donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Category:

Хотел бы я жить в Средневековье?

Ролевиков многие люди (особенно несведущие) часто обвиняют в том, что они-де пытаются "убежать от реальности" в какой-то сказочный мир. Народ из движения на это обычно только фыркает и уже давно не вступает в дискуссии, ибо надо быть полным дебилом, чтобы хотеть "убежать", например, в Мир Тьмы (Маскарад), реальность Фоллаута, Вархаммера, да хоть того же Сталкера. Что ха-ха? Я сейчас назвал, между прочим, одни из самых популярных игровых "реальностей".

Там можно быть съеденным безумными грибами;
Там вас изнасилуют инопланетяне!
Там можно быть застреленным, а можно выпотрошенным -
Там с вами точно не случится ничего хорошего!

Песня про Ваху (Вархаммер). Безумные грибы - это орки. Грибы, да.

И точно так же надо быть полным дебилом, чтобы хотеть жить в обычные, вполне земные Средние века.

А что не так-то?
А все - не так. Уточню сразу: лично мне в означенной эпохе (это примерно с V по XV век) нравится только одно: мечи и возможность вызвать любого обидчика на дуэль. В некоторых странах (не в России) она была даже у горожан недворянского звания, если город был вольный и жил по т.н. Магдебургскому праву. Но тут надо учитывать, что не только ты можешь вызвать кого угодно, но и тебя тоже могут. По практически любому поводу - "эй, мастер, ты что-то косо посмотрел в мою сторону!". И ты не имеешь ни права, ни зачастую даже возможности отказаться.

Я сейчас не буду нудно трындеть про набившие уже оскомину антисанитарию, невозможность нормально помыться, помои, выплескиваемые из окон, и прочую ерунду, которую знают все. Хотя вот, в принципе, можно помянуть туалеты, которых... тоже не было )) Даже во дворцах французских королей. Сохранилось свидетельство, когда не то Людовик Тринадцатый, не то сам Король-Солнце Людовик Четырнадцатый выговаривал некоему кавалеру, который прямо во Лувре ничтоже сумняшеся отливал в камин. Больше некуда было. А это, кстати, уже не Средние Века, это начало Нового времени. Шестнадцатый век, муха-бляха. Дворцовые камины в роли общественных сортиров.

Но, кстати, про отдельный момент упомянуть надо. Если бы я жил в то время, то уже лет 15 как был бы мертв. Аппендицит, господа. Самая простейшая операция в наше время - и почти верная смерть еще лет 300 назад. Про то, как тогда оперировали, я лучше отдельную статью напишу...

Основная примета жизни в Средние века
Это - коллективизм. Всеобщность. Абсолютная созависимость от других людей, которая пронизывала ВСЕ классы и слои населения.

Сейчас среди многих людей бытует мнение, что, дескать, в Средневековье зависимыми были только крепостные крестьяне, а остальные, значит, отвечали только перед законом. Так вот, это - бред сумасшедшего (или неграмотного, что еще хуже).

Зависимость крепостных просто-напросто была открытая. Фиксированная. Четко определенная. А вот, например, горожанин-ремесленник, который де-юре был свободным (нельзя продать, нельзя купить, нельзя безнаказанно убить), де-факто очень жестко зависел от своего цеха.


В данном случае цех - это не помещение на заводе. Это общество людей одной профессии. Цех кузнецов, цех гончаров, цех рыбников, цех, мать их, зеленщиков (садоводов-огородников). В цехе кузнецов, кстати, отдельно выделялся цех оружейников и прочих специалистов по сложным работам, а не только коней подковывать и гвозди мастерить.

Цех регулировал жизнь человека в очень многих областях. В каком районе жить. Какую одежду носить. В какие районы можно ходить, а в какие нельзя. Да-да, это вот наше современное "парниша, ты с какого раёна?" ноги имеет оттуда.

Цех в лице старейшин (старших, самых опытных мастеров) определял жизнь своих сотрудников даже в бытовых вещах. К какому мастеру ты имеешь право отдать учиться сына. За кого можешь выдать замуж дочь. В случае серьезной войны цех формировал отряд ополчения, а в мирное время изредка проводил учения - и хочешь, не хочешь, а придешь! Гордо задрать нос "я сам по себе" не получится. Нет в этом мире единоличников. Кто пытался выделываться - жрали с потрохами. Все решало "общественное мнение". Помните любимый аргумент наших бабушек (а у кого-то - еще и матушек) - "что же соседи скажут?" Вот это - тоже оттуда. Это нам сейчас смешно - а тогда мнение соседей, т.е. прямого окружения, имело решающий вес.

И так - во всем. Везде. Даже в относительно "ученых" сословиях - медиков, аптекарей, инженеров и т.п. Духовенство? Не смешите. Церковь всегда и везде была сложной иерархической структурой с прямо-таки воинской дисциплиной, а то и похлеще. Жесткая вертикаль власти, безоговорочное подчинение старшим и то самое "что люди скажут?"


А дворянство?
А тут еще интереснее.Прямой зависимости у дворянина действительно почти ни от кого нет, даже отношения "вассал-сюзерен" не предполагают, что вассал должен прям с места рвать в карьер по миганию сюзерена левым глазом, подносить в зубах тапки и вилять хвостиком.

Знайте ж, герцог, вассальскую преданность.

Пропадайте и меч мой, и щит!

Я готов стать конем Вашей Светлости,

Если Светлость соблаговолит.

Я готов стать конем Вашей Светлости,

Если зад Ваш в седле усидит...

(с) Тол Мириам.


Но! Жизнь дворянина всегда, во все времена, пока дворянское звание имело хоть какое-то значение, была связана огромным множеством условностей, правил чести и законов поведения. Ты не можешь не принять или, в определенных случаях, не бросить вызов, даже если тебя откровенно провоцируют. Ты не можешь работать или заниматься коммерцией, даже если тебе тупо нечего есть. Поэтому, кстати, полуголодный аристократ в поношенной одежде всегда был явлением обыденным, в иные исторические моменты их таких, голодающих, чуть ли не 50% было от всей численности сословия.


И бизнесом, если уж приходилось, дворяне вынужденно занимались через подставных лиц. Иначе нельзя, иначе ты ровняешь себя с презренными торгашами. Тебе не подадут руки, за тебя не выдадут замуж дочь, даже если денег бизнес приносит столько, что в них купаться можно.

Самое главное - это всеподавляющая, глобальная, разрушающая личность зависимость от общественного мнения. Ты НЕ МОЖЕШЬ не сделать того, чего от тебя ждет "общество". Пресловутые "законы чести", "честь требует" - это никакая не честь, это - мнение общества. Это модель поведения, заточенная под негласные правила коллектива, в котором ты вращаешься. Сейчас это офис, а тогда было дворянское собрание. И даже сейчас, работая на приличной должности, сотрудник "не может" ездить на работу на метро. Надо машину, надо стоять в пробках, но чтоб "как полагается", и машина должна быть определенного класса. Не Лада Приора, однозначно.

А тогда "мнение общества" имело настолько большой вес, что определяло даже вопросы жизни и смерти. В прямом смысле. Если "высший свет" решал, что некий человек должен умереть, шансов у него не было. Будет "картель", будут вызывать на дуэль все по очереди, пока рано или поздно его везение не закончится. И это в лучшем случае - могут и тихонечко в переулке прирезать, безо всяких лишних телодвижений и махания мечами.

Поэтому лично я не хочу жить в Средневековья. Да, я с удовольствием в него играю, но играть и жить - разные вещи, господа. И подавляющее большинство ролевиков предельно четко разделяет игровую и объективную реальность.
Источник
Subscribe

  • Для филологов, поэтов и эстетов

    В Донецке выходит литературный журнал " Рассвет". А это его главный редактор Роза Лермонтова

  • (no subject)

    Вот такой гоплит появился в Донецке у Дворца спорта "Спартак" на проспекте Титова Фото Владимир Шеремеев

  • Природа берет свое

    В сети развелось много альтернативных историков, доказывающих всяко-разное. Одни например утверждают что пару веков назад был всемирный потоп,…

promo donbassrus март 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments