donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Categories:

Черная смерть.Часть 2

Более ранние части смотрите по тэгу "Древняя Русь"


К 1352 году эпидемия добралась и до русских земель. Как и в Европе болезнь была скоротечной, и уже на третий день заболевший умирал. Первым княжеством пострадавшим от Черной смерти, стало Псковское. «Священницы не успеваху тогда мертвых погребати, но во едину нощь до заутриа сношаху к церкви мертвых по двадесять и до тритцати, и всем тем едино надгробно пение отпеваху...; и тако полагаху по пяти и по десяти во едину могилу. И сице бяше по всем церквам. И не бе где погребати мертвых...», – пишет летописец.
Стремясь спастись, псковичи вызвали из Новгорода архиепископа Василия, чтобы он своими молитвами изгнал заразу. Однако сам святитель скончался, а болезнь перекинулась на Новгородскую землю. Затем чума, по словам летописца «по всем землям походи». «Во всей земле Русской смерть люта, и напрасна и скора; и бысть страх и трепет великий на всех человецех!» - пишет он. В городах Глухове и Белоозере, если верить летописи «ни един человек не остася», хотя, скорее всего, речь идет не о поголовной смерти, а о бегстве. По крайней мере, вскоре после эпидемии рядом с покинутым Белоозером возникает новый город Белозерск. Так что, возможно, жители просто бросили зачумленное место и перенесли город на новое место. Тем не менее на Руси пострадали практически все крупные города, хотя количество погибших было меньше, чем в Европе и в абсолютных, и в процентных показателях.
К середине пятидесятых годов четырнадцатого века эпидемия стихла, хотя отдельные вспышки чумы будут возникать еще в течение тридцати лет, унося в могилы десятки тысяч человек. Например, в 1364 году чума снова гуляла по Руси, да так, что «опусте земля вся и порасте лесом, и бысть пустыни всюду непроходимые. А пришел он от низу, от Бездежа, в Новгород в Нижний, а оттуда ... разыдеся в все грады».
Последствия Черной смерти были глобальными, как и сама эпидемия. В Европе погибло, по разным подсчетам, от трети до половины населения. Лишь к шестнадцатому веку численность населения Европы достигла уровня, бывшего до пандемии. Пресеклись многие аристократические роды, пошатнулся авторитет Церкви, дали трещину феодальные отношения, стали размываться границы между сословиями. В ранее замкнутые ремесленные цеха, где места передавались от отца к сыну, стали принимать людей со стороны, то же самое происходило и в церкви, где на места умерших священнослужителей пришли люди из других сословий. Люди стали пытаться осмыслить происходящее, из-за чего со временем началась эпоха Ренессанса, а затем Реформации. В общем, мир изменился кардинально. Проблему нехватки рабочих рук в Европе пытались решить путем завоза рабов, а основным поставщиком живого товара стала Золотая Орда. Впрочем, работорговля в Европе возникла гораздо раньше. Уже в XIII веке итальянские купцы активно покупали рабов во владениях татарских ханов.Для этих целей генуэзцы даже построили сеть укрепленных городов в Северном Причерноморье. Оттуда татарские, черкесские и славянские рабы, которых продавали ордынцы, переправлялись в Италию и Францию. Сегодня этот факт малоизвестен, но средневековые европейцы были рабовладельцами. Однако из-за высокой стоимости рабов это явление в Европе не приняло таких массовых масштабов, как в странах Ближнего Востока. Как правило, европейцы использовали рабов для работ по дому, поэтому женщины ценились выше мужчин. Конец европейскому рабовладению наступил лишь тогда, когда турки-османы захватили Балканы, Малую Азию и Причерноморье, перекрыв тем самым прежние маршруты работорговцев. Кроме того, сами турки нуждались в невольниках, а поэтому не уступали их европейцам.
Не меньше бед эпидемия натворила и в исламских государствах. По свидетельствам современников, погибли «бесчисленные тысячи мусульман, а многие местности обезлюдели так, что некому было хоронить погибших».
В Золотой Орде основой удар пандемии пришелся по её городским центрам в Поволжье и Крыму, что, в общем-то, понятно. Кочевники садились на коней и бежали при начале болезни, а вот горожане такой возможности не имели. Русский писатель семнадцатого века Андрей Лызлов в своей «Скифской истории» отметил: «Побегоша оттуду мнози татарови в поля дикия, и наипаче умножишася около Дону и Днепра, и в Перекопи жити начаху». Этот факт подтверждает и современная археология.
Помимо того, что погибли многие горожане, например, в городе Тане (Азак, современный Азов) уцелела лишь пятая часть жителей, на долгие годы прекратились торговые связи с Европой и Средним Востоком. В результате этого роль городов (центров науки, производства, торговли) в Улусе Джучи заметно снизилась, а, следовательно, деградировало и само государство.
Чума, которая вспыхивала в Орде еще долго после окончания основной пандемии, существенно изменила политическую и экономическую ситуацию в регионе. Вдобавок, ко всему во время эпидемии к власти пришел хан Бердибек, убивший своего больного отца и братьев. В результате его правления к болезням в Улусе Джучи добавилась еще и гражданская война.
Подводя итог, можно сказать, что в четырнадцатом веке мир кардинально изменился. А чтобы понять, насколько сильно, проведите маленький эксперимент. Возьмите и на листе бумаги напишите всех, с кем вы общаетесь. Родственников, друзей, коллег, соседей… А теперь возьмите и вычеркните каждого второго. Представьте, как измениться ваша жизнь, если эти люди вдруг пропадут. И это еще не худший вариант, а, так сказать, средний ущерб по Европе. Жителям некоторых регионов пришлось вычеркнуть из такого списка девять из десяти имен. Попробуйте себе представить такой поворот событий! Это все равно, что если бы в подъезде десятиэтажного дома вдруг осталось бы только четыре жилые квартиры…
Или еще один пример урона, наносимого средневековыми эпидемиями. В двенадцатом – начале тринадцатого века Смоленское княжество было одним из сильнейших на Руси. В этой земле было не меньше полутора сотен укрепленных поселений. Смоленские князья активно участвуют в общерусской политике, навязывая свою волю соседям, становятся Великими князьями. И вдруг это могущество просто исчезает. Причина банальна и страшна – эпидемии. В 1230-х годах в городе начались голод и страшный мор, подорвавшие силу княжества. Только в братских могилах было похоронено тридцать две тысячи смолян. А эпидемия чумы в 1388 году просто добила Смоленск. По преданию, в живых осталось только десять человек, которые «согласясь, затворили пустой город и разошлись по другим городам». Так из числа центров Руси выпал Смоленск, который никогда уже больше не будет играть первостепенную роль в нашей истории.
Разумеется, пережившие все несчастья четырнадцатого века люди искали объяснение всем этим напастям. При этом такое совпадение по времени голода, землетрясений и эпидемий вызывало мысли о мистической подоплеке событий. Недаром и католики, и православные увидели в случившемся Божий гнев, вызванный грехами человечества. Действительно, при изучении этого периода складывается впечатление, что невидимый селекционер отсекал от дерева человечества ветки, не соответствующие его замыслу. Примерно так же рассуждают и многие наши современники. Например, уже цитированный мною автор пишет:
«Что значит любая эпидемия? Это, прежде всего, нарушение энергетического баланса конкретного народа или группы народов. Этот дисбаланс провоцируется резким искривлением их линии развития. Чтобы выровнять эту линию, требуется серьезная встряска, чем и является эпидемия или природный катаклизм. В данном случае (при «Черной смерти») эпидемия смела с лица земли многих носителей неверного мировоззрения, обеспечив тем самым возможность поворота в нормальное русло развития народов. В противном случае искривления были бы так сильны, что потребовалась бы более сильная встряска – на уровне изменения орбиты планеты и других изменений космического масштаба.
Если раковая опухоль начинает разрастаться, ее безжалостно удаляют. В моменты серьезных катаклизмов и эпидемий наблюдается сильнейший рывок человека к Богу. Инстинкт самосохранения в такие моменты настолько силен, что он активизирует все скрытые силы души, и вопль о помощи пробивает ранее не проходимые на тонком плане барьеры. Это и обеспечивает выравнивание нарушенного ранее баланса и создает предпосылки для возрождения души народа (-ов) на новой основе. Не имеет значения национальность, если речь идет о нарушении космических законов, связанных с этикой взаимоотношений. Когда на первое место выступают жадность, прелюбодеяние, разврат и прочие пороки, когда мать и сын не чувствуют любви друг к другу, а невестка и свекр ненавидят друг друга…
Нужно понимать, что эпидемии, стихийные бедствия и т.п. катаклизмы (включая войны) – это разрядка накопившейся негативной энергии. Можно сравнить это с прорывом нарыва. Другое дело, что нарыв может вскочить на ноге или на теле – так и в этом случае. Гнойные раны были в особо загрязненных энергетически местах – там, где люди отходили от Бога в душе. Можно разбивать лоб на молитве, но молитва эта не будет услышана Богом. Можно соотносить себя с великими праведниками, а в душе хулить и проклинать ближнего, совершать мысленные злодеяния. Не о внешней форме праведности идет речь. Там, где люди сумели удержать в душе правильное мировоззрение, правильное отношение к Богу и миру в целом, где не было глубинных перекосов сознания – там и были сохранены участки «живой» пространственной «ткани». Не нужно смотреть на внешнюю форму благочестия – это не показатель. Умные перед миром иногда глупы перед Богом.
В Польше, которую эпидемия обошла стороной, в тот период было много праведников, которые выстроили канал «прямой связи с Богом». Именно они удержали свой край от глобальных потрясений, именно они сохранили целостность пространства. Вспомните притчу о мытаре и фарисее – только с этих позиций нужно рассматривать ситуацию. Нужно отойти от человеческой логики: ходишь в храм, бьешь лбом поклоны – ты уже праведник.
Если чаша человеческих грехов переполняется, требуется очищение. И тогда случаются эпидемии и катаклизмы, при которых выжившие меняют свое мировоззрение. Пусть ненадолго, но баланс восстанавливается, а потом – снова пороки наступают. Грех, сидящий в человеческом естестве, рвется наружу. И если его не сдерживать волевым усилием, изменением мировоззрения, духовным взрослением, то в итоге – новый катаклизм. Частичное очищение позволяет продлить срок существования планеты и ее обитателей.
Далее – или глобальные катаклизмы, или изменение мировоззрения, духовная трансформа. На нынешнем этапе человечество подошло к своей черте, и Высшие Силы ждут от каждого твердых решений. Недаром 2012 год считается вехой, связанной с глобальной трансформацией землян. Ныне резко изменяется состояние планеты и всех ее обитателей. Свыше идут чистые потоки, позволяющие в ускоренном режиме менять духовные параметры каждого человека. Наблюдается резкое разделение на «овец» и «козлищ». Катаклизмы неизбежны – они помогают процессу очищения. И если бы не было отдельных катаклизмов, вся Земля бы «перевернулась» из-за необходимости очищения. Малыми, но сильными, с точки зрения человека, катаклизмами, спасается Земля, восстанавливая свой баланс.
Новые болезни, появившиеся в последние времена, свидетельствуют о косности человечества, не способного принять новые потоки чистых энергий. Как энергетические пробки в организме мешают прохождению энергии и создают болевые ощущения, так и на уровне планеты: энергетическая пробка – боль – очищение – трансформация…»

Tags: древняя Русь
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Убийства у стен Трои

    При чтении поэм Гомера возникает подозрение, что он был бухгалтером, настолько дотошно он все подсчитывает. Особенно явно это проявляется в его…

  • (no subject)

    Интервью с ветераном, начавшим войну в 1941 году во Львове.

  • Почему украинцы считаются народом-предателем?

    Выложил в Дзене с татью о причинах массового предательства украинцев во время Великой Отечественной

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 7 comments