описанию его внешности в летописях либо проведя реконструкцию по черепу. Татищев, опираясь на древние источники, описывал внешность и характер Андрея Боголюбского следующим образом: «Сей князь роста был не вельми великого, но широк плечами и крепок, яко лук едва кто подтянуть мог (т.е. не у многих хватало сил натянуть его боевой лук), лицом красен, волосы кудрявы, мужественен был в брани, любитель правды, храбрости его ради все князья его боялись и почитали, хотя часто и с женами и дружиной веселился, но жены и вино им не обладали».
Первую реконструкцию внешности князя провел известный антрополог, профессор Михаил Михайлович Герасимов еще в сороковых годах прошлого века. Долгое время основанный на работе Герасимова скульптурный портрет Андрея Боголюбского считался наиболее близким к оригиналу. Его массово тиражировали в учебниках, исторических книгах и статьях. Хотя, конечно, у зрителей возникало недоумение, отчего же это в облике русского князя явственно просматриваются монголоидные черты. Для объяснения этого парадокса обычно ссылались на то, что матерью князя была половчанка. При этом как-то забывалось, что половцы, как и булгары, внешне были чистыми европейцами.
Только в 2007 году были проведены повторные исследования останков великого князя. И выяснилось, что, лепя свой портрет, Герасимов, мягко говоря, был неточен. Боголюбский был явным европейцем!
Также исследования подтвердили слова Татищева, что князь был человеком невысоким (примерно 170 сантиметров), но с очень крепким телосложением. Кроме того, выяснилось, что у него срослись два позвонка в шее, из-за чего он не мог наклонить голову. Поэтому князь всегда держал голову прямо, что отмечали его современники. Правда, они объясняли это гордостью Андрея.
Новое исследование провел заведующий отделом судебно-медицинской идентификации личности Российского центра судебно-медицинской экспертизы, профессор Виктор Звягин. В феврале 2008-го стали известны первые результаты. Из них следовало, что «мнение проф. М. М. Герасимова (1949 г.) о наличии монголоидных особенностей внешности Андрея Боголюбского, основанное на визуальном анализе краниологических данных, является субъективным, не подтверждается результатами настоящего исследования. Выводы: исследуемый череп достоверно принадлежал мужчине европеоидной расы с внешностью, характерной для представителей средне-европейского антропологического типа ».
Так что князь был типичным русичем и ничем внешне не отличался ни от своих подданных, ни от нас, современных.
Боголюбский был глубоко верующим человеком. Поэтому неудивительно, что делам церковным он уделял большое внимание. Причем, он не только много и горячо молился и жертвовал гигантские средства на строительство церквей и монастырей, но и вмешивался во внутренние дела церкви. По его воле были установлены праздники Покрова Пресвятой Богородицы и Спаса. Усилиями Андрея Боголюбского на Руси сложился культ почитания Богородицы, которую Андрей считал покровительницей своей земли.
Своей волей князь изгнал из Ростова (тогда именно этот город был духовным центром Северо-востока) двух епископов, с которыми у него не сложились отношения. Кроме того, князь попытался добиться у Константинопольского патриарха разрешения разделить русскую церковь на две митрополии: Киевскую и Владимирскую. Патриарх отказал, но разрешил перенести епископский престол во Владимир.
Пройдя невредимым через десятки боев, князь погиб в собственном доме. Как и многим великим властителям, удар ему нанесли те, в преданности кого он не сомневался. Заговор против князя составили его ближайшие бояре и слуги.
Тут нужно сделать небольшое отступление. Как вы помните, Юрий Долгорукий казнил боярина Кучку. Однако дети казненного не пострадали. Более того, дочь Кучки Улита вышла замуж за Андрея Боголюбского, а её братья стали служить этому князю. По каким-то причинам один из братьев был казнен по приказу Боголюбского.
Тогда брат казненного, Яким Кучкович, вместе с зятем Петром решили отомстить. Они сумели подговорить еще нескольких слуг и, основательно напившись вина для храбрости, в ночь с 28 на 29 июня 1174 года отправились убивать своего господина. Андрей спал в своей опочивальне за закрытой дверью. Один из заговорщиков постучал, и они попытались хитростью заставить князя открыть дверь, но тот не поверил. Тогда бояре кинулись вышибать дверь. Князь бросился к своему мечу, но его не оказалось на месте. Как выяснилось впоследствии, меч заранее выкрал ключник Анбал, пока князь был в соборе. Наконец убийцы ворвались в опочивальню и набросились на безоружного князя. Хоть и лишенный оружия, Андрей яростно отбивался. Первого из нападавших он сумел сбить с ног, но затем и сам пал изрубленный мечами. Посчитав, что дело сделано, убийцы спустились обмыть удачу, но вдруг один из них, зачем-то вернувшийся на место преступления, обнаружил, что тело пропало. С криками: «Князь ожил!» он кинулся к остальным. После замешательства они бросились назад, зажгли свечи и нашли князя по кровавому следу. Он не смог далеко отползти и убийцы догнали его на лестнице. Андрей только успел произнести: «Господи! В руки твои передаю дух свой!». Израненного князя добили, а безжизненное тело бросили во дворе. В тот же день заговорщики дочиста разграбили княжескую резиденцию.
На следующее утро заговорщики убили доверенного княжеского слугу Прокопия и, возможно, еще некоторых сторонников князя. По версии, записанной в созданной гораздо позднее произошедшего «Повести о начале Москвы» и «Тверского летописца», в заговоре участвовала княжеская супруга. В Ипатьевской и Лаврентьевской летописях о её участии в убийстве мужа нет ни слова. В любом случае, убили князя те, кому он верил. Сразу же после убийства в Боголюбове и Владимире начались беспорядки. Сначала местные жители дограбили оставшуюся без защиты княжескую резиденцию, потом принялись сводить счеты с княжескими управляющими и прочими представителями власти, которым вспоминали (или выдумывали) все обиды и под шумок грабили.
Летописец так описал происходившее : «Прибежал на княжий двор Кузьма-киевлянин: «Уже нету князя: убит!» И стал расспрашивать Кузьма: «Где убит господин?» — и ответили ему: «Вон лежит, выволочен в сад! Но не смей его брать, все решили бросить его собакам... Если же кто приступит к нему — тот враг нам, убьем и его!» И начал оплакивать князя Кузьма: «Господин мой! Как ты не распознал мерзких и бесчестных врагов своих, идущих тебя убить? И как это ты не сумел победить их, некогда побеждавший полки неверных болгар?» — и так оплакивал он князя. И подошел ключник Анбал, родом яс, управитель всего княжьего дома, надо всеми власть ему дал князь. И сказал, взглянув на него, Кузьма: «Анбал, вражий сын! Дай хоть ковер или что-нибудь, чтобы постлать или чем накрыть господина нашего». И ответил Анбал: «Ступай прочь! Мы хотим бросить его собакам». И сказал Кузьма: «Ах, еретик! Уже и собакам бросить! Да помнишь ли ты, жид, в каком платье пришел ты сюда? Теперь стоишь ты в бархате, а князь лежит наг, но прошу тебя честью: сбрось мне что-нибудь!» И сбросил тот ковер и плащ. И, обернув ими тело, понес Кузьма в церковь и сказал: «Отоприте мне церковь!» — и ответили: «Брось его тут, в притворе, что тебе за печаль!» — ибо все уже были пьяны. И подумал Кузьма: «Уже, господин, и холопы твои знать тебя не хотят; бывало, купец приходил из Царьграда иль из иной стороны, из Русской земли, и католик, и христианин, и язычник любой, и ты говорил: «Введите в церковь его и в палаты, пусть видят истинное христианство!» — и принимали крещенье и болгары, и жиды, и любые язычники, увидев славу божью и украшенье церковное! И те теперь больше оплачут тебя, а эти и в церковь не дают положить».
И так положил его в притворе, накрыв плащом, и лежало тут тело два дня и две ночи. На третий день пришел козьмодемьянский игумен Арсений и сказал: «Хотя мы и долго взирали на старших игуменов, но долго ли этому князю лежать так?! Отоприте мне церковь, отпою его и положим в гроб. А когда уляжется эта смута, то, придя из Владимира, перенесут туда князя». И пришли клирошане боголюбские, взявши, внесли тело в церковь и вложили в каменный гроб, отпев над ним погребальные песни с игуменом Арсением вместе. Жители же Боголюбова разграбили княжеский дом и ограбили строителей, которые сошлись на строительство зданий,— золото, и серебро, и одежды, и ткани, и добро, которому нет числа. И много случилось бед в его области: дома посадников и управителей пограбили, а самих их, и слуг, и стражей убили, дома их пограбили, не ведая сказанного: «Где закон — тут и обид много». Грабители приходили грабить и из деревень. Грабежи начались и в самом Владимире, пока не стал ходить Микула с образом святой Богородицы в ризах по городу — тогда пресеклись грабежи».

Tags: древняя Русь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments