donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Category:

Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)

Обнаружил на топваре статью о немецких радиоуправляемых танках периода Втиорой мировой.

С 1943 года некоторым армейским танковым подразделениям для решения специальных задач придавались подразделения управляемых по радио машин типа В-IV (Sd.Kfz.301)
Дистанционно-управляемая по радио машина типа B-IV (в советских документах тех лет она именовалась «телетанкетка») представляла собой гусеничную машину малых габаритов, управляемую по радио из обычного танка (Т-III, T-IV и др.) и несущую на борту сбрасываемый контейнер с зарядом взрывчатого вещества. Машина предназначалась для взрывных работ, а также разведки местности и противника.
Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)
Телетанкетка Borgward-IV (Sd.Kfz.301)
Согласно положений «Временного наставления по использованию радиотанкеток», командование Вермахта определяло следующий перечень задач, решаемых с помощью машин типа В-IV:
разведка обороны противника перед первым танковым эшелоном в полосе наступления танковых соединений, путем вызова на себя огня противотанковых средств и выявления минных полей;
разведка местности с целью определения её проходимости (болота, крутые скаты, ложбины, противотанковые рвы, непросматриваемые овраги и д.р.);
разрушение долговременных оборонительных сооружений и сооружений полевого типа;
уничтожение (подрыв) тяжёлых танков противника;
подрыв мостов и других сооружений при невозможности использовать для этого сапёров;
уничтожение живой силы противника (в радиусе до 40 метров — убойное действие, до 80 метров — временный вывод из строя.)
В более поздних документах к перечню задач, решаемых машинами типа В-VI. добавились такие, как дегазация местности и ослепление противника путем постановки дымовых завес . При использовании машины для дегазации местности в контейнер вместо взрывчатого вещества помещалось дегазационное оборудование. Для задымления местности на танкетку устанавливались устройства для дымопуска.


Серийные модификации
Существовало три серийные модификации телетанкетки B-IV.
Sd.Kfz.301 Ausf.A
Главное отличие от остальных машин гусеничные траки с резиновыми подушками, которые на Sd.Kfz.301 Ausf.B-C были заменены другими траками (без подушек). Ведущее колесо имело вместо зубьев цилиндрические ролики и было устроено по тому же типу, что и ведущее колесо на «Ганомаге». На машине был установлен двигатель Borgward 6M мощностью 49 л.с. (по немецким данным, советские испытания в Кубинке показали другую мощность — 50 л. с., в дальнейшем в статье будут фигурировать данные, полученные на НИБТПолигоне в Кубинке при испытаниях телетанкетки Sd.Kfz.301 Ausf.B, они немного разнятся с некоторыми изданиями). Боевая масса составляла 3,45 тонн. Изготовлено 616 машин, а также12 прототипов.
Sd.Kfz.301 Ausf.B
Антенна была перенесена вперёд, также изменения коснулись ходовой части, ведущее колесо в связи с переходом на новые траки стало абсолютного другого вида (как на обычном танке). Изготовлено 260 машин.
Sd.Kfz.301 Ausf.C
В машине был установлен более мощный двигатель Borgward 6B мощностью 78 л. с., благодаря чему её скорость возросла до 40 км/ч, а также было увеличено бронирование. Всё это привело к увеличению массы машины до 4,85 тонн. Сама броня составляла 20 мм (оба борта, корма и лоб), а днище и крыша были забронированы 6-мм бронёй. Кроме того, место механика-водителя (он вёл машину на марше) было перенесено к левому борту. Было изготовлено 305 машин.





Для движения машины в ходе перемещений (на марше) было предусмотрено ручное управление, которое осуществлял механик-водитель. Управление машиной по радио осуществлялось одним оператором во время боя или проведения разведки.
Радиоуправляемая танкетка В-IV была выполнена на специальной базе, имела сварной бронированный корпус. Корпус собирался из листового железа различной толщины (от 5 до 1 мм). Лобовые листы изготавливались из катанной гомогенной 8-мм брони, кроме того, на более поздних образцах, для усиления броневой защиты, на бортах и корме машины навешивались дополнительные 8-мм бронированные экраны, а также 8-мм броневые щитки над отделением управления (в официальных немецких документах, датируемых августом 1943 г. упоминается, что корпус машины имеет только лобовую броню, судя по всему тут имеется ввиду Sd.Kfz.301 Ausf.A, а не Ausf.B, которую исследовали на НИБТПолигоне в Кубинке).

Массо-габаритные показатели машины Sd.Kfz.301 Ausf.B Ausf.С масса 3,8 тонн 4,85 тонн длина 3700 мм 4100 мм ширина 1800 мм 1830 мм высота 1175 мм 1250 мм ширина колеи 1600 мм — длина опорной поверхности гусеницы 95 мм — клиренс 270 мм —
На В-IV устанавливался 2,25 литровый четырёхтактный шестицилиндровый карбюраторный двигатель мощностью 50 лошадиных сил. Двигатель установлен в кормовой части корпуса, слева. Запуск двигателя осуществлялся стартёром мощностью 1 лошадиная сила или же рукояткой.
Система питания двигателя имела объём 75 литров (два бака ёмкостью 45 и 35 литров соответственно). Машина эксплуатировалась на бензине с октановым числом 70–74.
Механизмы трансмиссии состояли из гидротрансформатора и автоматической четырёхскоростной коробки передач (две передачи вперёд — две назад).


Гусеничная цепь мелкозвенчатая, шириной 205 мм, состоит из 75–76 траков. Ведущие колёса — передние, направляющие — задние. Подвеска торсионная с расположением торсионных валов на одной оси. Опорные катки двойные с резиновыми бандажами.
В-IV комплектовалась коротковолновым радиоприемником EP-3, электронным дешифратором и блоком реле системы взрыва. Посредством радиосигнала мог осуществляться пуск и остановка двигателя, движение (вперёд и назад), изменение скорости, повороты и остановка машины, сброс и подрыв заряда. Напряжение бортовой сети составляло 12 Вольт.


Сброс контейнера со взрывчатым веществом (вес взрывчатки 500 кг) и его подрыв осуществлялся по радио путём замыкания цепи электровзрывателя. Для сброса контейнера при помощи электровзрывателя разрывались болты-стяжки крепления контейнера, который, в свою очередь, под собственной тяжестью скатывался с переднего наклонного листа. Предусматривалась система автоматического подрыва (самоуничтожения) телетанкетки вместе с контейнером при попадании её на мину (под воздействием взрывной волны замыкались два контакта и на взрыватель шел электрический сигнал от малогабаритной батареи).

Для недопущения несанкционированного подрыва контейнера со взрывчатым веществом (например, при транспортировке в расположении своих войск) применялся своего рода предохранитель, представлявший из себя блокиратор электрических цепей взрыва, недопускающий подрыв взрывчатого вещества до момента ухода машины на определённое (заблаговременно введённое оператором) расстояние (от 0 до 900 метров). При попадании телетанкетки на мину при действующем блокираторе, взрывчатое вещество, размещённое в контейнере, могло быть подорвано только вследствии воздействия на него детонации (взрывной волны) от мины (устройство автоматического подрыва в этом случае не функционирует).

максимальная скорость 38 км/ч глубина преодолеваемого рва до 1,35 м высота преодолеваемой вертикальной стенки до 0,45 м максимальный подъём 0,35 м глубина преодолеваемого брода 0,8 м среднее удельное давление на грунт 0,49 кг/см² запас хода по горючему при средней скорости 20 км/ч 150 км радиус управления по радио до 1,5 км





Специалистами ГБТУ Красной Армии были предложены следующие меры для борьбы с телетанкетками:
Телетанкетка должна быть уничтожена на расстоянии не ближе 100 м от человека и 20 метров от танка…
Основным средством борьбы с телетанкеткой является противотанковое ружьё, с дистанции прямого выстрела, и артиллерия всех калибров…
Бронебойные пули стрелкового оружия (пулемёт, винтовка) с дистанции 75-50 м бортовую броню пробивают насквозь…
Пулевые попадания в верхний край контейнера со взрывчатым веществом могут вызвать его подрыв…
Кроме ходовой части наиболее уязвимыми местами, для вывода из строя, телетанкетки являются левый борт от середины до кормы (двигатель) и центр правого борта (радиоаппаратура)…
Танки и САУ, кроме уничтожения телетанкетки из пушки и пулемета могут противодействовать ей с помощью маневра, т.к. при уходе машины с линии атаки телетанкетки оператор, управляя телетанкеткой на растоянии, не может своевременно направить её за танком (САУ)…
При нахождении телетанкетки без контейнера с взрывчатым веществом она может поражаться любым способом и с слюбого растояния, так как не имеет никакого вооружения.
С использованием данных предложений должностными лицами других родов войск были выработаны свои указания бо борьбе с новым видом вооружения.


Дальнейшим развитием данного типа машин явилась управляемая по радио машина «Springer» («Прыгун») фирмы NSU.
Первые телетанкетки B-IV поступили на вооружение 301-го и 302-го танковых батальонов. В их составе телетанкетки участвовали в Курской битве, во время которой главным образом занимались разминированием минных полей.
В августе 1944 года в 301-й танковый батальон поступил 21 танк Tiger, которые использовались в качестве машин управления. В состав взвода входило четыре танка: один командирский и три машины управления, каждая из которых управляла тремя танкетками B-IV.




На 15 июля 1944 года 302-й танковый батальон имел аналогичную с 302-м структуру. В состав роты входило два взвода, а в состав взвода входило 4 САУ StuG 40 G: одна из них была командирской, а три управляли четырьмя телетанкетками каждая, также в состав взвода, как и в 301-м танковом батальоне, входил бронетранспортёр Sd.Kfz.251/1 Hanomag, перевозивший механиков-водителей девяти телетанкеток B-IV. Кроме того, каждый взвод имел в резерве 12 телетанкеток B-IV. Также стоит отметить, что на вооружении 302-го батальона находились французские транспортёры-танкетки Renault UE, в каком качестве они использовались нам не известно, но одна такая машина была захвачена частями Красной Армии в январе 1945 года в Варшаве вместе с телетанкетками B-IV, погружёнными на железнодорожные платформы. Судя по всему, она принадлежала 302 танковому батальону, так как на фото присутствовала САУ StuG 40 G.

Эти телетанкетки также были на вооружении 301 и 302-го танковых батальонов в то время, когда эти подразделения участвовали в подавлении Варшавского восстания. Машины применяли для подрыва повстанческих барикад. Часть их в январе 1945 была захвачена частями Красной Армии непосредственно на железнодорожных платформах.
На 1 марта 1945 года в строю имелось 397 телетанкеток B-IV.

Кроме использования по прямому назначению Sd.Kfz.301 использовали в качестве обычного бронированного транспортёра и даже как своего рода САУ. Часть этих телетанкеток в конце войны переоборудовали в импровизированные истребители танков. Одна такая САУ была захвачена в полной исправности частями Красной Армии в центре Берлина недалеко от Бранденбургских ворот. Эта машина была вооружена тремя гранатомётами для постановки дымовой завесы, а для стрельбы по танкам на ней была установлена импровизированная установка, представлявшая из себя шесть труб «Панцершреков» стрелявших 88-мм реактивными снарядами. К сожалению, об эффективности этого истребителя танков нам ничего не известно, но, судя по всему, он мог быть эффективен только как машина, действующая из засады на городских улицах, но не более того. Также известны фотографии уничтоженной подобной САУ, вооружённой четырьмя 88-мм «Панцершреками». Эта машина имела собственное имя «Ванце».


Tags: оружие
Subscribe

  • Монета в честь нациста

    Украина продолжает двигаться в заданном в 2014 году направлении на создание нацистского государства. Про похороны бывшего эсэсовца с участием…

  • (no subject)

    23 мая исполняется шесть лет со дня убийства Алексея Мозгового, создателя и первого командира луганской бригады «Призрак». Давайте…

  • (no subject)

    Недавно в Донбассе украинские солдаты опять убили ребенка и ранили его бабушку. В этот раз они использовали высокотехнологичную технику в виде…

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments