
Вильгельм полным дураком не был и трезво оценил ситуацию. Вспомнив печальную судьбу кузена Ники, он сразу понял, что пора немедленно сматывать удочки, пока его самого не взяли под стражу. Кайзер быстрым шагом покинул штаб, торопливо собрал вещички и в тот же день на личном поезде умчался в сторону голландской границы, благо она была неподалеку. А уже на следующий день беглого монарха приняла под свое крылышко его дальняя родственница - королева Нидерландов Вильгельмина.

Берлинцы перед зданием Рейхстага слушают манифест об объявлении Германии республикой.
Этому предшествовали бурные события, начавшиеся с матросского восстания на кораблях имперского флота, вспыхнувшего 30 октября в ответ на самоубийственный приказ адмирала Шеера выйти в море и вступить в бой с британским флотом.

Осенью 1918 года немецкие моряки больше не хотели воевать.

Линкор "Тюринген" - один из кораблей Хохзеефлотте, первыми поднявших красные флаги.
Правда, экипажи других кораблей, еще сохранявшие верность присяге, под угрозой обстрела разоружили восставших и арестовали около 1000 человек, водворив их в тюрьму портового города Киль. Но уже 3 ноября к восстанию примкнул практически весь флот и большинство кильских рабочих. Губернатор балтийских портов адмирал Сушон вызвал в город войска, однако они сразу перешли на сторону повстанцев. На следующий день матросы и вооруженные рабочие атаковали тюрьму и освободили политзаключенных. Охрана разбежалась, не оказав сопротивления. К утру 5 ноября весь Киль был в руках восставших и в тот же день восстание вспыхнуло в соседнем Любеке.

Вооруженная демонстрация восставших матросов и рабочих Киля 4 ноября 1918 года.
В течение следующих дней в двух десятках немецких городов, включая Мюнхен, Бремен, Гамбург, Люнебург, Росток, Гановер, и Франкфурт, были сформированы советы рабочих и солдатских депутатов, которые взяли власть на местах в свои руки, потребовав свержения кайзера и немедленного прекращения войны. К утру 9 ноября берлинским политикам стало ясно, что монархия обречена. В тот же день Германская империя, просуществовавшая всего-навсего 47 лет, ушла в прошлое.
Journal information