Церковные и светские власти ДНР не комментируют вопрос автокефалии Украинской православной церкви и конфликт Русской православной церкви Московского патриархата с Константинопольским патриархатом. ДНР не является частью Украины и (к сожалению) России. Но находится в российском политическом и религиозном пространстве. Поэтому «автоматически» разделяет позицию России и Русской церкви по вопросу автокефалии УПЦ.
Мне, как русскому патриоту и человеку православной культуры, небезразлично происходящее сегодня вокруг РПЦ и я внимательно слежу за ситуацией. Православные граждане ДНР являются в абсолютном большинстве прихожанами УПЦ МП и разделяют возмущение всего православного сообщества, которое является объектом нападок со стороны как Киева, так и совокупного Запада.
Это даже не нападки, а военные действия. Наша церковь является полем битвы России и Запада, как и Новороссия сегодня. И против России, и против Русской церкви ведут войну. Иногда горячую, как на Донбассе, иногда холодную, информационную. «Военные действия» – это не преувеличение. Посмотрите на заголовки и тональность СМИ: «Церкви разорвали дипломатические отношения», «Патриархаты вступили на тропу войны», «Константинополь вторгся на каноническую территорию РПЦ» и т.п. Это уже не шутки.
Хотя никто никогда с РПЦ и не шутил. Русофобы всех времен и народов (тот же Бжезинский) всегда рассматривали РПЦ как один из столпов российской государственности, и во все времена атака на Россию сопровождалась атакой на церковь. К этой атаке Запада в попытке расколоть РПЦ неизменно присоединялись в Константинополе. Так было в 20-х годах прошлого века, когда константинопольские представители вели переговоры даже с атеистами-большевиками. Так было в 90-е годы, когда очередное ослабление России спровоцировало атаку на РПЦ со стороны украинцев, поляков и покровительствующих им константинопольцев и американцев. Так происходит и сейчас. Отрывая от России Украину, дробя ее физическое пространство, прилагаются все силы и для дробления ее духовного и религиозного пространства.
Не нужно думать, что ситуация обусловлена всего лишь стремлением Украины еще больше обособиться от России и иметь полноценную, отдельную от Московского патриархата Украинскую церковь. Безусловно, это фактор, но не первый и не главный. Главный фактор – стремление Запада, прежде всего США, оторвать Украину от России не только политически, но и духовно. На это указывает картина взаимоотношений Константинопольского патриархата с Киевом и Вашингтоном. У американцев с константинопольскими иерархами прекрасные отношения, в частности, американский посол – в Фанаре частый и желанный гость.
Иерархи УПЦ МП ведут себя безупречно. С их стороны не было и намека на стремление к обособлению от Москвы. Автокефалия – идея фикс украинского президента Порошенко, поддерживаемого всеми русофобскими столицами Запада и «Вселенским» патриархатом. Пишу в кавычках, так как право вселенского «стамбульский патриархат» давно утратил.
Впрочем, усилия патриарха Варфоломея на Украине пока выглядят довольно беспомощно. Непонятно, на кого хотят опереться украинские власти и их стамбульские друзья в стремлении сделать автономную от Москвы национальную церковь. Гражданин Украины Михаил Денисенко, более известный как патриарх Киевский Филарет, является слишком токсичным даже для Фанара. Вероятно, найдут какую-то другую фигуру, более «приличную» для задачи объединения Украинской церкви (как они это видят). Хотя вопрос объединения даже звучит абсурдно: не может и не хочет каноническая Украинская православная церковь объединяться с раскольниками и менять Москву на Стамбул.
То, что мы сегодня наблюдаем, – не что иное, как очередной раунд борьбы с Россией и Русским миром посредством разрыва многовековых церковных связей и русского православия. Православный мыслитель Егор Холмогоров удачно назвал это попыткой построить «НАТОвское православие» в противовес русскому. Полагаю, успехом эти попытки не увенчаются. Ни военное, ни церковное НАТО на русской земле долго не проживет.
Павел Губарев
газета "НОВОРОССИЯ" №21127 сентября 2018 г.