donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Category:

Первые паровозы

Идеи заменить относительно медленных, слабых, прожорливых и болеющих лошадей на что-нибудь более совершенное рождались неоднократно. В восемнадцатом веке даже стало понятно, что именно может заменить животных на транспорте – паровая машина. Сразу в нескольких странах талантливые механики смогли соорудить самодвижущиеся повозки, приводимые в движение паровым двигателем.
Наиболее удачным образцом стала трехколесная машина англичанина Уильяма Мёрдока, придуманная в 1784 году. Это чудо техники развивало на твердой дороге скорость до 14 километров в час, но дальше опытов дело не пошло. Причем дело было не только в технических сложностях, но и в том, что британское духовенство посчитало изобретение богопротивным и чуть ли не сатанинским. В итоге Мёрдоку настоятельно порекомендовали заняться чем-то более спокойным. Во избежание осложнений механик не стал развивать свои идеи парового транспорта, благо у него и других дел хватало.
Зато идею творчески развил ученик Мёрдока по имени Ричард Тревитик, который не просто по примеру наставника спроектировал собственный трактор, но и довел его до практического воплощения в 1801 году, а затем выдвинул революционную идею, перевернувшую все представления о транспорте. Поскольку обычные дороги были слишком неровны, англичанин предложил для своей машины сделать идеально ровную магистраль из двух металлических рельсов.
Так родился паровоз. За первое десятилетие девятнадцатого века талантливый англичанин создал несколько локальных железных дорог для крупных промышленных компаний и спроектировал для них несколько моделей паровозов. Правда не все из них вышли удачными, но в целом почин паровому движению был положен.
Паровоз Тревитика Pen-y-Darren

Лучшим из творений Ричарда Тревитика стал паровоз получивший собственное название «Catch Me Who Can» («Поймай меня, кто сможет»), развивавший скорость до 30 км./ч. Чтобы привлечь инвесторов, Тревитик построил за свой счет аттракцион в виде кольцевой железной дороги по которой катал желающих или устраивал гонки «паровоз против лошадей». К несчастью для механика его коммерческие таланты оказались посредственными, он не сумел найти заказчиков и разорился.
Паровоз Тревитика и кольцевая дорога-аттракцион для его демонстрации

Зато его пример вдохновил Джорджа Стефенсона, который принялся проектировать паровозы для шахт и рудников. Не сразу, но он добился того, что машины стали способны полностью заменить лошадей при перевозке вагонеток с углем и рудой.
В 1820 году Стефенсон построил первую в мире дорогу от угольной шахты Хэттон до города Сандерленда, на которой не использовалась мускульная сила животных. Спустя пять лет он же построил 40-километровую железную дорогу Стоктон-Дарлингтон, предназначенную для перевозки угля с угольных шахт в порт Стоктон, где он перегружался на морские корабли. Обслуживали ее паровозы оригинальной конструкции, получившие название «Locomotion» («Движение»). Именно с тех пор слово локомотив вошло в наш обиход в значении двигающиеся по рельсам тяговые транспортные средства. Кроме товарных вагонов в составе курсирующих поездов был открытый пассажирский вагон, так что эта дорога стала не только самой длинной железной дорогой в мире, но и первой пассажирской дорогой.
Locomotion № 1. современная реплика
Локомотив № 1

Позитивный опыт эксплуатации этой дороги привел к тому, что железнодорожный транспорт стал рассматриваться не как экзотика, а как реальная альтернатива гужевому. Сразу несколько фирм принялись за проектирование паровозов.
Сказать, что шествие паровозов по миру было легким нельзя. Против новинки выступали священники, видевшие в самобеглых машинах козни дьявола, крестьяне, опасавшиеся что грохочущие монстры испортят землю и вызовут болезни у скота, и даже ученые. Например, Баварский королевского медицинский совет в 1837 году выдал такое заключение: «Строительство железных дорог нанесло бы ущерб общественному здоровью. Совершенно очевидно, что быстрое движение (со скоростью 41 км/час) должно вызвать у пассажиров заболевание мозга, своего рода буйное помешательство. Поскольку очевидно также, что найдутся люди, которых эта ужасная опасность не страшит, государство обязано защитить, по крайней мере, хотя бы зрителей, ибо вид быстро мчащейся паровой машины может вызвать подобное заболевание и у них». Одна английская газета предостерегала: «Паровозы помешают коровам пастись, а курам нести яйца. Соседние с дорогой деревни сгорят, а содержатели придорожных трактиров и гостиниц разорятся».
Однако внедрение паровозов сулило изрядную прибыль и все больше коммерсантов находили идею железных дорог перспективной.
В 1829 году в Англии прошло испытание локомотивов, созданных пятью различными частными компаниями, победителем которых стал паровоз конструкции Стефенсона под названием «Ракета».
Это было не просто развлечение публики, собравшейся посмотреть на гонки стальных монстров, а серьезное событие – выбор лучшего паровоза для эксплуатации на новой железной дороге Ливерпуль-Манчестер, запуск которой планировался в следующем году. Эта дорога длиной в 56 километров связала промышленный город Манчестер с морским портом в Ливерпуле.
Эта дорога стала необычайно успешным с коммерческой точки зрения предприятием, и породила начало «паровозного бума», вскоре охватившего весь мир.
Так началась эра пара и стали.
Subscribe
promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 10 comments