donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Categories:

Александр Невский. часть 5

Несколько следующих лет для Новгорода и его князя были относительно спокойными. Немцы зализывали полученные раны, с русскими княжествами был мир. Однако уже в 1245 году Александру Невскому приходится снова взяться за оружие.
Литовский отряд совершил набег на город Торжок, входивший в Новгородскую землю. Местный князь был разбит, литовцы взяли хорошую добычу и уже возвращались к себе, когда их настигли русские войска. Первыми на них налетели тверские и дмитровские дружины, вынудив обороняться у города Торопца. А на следующий день к месту боя подоспела дружина Невского совместно с новгородцами. Литовцы были разгромлены, восемь их князей погибли, а уцелевшие, бросив добычу, спасались бегством. На этом новгородцы посчитали свою миссию выполненной и вернулись назад, а князь Александр с дружиной бросился в погоню и перешел границу Литвы. Затем было еще несколько схваток, в которых русские неизменно оказывались победителями, пока, наконец, князь не решил, что литовцы основательно наказаны. С триумфом он возвращается в Новгород, которым правит, пока до него не доходит весть о смерти в далеком Каракоруме отца – Великого князя Ярослава Всеволодовича.
Новым Великим князем стал брат покойного, князь Святослав. Летопись подчеркивает легитимную преемственность перешедшей к нему верховной власти тем, что он «седе в Володимире на столе отца своего». Племянники во главе с Александром Невским не оспаривали прав дяди, а приняли из его рук власть в назначенных им уделах.
Затем вместе с братом Андреем Александр отправляется в ставку Батыя на Волге, а оттуда – в Каракорум. С монголами князьям предстояло решить важный вопрос о дальнейших взаимоотношениях Руси и Орды. Впрочем, надеяться на какие-то изменения к лучшему было наивно, и Александр это прекрасно понимал. Тут главное было – не ухудшить еще больше положение родной земли. Так что Александр лишь подтвердил свое согласие выполнять все обязательства, взятые некогда его отцом: Русь по-прежнему считалась вассалом Улуса Джучи и ежегодно выплачивала дань, а князья должны были утверждаться на своих тронах решением хана.
Кстати, братья были не единственными, кто посетил Сарай, ведь на тот момент все русские князья признали над собой верховную власть хана. Правда, не всем там везло.




Монголы не убивали признавших их власть и покорившихся владык, но в этом правиле случались и исключения. 20 сентября 1246 года по приказу Батыя в Сарае был казнен князь Михаил Всеволодович Черниговский.
Это убийство настолько странно, настолько выпадает за рамки отношений Батыя с русскими князьями, что существует немало версий, из-за чего собственно все произошло.Есть версия, что кто-то из русских князей настроил хана против Михаила Всеволодовича. В связи с этим называется имя Даниила Галицкого, с которым покойный воевал долго и упорно. По версии русских летописцев, это была мученическая смерть за православную веру, поэтому со временем князь был признан святым и канонизирован русской церковью.
Как бы там ни было, достоверно известно одно – князь отказался выполнить требования ритуала при проведении аудиенции, и за это был казнен.
При этом, «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского и его боярина Федора» дает важное уточнение. Еще до поездки между князем и его духовником произошел разговор, в котором священник просил князя не участвовать в языческих ритуалах, обязательных при ханском дворе. Михаил не просто согласился, но еще и сам вызвался стать мучеником за веру. Вот как это выглядит в Сказании: «Михаил решил ехать к Батыю. И, прибыв к отцу своему духовному, поведал он ему, так говоря: «Хочу ехать к Батыю». И отвечал ему духовный отец: «Многие поехавшие исполнили волю поганого, соблазнились славою мира сего,— прошли через огонь, и поклонились кусту и идолам, и погубили души свои. Но ты, Михаил, если хочешь ехать, не поступай так: не иди через огонь, не поклоняйся ни кусту, ни идолам их, ни пищи, ни пития их не бери в уста свои. Твердо стой за веру христианскую, так как не подобает поклоняться христианам ничему сотворенному, а только господу богу Иисусу Христу». Михаил же ответил ему: «По молитве твоей, отче, как бог соизволит, так и будет. Я бы хотел кровь свою пролить за Христа и за веру христианскую». Так же и Феодор сказал. И промолвил отец духовный: «Вы будете в нынешнем веке новосвятыми мучениками на укрепление духа иным, если поступите так. Михаил же и Феодор пообещали ему так поступить и благословились у духовного отца своего...
Проехав многие земли, прибыл Михаил к Батыю. Поведали Батыю: «Великий князь русский Михаил приехал поклониться тебе». Царь Батый велел позвать волхвов своих. И когда волхвы пришли к нему, то сказал им царь: «Все, что нужно по вашему обычаю, сотворите и с князем Михаилом, а потом приведите его ко мне». Тогда они, придя к Михаилу, сказали ему: «Батый зовет тебя». Он же, взяв Феодора, пошел вместе с ним. И вот дошли они до того места, где были сложены горящие костры по обеим сторонам пути. И все поганые проходили через огонь и кланялись солнцу и идолам. Волхвы также хотели провести Михаила и Феодора через огонь. Михаил же и Феодор сказали им: «Не подобает христианам проходить через огонь и поклоняться ему, как вы поклоняетесь. Такова вера христианская: не велит поклоняться ничему сотворенному, а велит поклоняться только отцу и сыну и святому духу». Михаил же сказал Феодору: «Нельзя нам поклоняться тому, чему они поклоняются».
Тогда волхвы, оставив Михаила и Феодора на том месте, куда привели их, пошли и сказали царю: «Михаил повеления твоего, царь, не слушает: через огонь не идет и богам твоим не кланяется, говорит, что не подобает христианам проходить через огонь и поклоняться ничему сотворенному, солнцу и идолам, а следует поклоняться только создавшему все это — отцу и сыну и святому духу». Царь сильно разъярился, и послал одного из вельмож своих, по имени Елдега, и сказал ему: «Так передай Михаилу: «Как посмел повелением моим пренебречь — почему богам моим не поклонился? Теперь одно из двух выбирай: или богам моим поклонишься и тогда останешься жив и получишь княжение, или же, если не поклонишься богам моим, то злой смертью умрешь».
Елдега, приехав к Михаилу, сказал ему: «Так говорит царь: «Как посмел повелением моим пренебречь — почему богам моим не поклонился? Теперь одно из двух выбирай: или богам моим поклонишься и тогда останешься жив и получишь княжение, или же, если не поклонишься богам моим, то злой смертью умрешь». Тогда ответил Михаил: «Тебе, царь, кланяюсь, потому что бог поручил тебе царствовать на этом свете. А тому, чему велишь поклониться,— не поклонюсь». И сказал ему Елдега: «Михаил, знай — ты мертв!» Михаил же ответил ему: «Я того и хочу, чтобы мне за Христа моего пострадать и за православную веру пролить кровь свою».
В итоге князь был обезглавлен. Разумеется, «Сказание» следует воспринимать критично, так как оно составлялось с целью возвеличить мученический подвиг князя, но нельзя забывать и о том, что составлялось оно буквально по горячим следам происшествия, когда многие свидетели казни еще были живы и могли рассказать всем желающим, как всё происходило.
Так что, с точки зрения изложения событий, «Сказание» абсолютно достоверно, тем более, что это подтверждается и в летописях. Единственный вопрос – верно ли автор Сказания определил мотивацию князя при отказе от ритуала?
Михаил Всеволодович, конечно, был искренне верующим человеком, как и подавляющее большинство его современников, но ни в одном источнике нет упоминаний о его религиозном фанатизме до момента поездки в Сарай. Описанное в «Сказании» поведение идеально подошло бы восторженному юноше-максималисту, готовому на любые муки ради своих убеждений, но не опытному политику, каким был черниговский князь.
Михаил на тот момент уже разменял седьмой десяток лет, успел побывать князем в большинстве наиболее важных русских княжествах , поучаствовать в десятке войн, и считался одним из самых влиятельных политиков своего времени. Никакой прямолинейный фанатик не смог бы осилить и десятой части достигнутого князем, так что тут что-то не сходится.
Один из современных авторов , специализирующихся на ченнелинге и эзотерическом подходе к изучаемым событиям, о гибели черниговского князя написал следующее:
«Поездка к хану в Орду не была запланирована свыше, и то, что князь поехал в этот период, было совершеннейшей ошибкой – и в тонкоматериальном плане, и в физическом выражении. В тот период хан не был настроен на общение с русским князем по многим причинам (личным, по состоянию здоровья, из-за предательства близких и т.д.). Совершенно не стыковалась его энергетика с русскими, т.к. было совершено предательство, и в этом был замешан русский человек. Хан был разъярен, угнетен, обескуражен. Обман и предательство близких – вот что угнетало его в это время. В этот момент появился Михаил Черниговский. Его поведение не смыкалось с требованиями хана по нескольким причинам. Сам Михаил не был приверженцем ритуалов, особенно, чужеродных. Князь был самодостаточен, и его поклонение ханской власти было лишь внешним. Придя на территорию хана, он не выразил почтение из-за внутренней неуемности, самодостаточности и некоторого «разгильдяйства». Не прочувствовал момент – так можно охарактеризовать его состояние. Пройти «на авось» не удалось – не та была ситуация. Хан мог бы пожурить, попросить, убедить – но только не в том состоянии, в котором он находился.
К тому же срок жизни, отпущенный Михаилу на Земле, подходил к завершению. Не было бы этого события, он бы погиб в бою. Но посещение хана в этот период было ошибкой, т.к. их соприкосновение привело к «завихрению» пространства, что повлекло за собой множество смертей. Этого не произошло бы, если бы князь не посетил Орду.
Исторически этот момент, зафиксированный в летописях, интересен тем, что такие поездки к хану стали более продуманными. Появился предупреждающий знак (как на дорогах для автомобилистов), который предостерегал от опасности. Князья стали более осторожными.
Князя канонизировали в связи с тем, что он не принял языческие ритуалы. Что при этом происходило с его душой?
Душа князя, утяжеленная многими пороками, не была готова к быстрому переходу в высокие сферы. Однако смерть, приравненная к мученичеству, привела к ее быстрому очищению и последующему взлету. В связи с этим канонизация стала своевременной и обеспечила мощный энергообмен между душой князя и русским народом. Именно благодаря его канонизации и той сильной, чистой энергии, которая поступила на русскую Землю по молитвам к нему верующих, не были разграблены несколько уделов княжества, удалось сохранить энергетическую целостность определенных населенных пунктов, которые могли быть стерты с лица Земли в районе Чернигова. Эти города существуют и доныне. Князь помогает земле русской, и особенно черниговской, и сегодня, обеспечивая верующих сильной поддержкой, спасая жизни воинов и младенцев. Он стал образцом русского мужества. Канал, проложенный этим православным святым, реален и надежно функционирует».

***
Но вернемся к Александру. Из Сарая им с братом пришлось отправиться в столицу Монгольской империи Каракорум, где снова русичам пришлось уверять азиатских владык в своей лояльности . Два с лишним года князья провели в дороге и ордынских кочевьях, пока им удалось вернуться. За это время их младший брат Михаил Хоробрит успел захватить власть, изгнав из Владимира своего дядю Святослава. Русь была на пороге крупной усобицы, но Хоробрит вовремя погиб в бою с литовцами на реке Протве, и ситуация стабилизировалась. До возвращения Александра верховную власть над Русью снова принял его дядька Святослав, который сумел отбить нападение литовцев и удержать единство Северо-Восточной Руси.
По результатам поездки и Андрей, и Александр были признаны монголами как правители Руси. При этом по воле каракорумского владыки Андрей был назначен Великим князем Владимирским, а Александра объявили правителем «всей русской земли» со столицей в Киеве. Формально Невский становился Великим князем, но самое сильное княжество доставалось его брату, так что по сути на Руси появились два равных владыки.
Немного странное решение, но оно имело под собой серьезные основания. Во-первых, это было в интересах монголов, стремившихся иметь систему сдержек и противовесов на Руси. Ну а, во-вторых, по монгольским обычаям младший сын наследовал «коренной улус» - малую родину правителя и центр империи, а старшим сыновьям доставалась периферия. Кроме того, монгольское государство делилось на два крыла (две части), правитель одного из которых был близким родственником и подчинялся второму. Так что, с монгольской точки зрения, такой раздел Руси был абсолютно законным и справедливым. Старший брат, более авторитетный и сильный, получил верховную власть в общегосударственном масштабе, а младший наследовал трон и земли отца.
Хотя, конечно, великий хан Гуюк, деля Русь на две части, преследовал и свои цели. Во-первых, этим он напрямую вмешивался в дела Улуса Джучи, нанося оскорбление Батыю, которого считал своим врагом. Во-вторых, получив трон в обход старшего брата, Андрей становился лично обязанным Великому хану, а не Батыю. Учитывая, что Гуюк активно готовился к войне с Батыем, назначение Андрея, а не Александра, вопреки воле Батыя означало, что Гуюк создает свою базу в тылу у конкурента.
За время путешествия у Александра было достаточно возможностей убедиться в силе орды, и князь сделал соответствующие выводы. Отныне он был верным вассалом хана и сделает все, чтобы Русь и кочевники никогда не сошлись на поле боя. Правда, называть его позицию промонгольской нельзя. Князь был прорусским правителем, понимающем все плюсы мирного сосуществования со Степью и все последствия противостояния. Из поездки князь вынес не только опыт. Близкое знакомство с империей изменило князя. Отныне первое место в его деятельности занимает не война, а дипломатия, с помощью которой он добьется не меньших успехов, чем с помощью меча. И ордынские ханы в отношениях с Александром тоже были весьма лояльны и покладисты.




На основании этого хорошего отношения князя и ханов родилась легенда о побратимстве Александра и Сартака, или о том, что он стал приемным сыном Батыя. Это мифическое «побратимство» не зафиксировано ни в одном средневековом источнике, однако сегодня, из книги в книгу кочует это утверждение. Сложно сказать, кто пустил в свет эту утку, однако, похоже, что в широкий оборот её ввел Лев Гумилев. При этом, как и многие другие свои спорные утверждения, он не потрудился указать, откуда это узнал. Так что побратимство – не более чем, миф, активно раскручиваемый современными евразийцами.
А что касается особого отношения к Александру, то у монголов считалось, что побежденный не может быть другом. Но в отличие от большинства других князей, ни Александр, ни его отец не были побежденными, они добровольно (насколько это слово подходит к той ситуации) стали вассалами Батыя, а это, согласитесь, совсем другая ситуация.
После возвращения из Монголии Александр не отправляется в разоренный Киев, а возвращается в Новгород, где его встречают с радостью. До 1252 года Александр правит Новгородом, но в этом году ситуация меняется. Его брат Андрей при поддержке князей Ярослава Тверского и Даниила Галицкого попытался бросить вызов Орде .
Реакция хана была молниеносной. На мятежника двинулись войска во главе с Неврюем. Страшная Неврюева рать прокатилась смерчем по владимирской земле. Андрей был разбит в битве у Переславля и бежал сначала в Новгород, а затем в Швецию. Переславль и его округа были выжжены и разграблены. Огромное количество жителей были угнаны в рабство. Пламя над восставшими городами было наглядным и жестоким уроком всем непокорным.
Александр не поддержал отчаянную попытку брата, за что получил ярлык на великое княжение и объединил под своей властью всю Северо-восточную Русь. Сегодня из-за этого князя клеймят все, кому не лень. Мол, предал брата, предал родину и пошел в услужение к монголам. Надо-де было объединяться и воевать против Орды. А еще лучше было бы с Европой объединиться, тогда была бы сегодняшняя Россия цивилизованной европейской страной, а так – азиатчина. Изломал князь светлую судьбу арийской Руси… При этом так рассуждают не только убежденные западники-либералы, но даже часть искренних патриотов. При этом некоторые доходят до прямых обвинений в том, что именно Александр навел на Русь татарское войско, чтобы их руками убрать брата и занять его трон. Бред, конечно, но некоторые верят.
Не Александр навел татар, не он обеспечил их победу, хотя, разумеется, он понимал суть и значение происходящего и делал свой выбор сознательно. Он не желал брату ни смерти, ни поражения, но раз уж так сложились обстоятельства, то Невский был готов принять под свою власть Владимир. Князь принял произошедшее как волю небес и подчинился ситуации. Он взошел на Владимирский трон, а в Новгороде оставил наместником своего сына Василия.
Должен ли был Невский поддержать брата? Если бы он был частным лицом, то, скорее всего, да. Но ведь он был правителем, ответственным за своих подданных, и жертвовать их жизнями, в заведомо проигрышной войне, Александр не имел права. Идти напролом, незамечая возможных компромиссов, это качество горячих юношей, еще не столкнувшихся с реальной жизнью. Конечно, всегда найдутся максималисты, кричащие, что «лучше захлебнуться кровью, чем жить в навозе», но, как правило, они предпочитают воевать в интернете, а не в реальной жизни.
Однако, господа – любители героической смерти, перенеситесь мысленно в то время, поставьте себя на место князя, подумайте о своих родных, женах, детях. Что их ждет при таком повороте сюжета? И только после этого сделайте выбор.
А таких кухонных революционеров-максималистов мне доводилось встречать в реальной жизни. Большинство из них лишь на словах такие решительные и смелые, а как доходит до дела, так «герои» резко меняют свои взгляды. Например, была такая ситуация. После «оранжевой революции» на Украине на государственном уровне началась тотальная украинизация и откровенная русофобия. Естественно, действия власти вызвали противодействие со стороны жителей русскоязычного юго-востока страны. Возникло несколько организаций, тем или иным путем борющихся с русофобией власти. Автору пришлось принимать участие в деятельности одной такой структуры. Был у нас один такой бритоголовый активист по имени В., который считал, что все делают все не так, занимаются говорильней, а лишь он один знает, как надо бороться с режимом. И вот на тренировках он садился у стеночки зала и тихонько (но так, чтобы все слышали) говорил: «Я хочу, чтобы организация развивалась!» Никто не обращал внимания. Тогда он повторял эту фразу громче. Потом еще раз. Наконец он обращался к руководителю организации со словами: «Почему ты не хочешь, чтобы организация развивалась?!» Прошло немного времени, и он стал собирать молодых ребят из числа актива и рассказывать им, что надо бороться, создавать бригаду, не бояться идти на конфликт с милицией и оппонентами… В общем, такой весь из себя пламенный боец-революционер, прямо Че Гевара и Эрнст Рем в одном лице, готовый все отдать ради идеи. Естественно, для молодых он выглядел куда как круче официального руководства, говорившего о необходимости соблюдения законов и мирных действиях. Закончилось все весело. К одному из лидеров организации пришли люди в штатском с обыском. Реакция нашего героя была: «Ой, это и ко мне могут прейти!». С этого момента его активность как-то поутихла. Затем наша организация провела одну интересную акцию, вызвавшую резонанс, и на следующий день В., не участвовавший в ней, примчался ко мне и с трясущимися губами потребовал вывесить на сайте официальное заявление о том, что он:
а) никогда не состоял и не тренировался в спортивном клубе организации;
б) не имеет никакого отношения к организации, не причастен к её акциям и не несет никакой ответственности за её действия.
Сейчас наш «герой-революционер» работает у коммунистов, борется за мировую революцию, зашибает деньгу, а, случайно встречая нашего лидера, делает вид, что не узнает его. Поэтому ко всем подобным радикалам, кричащим о чести и крови, я отношусь с подозрением. Особенно к тем, кто предлагает сначала свергнуть режим, устроить национальную революцию, а потом как-то все в стране наладится. Тем более, что именно в этой среде чаще всего звучат слова об арийской Руси, которую Александр Невский продал азиатским варварам.
А вообще, о подобных «героях» хорошо написал автор, известный в сети Интернет как doppel_herz . Не могу удержаться и процитирую наиболее значимые места из его статьи: «Ломать - не строить».
Читатели разочарованно уходили из моего журнала со словами «опять это завывание – лишь бы не было войны», стыдя трусливого слюнтяя, призывали взглянуть на кости предков, напоминали, сколь эффективны оказались действия чеченцев, с оружием в руках отстоявших свое право сидеть на русской шее. Я провожал их тоскливым взглядом – не потому, что боялся остаться в одиночестве, а от бессилия объяснить им свою позицию. Шансов на понимание остается все меньше, но я все-таки попытаюсь сделать это еще раз. Может, кто-то сделает паузу, посмотрит на ситуацию моими глазами, а уж потом, вновь зажмурившись, продолжит лить слезы о русском народе, призывая его геройски умереть, ибо жить на коленях западло.
Давайте же взглянем на ту счастливую жизнь, которую предлагают мои бесстрашные оппоненты. Начнем с простого – народ, возбужденный примером приморских лесных братьев, восстал и обратил свой гнев против ментов и чиновников. Не будем подробно разбирать технологии, просто примем за аксиому, что менты и чиновники вдруг исчезли – кто успел, разбежался, кто не успел – оказался на вилах, когда толпа громила здания городских администраций и милицейские участки. Сбылось то, о чем мечталось, и над Отечеством свободы просвещенной взошла она – счастливая заря. Утро наступило, короче говоря.
Начнется с того, что, выбравшись из дома, вы обнаружите толпу на автобусной остановке. Водитель маршрутки будет отбиваться от осаждающих машину пассажиров со словами: «Авария на трассе, растаскивать машины некому – куда я поеду?» Поймав частника, вы узнаете, что проезд значительно подорожал, потому что «сами видите, что делается». На работе окажется, что добрались не все, начальство конторы будет отсутствовать, потому что «кто знает, что творится, надо бабки со счета выводить, пока не гробанулось все». Побежав к банкомату, офисные хомячки, еще вчера мечтавшие о революциях в интернетах, обнаружат, что кто-то уже употребил набор слесарных инструментов, чтобы расковырять скорлупку, добравшись до вкусной начинки внутри. Немногие оставшиеся открытыми магазины будут переполнены людьми, решившими прикупить соль, спички и крупы. А вот уже деловитые люди, перешагивая через труп охранника, выносят к самосвалу какие-то коробки прямо через разбитую витрину супермаркета, недобро поглядывая на окружающих. Интересно, как в это время чувствует себя ваша семья? Надеюсь, мысли о них не омрачат вашу радость от того, что «по всей стране началось».
Нехорошо, конечно, что я с прозой жизни лезу в революционную поэзию. Скорее всего, я просто завидую ниспровергателям режима, поскольку они превосходят меня во всем, что касается управления городским хозяйством – это я не знаю, сколько муки надо завозить на хлебокомбинаты, как восстановить подстанцию, погрузившую полгорода в темноту, и что делать, если в водозаборе обнаружили холерную палочку. А им внятно все – и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений.
Разумеется, это все скучные и неинтересные вещи – главное, чтобы Россия воспряла, народ встал с колен, демография перестала ухудшаться, а миграционные потоки прекратили вымывать финансы из бюджета. Не буду пересказывать вам содержание 90% националистических и патриотических сайтов – заходите и впитывайте все это сами. Когда будете просматривать их в очередной раз, обязательно обращайте внимание на подробные экономические программы движений, чтобы понять, насколько смешны и убоги мои опасения, что с приходом к власти столь могучих умов жизнь русского народа изменится к лучшему не сразу. Кто конкретно будет решать насущные проблемы населения?
...Вот сидите вы в окопе с одной винтовкой на троих, как завещали Сванидзе и Минкин. Какой-то человек подбивает вас подняться в атаку на врага. А я говорю – надо бы, чтобы сперва саперы проходы в колючке проделали. А он - не смеют крылья темные над Родиной летать! Я ему – артиллерия должна вначале по позициям отработать, а то покрошат нас пулеметами-то. А он – вставай, страна огромная, вставай на смертный бой! Я говорю – не высовывайтесь из окопа, у врага снайперы не спят. А он мне – ты трус и слабак, рожденный ползать, а я спецназовец, мастер по растяжкам! Стоит мне продолжать эту дискуссию? Что мне еще сказать вам, чтобы вы не лезли под пулеметы, без всякой надежды нанести врагу сколь-нибудь ощутимый урон? Неужели не понятно, что к сражению надо готовиться, а не успокаивать себя бессвязными мантрами «ништо, ежели разом подымимся да навалимся, так оно-то и выйдет по-нашенски»?
… мы опять хотим всего и сразу, тянем руки к скальпелю, надеясь осчастливить страдающий русский народ бодрящим кровопусканием и целительной ампутацией. Отчего человек, призывающий женщину родить ребенка за пару месяцев, справедливо считается идиотом, а те, кто торопят революцию, воспринимаются всерьез? Мне никогда не нравилось изречение: «Результат – ничто, процесс – все». Мне важен именно результат, а не возможность покрасоваться на трибуне в кожаной куртке, чтобы закончить пламенную речь словами: «Такая моя командирская зарука!» Народ-то поднимался уже не раз. Но неподготовленные восстания угнетенных крестьян под девизом «так жить нельзя» всегда заканчивались невесело – либо поркой на конюшне, либо газом в тамбовских лесах. На мой взгляд, человек, желающий помочь своему народу, основные усилия должен направить на то, чтобы сделать его жизнь лучше, а не сосредотачиваться лишь на том, чтобы испортить существование врагу. Хотя это, разумеется, выглядит совершенно негероически.
Слишком плотно сидит в нас заветное «лучше умереть стоя, чем жить на коленях». Замечательные слова, сказанные испанской коммунисткой Долорес Ибаррури на митинге в 1936 году. Правда, война была в Испании, а митинг проходил в Париже. И в 1939 она оказалась в эмиграции. И умерла в 1989 году в возрасте 94 лет. Запишите еще одну ее фразу: «Лучше быть вдовой героя, чем женой труса». Пригодится, чтобы убедить пока еще живых парнишек стать мертвыми героями.
Я же предпочту выжить, как и мои предки, триста лет платившие дань ордынцам и сотни лет горбатившимся в крепостном ярме на франкоговорящих господ. Ваши, кстати, тоже, дорогие мои читатели, призывающие меня взглянуть на кости предков. Им было тяжело и противно, их терзало отчаяние и безысходность, над ними измывалось начальство... Но это – мой народ – выживший, несмотря ни на что, первым шагнувший в космос и победивший могучие армии. Предки не прятались от испытаний, но и не стремились погибнуть глупо и бессмысленно. Они выжили, оттого дали жизнь вам и мне. Мне кажется, что неумение и нежелание использовать этот дар – куда большее поругание памяти предков, чем мое нежелание быть шестеркой в чужих пасьянсах. Умереть не страшно. Страшно умереть, ничего не сделав. Впрочем, это лишь мое мнение, которое вам совершенно не обязательно разделять.

Более ранние части смотрите по тэгу "Древняя Русь"
Tags: древняя Русь
Subscribe

  • (no subject)

    Антироссийским агитаторам в постсоветских странах очень важно регулярно показывать своим согражданам, как у них все будет хорошо, стоит только…

  • (no subject)

    После 1991 года все бывшие союзные республики принялись "исправлять" свою историю, добавляя себе древности и успешности. Где-то этот…

  • СУ-100

    Купил для своего сына в «Детском мире» самый простой вариант сборной модели от китайского производителя. Причем, как я понял, эта…

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments