?

Log in

No account? Create an account
Донбасская Русь
Это страшное слово: "Жандарм!.." 
28th-Aug-2018 08:34 am
Как выразился один писатель, само слово "Жандарм" до сих пор действует на русского человека пугающе. Слышите? Жандарм - и эхом идет скрежет выхватываемой тупой шашки из ножен, голосят полицейские свистки, несутся куда-то голубые мундиры... "Жандармы!" - и холодочком эдак исподтишка пробирает по коже, даже если точно знаешь, что ни в чем не виноват. Исконный страх перед жандармерией - он у многих россиян чуть ли не в генной памяти, особенно если у кого предки из народовольцев...)
И лишь тем более удивительным осознается тот факт, что изначально жандармы вовсе не были полицией. Более того - те, первые жандармы из ордонансовых рот Королевства Лилий, наверняка смертельно оскорбились бы, сравни их кто-нибудь с полицейскими "держимордами". )

Но, как водится, по порядку.
Вот вам и жандарм...)
Вот вам и жандарм...)

Ордонансовые роты - предтечи регулярных армий
Слово "ордонанс" с французского можно приближенно перевести как "приказ" или, чуть более вольно играясь с языком, "устав". А ротами эти подразделения называются лишь по традиции. По количественному составу они, если брать штаты современных армий, приближены более к батальонам и полкам.

Немного забежим в сторону. Сама по себе идея регулярной армии вовсе не такая очевидная, как может показаться на первый взгляд. Напомню, если кто, может, запамятовал: регулярное войско - то, которое существует в стране всегда, на постоянной основе. Этим оно отличается от городского и дворянского ополчения, которые собирается лишь по мере необходимости. Также оно сильно отличается от личных дружин владетелей тем, что на содержание регулярной армии идут общегосударственные налоги, а не личные средства нанимателя (а чаще попросту доля с грабежей).

Не-а, это не жандарм. Ðто один из его Ð¿Ð¾Ð´Ñ‡Ð¸Ð½ÐµÐ½Ð½Ñ‹Ñ - арбалетчик.
Не-а, это не жандарм. Это один из его подчиненных - арбалетчик.


Чтобы организовать регулярную армию, нужна развитая экономика, которая может "потянуть" такую нагрузку. Ибо армия сама по себе - предприятие убыточное. Расходов на нее уйма, а доходов никаких. Хотя-а... Вообще-то ушлые французы умудрились этот закон жизни обойти, но это тема другого рассказа)

Так вот, история Франции примечательна тем, что первыми ее регулярными солдатами стали не пехотинцы, а конники. 26 мая 1445 года король Карл (Шарль) Седьмой издал указ о формировании 15 ордонансовых рот по северным округам королевства. Лангедок (южные провинции) подключился позже, французский Лангедок еще со времен катаров - территория с особым неформальным статусом...
А называть воинов этих рот начали - жандармами.

Структура ордонансовых рот вообще-то более чем полностью "слизана" с традиционной структуры рыцарского ополчения. Напомню, рыцарское войско состояло из "копий", но если вы, прочтя в книге фразу "Туда-то и туда-то отправился отряд в триста копий", решили, что в отряде всего триста человек - вы ошибаетесь.

"Копье" - тогдашнее минимальное воинское подразделение. По самому "сжатому" штату состояло из рыцаря, его оруженосца (или двух), и пажа. В бой шли так же - тесной группкой, рыцарь на острие атаки, оруженосцы прикрывают фланги, а паж - тыл. Хотя есть версия, кстати, что пажи по скудости доспехов и вооружения в бой не ходили, являясь всего лишь рыцарскими слугами. Скорее всего, тут зависело от обстоятельств - бывает так, что и денщика, вооруженного метлой, в атаку пошлешь...

Атака жандармерии
Атака жандармерии
Согласно "ордонансам" Карла Седьмого, "копья" первых регулярных рот состояли из одного тяжеловооруженного всадника, одного средневооруженного, одного пажа и трех стрелков, арбалетчиков или лучников. Стрелки тоже были конными, но в бою формировали вторую и третью атакующие линии, прикрывая несущихся в лобовую атаку латников.

Так вот, самый тяжеловооруженный всадник - это и есть жандарм...) Кстати, всю эту кодлу- оруженосца, стрелков и пажа, он должен был изначально одеть и снарядить за свой счет. Потом, по зачислении на службу, им выплачивалась зарплата, но снаряжение, оружие, кони и доспехи из казны не компенсировались. "Скажите спасибо, что хоть кормим!"


Вооружение жандармов
Жандармы - Gens d'armes - должны были носить "белый", т.е. латный доспех. Изначально - полный, затем трехчетвертной. Я встречал упоминания, что ради пущей надежности они зачастую надевали кирасу поверх бригантины, и пробить двойной слой брони было тяжело даже пуле.

Жандармский доспеÑ. XV век
Жандармский доспех. XV век
Помимо жандармов, в "копье" был еще один латник - кутилье, можно перевести как "оруженосец". Ему дозволялись менее прочные доспехи, потому что кутилье шли во второй атакующей шеренге. "Базовым" доспехом была кольчуга, поверх которой надевалась бригантина. Кто мог себе позволить кирасу - хорошо, кто нет - увы...

Доспехи для лошадей уставами не предписывались, но всячески приветствовались.
И кутилье, и жандарм вооружались одинаково - мечом, копьем, кинжалом. Могло быть и "неуставное" оружие, у каждого свое.
В качестве шлема для жандарма оптимальным считался салад (салет) со стальным подбородником-бувигером. Встречались арметы. Кутилье, который менее рисковал схлопотать копье в лицо, носил шапель или барбют, которые давали лучший обзор.
Идею ордонансовых рот впоследствии переняли и творчески развили в герцогстве Бургундском. По бургундским ордонансам в состав "копья" мог входить даже кулевринер - канонир легкой пушки или тяжелого ружья. Но это уже совсем другая история...)
Впоследствии во французском языке слово "жандарм" заменило слово "рыцарь", но никто тогда не мог знать, что однажды этим именем назовут полицию...
Автор

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 12
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
Comments 
28th-Aug-2018 06:16 am (UTC)
Очень интересное исследование! Интересно сегодняшние жандармы знают свою историю ? )
28th-Aug-2018 06:22 am (UTC)
жандармов никто не любит
28th-Aug-2018 08:53 am (UTC)
жандармы продули испанцам итальянские войны
28th-Aug-2018 09:22 am (UTC)
терции рулят
28th-Aug-2018 06:28 am (UTC)
Теперь буду знать что значит это слово
28th-Aug-2018 06:33 am (UTC)
Очень интересно!
28th-Aug-2018 06:36 am (UTC)
Вот уж не думал, что жандармы и рыцари одно и тоже)
28th-Aug-2018 07:34 am (UTC)

Это НЕ одно и то же. Рыцарь - землевладелец, обязанный за право владения землей выполнять военную службу для своего господина. Жандарм - наемный воин. Разный экономический базис.

28th-Aug-2018 08:25 am (UTC)
"Рыцарь" ко времени появления термина "жандарм", это уже титул обозначавший низшую степень дворянского сословия, а "жандармы" название солдат из которых состояли элитные подразделения регулярной кавалерии.
28th-Aug-2018 08:29 am (UTC)
И это то же. Рыцарь практически всегда был низшим титулом и под этот титул обычно всегда имелось земельное владение (про министреалов отдельный разговор). Рыцарь относился к знати, к дворянству, жандарм мог быть не дворянского происхождения. В любом разе под рыцарем и жандармом разный экономический и социальный базис. Общее у них только тяжелое вооружение и "белый" доспех.
28th-Aug-2018 10:09 am (UTC)
Так рыцарей уже в прежнем значении этого слова уже практически не существовало, их как раз и сменили жандармы ордонансовых рот.
28th-Aug-2018 10:50 am (UTC)
На середину 15 века можно сказать,что да. Хотя и с оговорками. Классическое рыцарство ещё вполне входу в Англии, в Австрии.

Edited at 2018-08-28 10:51 am (UTC)
28th-Aug-2018 10:59 am (UTC)
Так речь то сейчас идет о Франции и Бургундии жандармы других стран по иному назывались и подразделения в которых они состояли так же отличались своим устройством и организацией.
28th-Aug-2018 11:05 am (UTC)
Согласен.
28th-Aug-2018 07:03 am (UTC)
///Впоследствии во французском языке слово "жандарм" заменило слово "рыцарь", но никто тогда не мог знать, что однажды этим именем назовут полицию...///

Вы это серьёзно?...

"А мужики то не знают...", интересно это каким это образом русское слово "рыцарь", произошедшее от германского "риттера" (всадника) вдруг оказалось в словаре старо французского языка? Во Франции был свой аналог этого термина - "шевалье", обозначавший конного воина. Полицейские функции "жандармам" были свойственны всегда, именно на них лежала охрана и соблюдение прядка в военном лагере.
28th-Aug-2018 08:08 am (UTC)
Жан-д-арм — вооружённый человек.
Переходя в другие языки слово обрастает новыми смыслами.
28th-Aug-2018 08:18 am (UTC)
>> Жан-д-арм — вооружённый человек.


Это правильная этимология слова "Жандарм"?

"д-арм", это врде бы понятно, созвучно "армейский".
А "жанд"?

Edited at 2018-08-28 08:22 am (UTC)
28th-Aug-2018 08:33 am (UTC)
Gens d'armes - "люди оружия".
28th-Aug-2018 08:34 am (UTC)
Спасибо.

d'armes - оружие. Точно )
28th-Aug-2018 08:37 am (UTC)
я так и думал, что от французов пошло)
28th-Aug-2018 08:54 am (UTC)
не арметы, а армэ
28th-Aug-2018 10:16 am (UTC)
Были войны
28th-Aug-2018 11:39 am (UTC)
очень интересно! Как они всё это на себе носили...
29th-Aug-2018 06:26 am (UTC)
тренировались с детства
29th-Aug-2018 06:17 am (UTC)
Интересно!
29th-Aug-2018 06:32 am (UTC)
Мне де Фюнесовский герой симпатичен
29th-Aug-2018 06:41 am (UTC)
Слова часто меняют значение...
29th-Aug-2018 06:45 am (UTC)
Почему-то тоже взрагива при этом слове :-)
29th-Aug-2018 07:01 am (UTC)
Слово жандарм страшным сделала совпропаганда.
This page was loaded Sep 26th 2018, 3:49 am GMT.