donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Categories:

Скобарь, Спас и другая Буза

В свое время на пространствах бывшего Советского Союза началась настоящая лихорадка, связанная с интересом к восточным единоборствам. Миллионы людей стали заниматься в секциях каратэ, ушу, айки-до, джиу-джитсу. И в это же время стали звучать голоса, говорящие о том, что не нужно совершать такое уж далекое паломничество на Восток в поисках традиций рукопашного боя, у нас и свое есть не хуже.

О том, насколько справедливы подобные заявления, мы попросили рассказать филолога по образованию, специалиста по истории славянских боевых искусств Романа Мискина.

 

- Когда человек слышит словосочетание «славянские единоборства», у него вполне естественно возникает определенный скепсис. Уху куда привычнее словосочетание «восточные единоборства», что же из себя представляют «славянские единоборства»?

- Словосочетание «славянские единоборства» не совсем корректно, правильнее говорить о русской воинской культуре, поскольку ареал распространения «славянских единоборств» совпадает с расселением восточных славян, и в первую очередь русских.

- А у западных и южных славян что-нибудь подобное есть?

- Нет. Даже нет попыток реконструировать свое воинское искусство.

- Откуда же взялась «русская воинская культура»?

- Русская воинская культура существует ровно столько, сколько существует сам русский народ. А вот интерес к ней стал возрождаться, как это ни странно, благодаря восточным боевым искусствам. В 1969 году показ японского фильма «Гений дзюдо» создал определенную брешь в советской идеологии. Люди начали массово увлекаться восточными единоборствами.  Сначала это было дзюдо, которое с 1972 года, кстати, стало олимпийским видом спорта, и в СССР этот вид единоборства стал полностью легальным. Вслед за дзюдо в 70-х -начале 80-х подтянулось и то, что тогда называли каратэ. Хотя в СССР часто под этим словом подразумевался целый комплекс единоборств, начиная от непосредственно каратэ и заканчивая корейским тэквондо и китайским ушу. В основном это были некие хаотично накопленные инструкторами знания, которые выдавались за популярную восточную школу. С официальным открытием в 1979 году советской федерации каратэ, люди стали получать более систематизированные и правдивые представления о восточных боевых системах. После чего, за исключением периода 1982-1987 гг., когда были определенные гонения на каратистов, эта боевая традиция развивалась уже эволюционно и системно.

Проблема была в другом. Боевое искусство – это всегда часть некой большой традиционной культуры. В случае с восточными единоборствами, это японская и китайская или, реже, корейская или вьетнамская культуры, которые начинают довлеть над человеком, который занимается восточными единоборствами. Это выражается в ношении, например, традиционной  восточной одежды (то же кимоно), в употреблении иностранных слов и прочей внешней атрибутики, которая непосредственно к освоению боевой системы не имеет отношения, но в полной мере присутствовала во всех секциях восточных единоборств. Естественно, этот культурный прессинг вызвал противодействие, заключавшееся в том, что ряд энтузиастов решили исследовать, а нет ли чего-то аналогичного и в нашей родной культуре? Тем более в свое время Русь славилась кулачными боями, боями «стенка на стенку».

- И каковы были результаты этих поисков?

- Противоречивые. С одной стороны, люди действительно находили некие реальные элементы боевых искусств или воинских упражнений в русских деревнях. Но с другой стороны, казусов также хватало.

- Например?

- В конце 80-х годов благодаря журналу «Наука и религия», напечатавшему ряд статей, стала популярна так называемая «славяно-горицкая борьба» и ее основатель Александр Белов, который заявил, что реконструировал воинское искусство времен Киевской Руси, причем языческого ее периода. Вообще-то для любой традиции  перерыв в одно-два  поколения - уже катастрофа. А тут речь идет о тысяче лет! Ознакомившись с материалами «славяно-горцев», не трудно прийти к выводу, что это авторская система самого Александра Белова, выдаваемая им за старину, причем система не очень эффективная, что показали первые же поединки с представителями других школ единоборств. Правда, впоследствии в русле «славяно-горицкой борьбы» были разработаны довольно эффективные техники, например, тот же штурмовой бой – но какое они имеют отношение, скажем, к Киевской Руси или традиции вообще?

К сожалению, в свое время в русское воинское искусство, как в свое время в каратэ,  кинулся ряд весьма специфических личностей, которых, с одной стороны, не достигнув каких-то особых вершин в восточных единоборствах, начали создавать нечто свое, типа славянское, пытаясь на гребне проснувшегося интереса быстро заработать деньги.

-И много ли  таких среди сторонников русской воинской культуры?

- К счастью, нет. Довольно много людей уходили из восточных единоборств в русские стили из-за культурной несовместимости. Все-таки каратэ тесно связано с дзэн-буддизмом, ушу – с даосизмом. А мы все-таки Православная цивилизация, и далеко не каждый был согласен ради умения хорошо драться изменить своей вере. Энтузиасты организовали интересные школы боевых искусств, которые вели свои родословные или напрямую от дореволюционных отечественных традиций, или же опирались на этнографически достоверный материал. Из тех школ, которые опирались на непрерывность традиции, это стили, относящиеся к так называемому «русскому», или «советскому стилю». Например, школа Алексея Алексеевича Кадочникова или школа Михаила Васильевича Рябко, восходящие к ССББ (советской системе ближнего боя), из которой в свое время развилось известное ныне самбо.

-И как это произошло?

В 20-х годах 20 века заместителю инспектора по физической подготовке РККА Борису Кальпусу было поручено создать систему рукопашного боя для Красной армии. Поскольку  в российской дореволюционной армии рукопашный бой, кроме штыкового, массово не практиковался, пришлось собирать людей, которые имели хоть какое-то представление о джиу-джитсу (это направление единоборств стало модным накануне революции), бокса и наших, местных, русских традиций рукопашного боя. Фактически, в те годы в силу изоляции Советской России от остального мира и в силу отсутствия у нас сколь-нибудь известных специалистов того же бокса, например, приходилось опираться в большей степени как раз на отечественный опыт – русские воинские традиции. Впоследствии набранная «группа Кальпуса» (или, как ее называют зарубежом, «лаборатория Ворошилова») будет развивать рукопашный бой в двух направлениях: спортивном, которое возглавит Василий Сергеевич Ощепков (отсюда выйдет спортивное самбо), и боевом под руководством Виктора Афанасьевича Спиридонова. Именно продолжателем идей последнего является Кадочников, добавивший множество новшеств, в частности из области механики. Хотя сама школа основана на традициях русской пластики, ярко представленной в народных играх, трудовых навыках и плясках. Вообще пластика – это визитная карточка всех русских традиционных стилей единоборств. Из других аутентичных школ русских единоборств можно отметить: Бузу и  Скобарь.

- Что это такое?

- Буза  (ее основатель Григорий Базлов, профессиональный этнограф) основана на традиции деревенских кулачных артелей северо-запада России и родовой боевой  системе князя Бориса Васильевича Голицына. Само слово "буза"- диалектизм и  имеет несколько значений: соль домашней выварки, особый сорт местного пива, а также традиционная манера ведения боя тверскими кулачными бойцами. В знаменитой «Оде кулашного бойца» Баркова упоминаются слова «буза» и «бузник», а также красочно описаны сцены кулачных боев. Напомню, что это конец 18 века. Сегодня Буза – это система, с одной стороны, традиционная, с другой – синтезированная. Естественно, что данные из традиции были хаотичными и отрывистыми, не было методики в современном понимании этого слова, поскольку передача подобного рода знаний была возможна лишь в патриархальном обществе. Индустриализация 30-х годов разрушила сельскую общину и теперь приходится восстанавливать то, что было, пытаться это осовременить, дав возможность людям приобщиться к этому боевому искусству.

Приблизительно на  подобной основе организован и питерский стиль Скобарь. Правда, у него не тверские, а скорее южнорусские корни, т.к. подобной манере ведения боя основатель школы, Вадим Иосифович Грунтовский, обучался в одном из центров подготовки войсковых разведчиков Киевского военного округа в начале 50-х годов прошлого века.

-А что-нибудь подобное есть на Украине?

На Украине есть попытки реконструкции национальных боевых искусств. Но тут есть два аспекта. Это чрезвычайная замифологизированность и политизированность  этих систем. Что проявляется в их ориентации на язычество и враждебному отношению к Православию (что вообще-то не присуще украинскому народу), и в пропаганде узколобого украинского национализма.  

  В частности, это относится  и к системе Спас. Родоначальником этого направления является Леонид Петрович Безклубый, который утверждает, что обучался этому единоборству у своего деда, а тот, в свою очередь, получил его от своих предков – украинских казаков. Правда, сама эта система почему-то напоминает тренировки бойцов советских спецподразделений времен Великой Отечественной войны. Кстати, дед Безклубого был профессиональным военным еще со времен Гражданской, а сам Леонид Петрович имел опыт службы в одном из спецподразделений. Если же говорить о казачьих корнях, то они весьма сомнительны, поскольку в этом единоборстве отсутствует работа с саблей, пикой и другим традиционно казачьим оружием. С некоторой вероятностью можно говорить о пластунских корнях Спаса - но в подготовке пластунов нет ничего таинственного и мистического, как это пытаются представить нынче, их опыт хорошо изучен и полностью взят на вооружение советской войсковой разведкой.

- Сейчас у многих на слуху такое словосочетание как «боевой гопак». Что это такое?

- «Гопак» - это, в первую очередь, весьма раскрученный брэнд. Брэнд Украины. Сначала скажу о самом танце. Как это ни странно звучит, но известный ныне гопак фактически был разработан в 20-е годы 20 века рядом украинских хореографов – Репиным, Свирским, и уже во 2-ой половине 20-го века Кимом Василенко. За основу  был взят народный танец «гопки», который представлял из себя обычную народную плясовую – т.е. то, что и сегодня можно наблюдать в селах.. Из украинской плясовой хореографы искусственно вычленили наиболее зрелищные элементы в виде прыжков, прочие «па» позаимствовали из классического французского балета. Так и получился тот танец, который мы знаем под видом «гопака» и считаем якобы народным. А в конце 80-х – начале 90-х галицкий кик-боксер Юрий Пилат расшифровал этот постановочный танец (не зная его реальной предыстории) как некое боевое искусство запорожских казаков. Хотя, естественно, никакого «боевого гопака» сечевики и знать не знали, поскольку в их время не то что боевого, а и сценического гопака не существовало. То, что преподает Пилат - это его авторская система, основанная на кик-боксинге и облаченная в некий национальный а-ля украинский антураж: шаровары, вышиванки, оселедцы и так далее.

Идея фикс для сторонников «боевого гопака» - добиться для него статуса национального вида спорта. Зачем? Все очевидно - бюджетное финансирование, регалии, кабинеты…

Вышесказанное  не означает, что не надо интересоваться отечественными системами единоборств. У наших предков были свои хорошо развитые традиции рукопашного боя, но в вопросах изучения этого наследия нужно быть очень осторожным, чтобы не нарваться на псевдоисторическую клюкву с дурно пахнущим идеологическим подтекстом.

Алексей  ИВАНОВ

 


Subscribe

  • (no subject)

    Корабли морского космического флота СССР "Космонавт Юрий Гагарин" и "Академик Сергей Королёв" в процессе утилизации. Аланг,…

  • (no subject)

    12 апреля 1951 года в небе Кореи случилось немыслимое, армаду В-29 «Суперкрепость», которых сопровождал серьезный эскорт из…

  • (no subject)

    Российскую власть часто и многословно обвиняют в коррупции. Именно на обещании борьбы с этим явлением в органах власти строят свои избирательные…

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments