donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Categories:

Гибель «Святого Иштвана»

Конец девятнадцатого века стал временем расцвета военного кораблестроения во всех странах мира. Великие страны делили мир и потому не скупились на постройку боевых кораблей, стремясь, чтобы их флот не уступал силам потенциальных противников. Самые развитые государства строили корабли на собственных верфях, те, кто не имел такой возможности, покупали крейсера и броненосцы за рубежом.
Корабли с каждым годом становились все больше, получили более толстую броню и сверхмощные орудия. В результате к началу ХХ века основу всех флотов составляли огромные броненосцы, способные одним залпом снести с лица земли небольшой городок. Естественно, что и стоили эти махины безумно дорого, требовали огромного экипажа и вообще были крайне дорогой в эксплуатации игрушкой.


Казалось, что тот адмирал, у кого будет больше этих дредноутов, гарантированно сможет доминировать на морском просторе, однако вскоре выяснилось, что стальные левиафаны, способные выдерживать попадания снарядов калибром в триста миллиметров, имеют свою ахилессову пяту и могут быть потоплены копеечной торпедой или миной.
Так что когда началась Первая мировая война крупные военные корабли проводили гораздо больше времени в своих портах, чем в боевых походах. А один из них, роскошный красавец под именем «Святой Иштван», так и вовсе успел совершить всего один боевой выход, да и тот не довел до конца, так как был утоплен. Событие в целом рядовое, но данный случай вошел в историю так как это был первый линкор, чья гибель была заснята на кинопленку и первый, уничтоженный вражеской моторной лодкой. И если не ошибаюсь, то «Святому Иштвану» принадлежит еще один рекорд, это был первый дредноут, в орудийных башнях главного калибра которого были установлены сразу три орудия. Но это достижение меркнет на фоне двух первых.

Спуск на воду корпуса линкора

Этот ста пятидесяти метровый австро-венгерский линкор был спущен на воду 17 января 1914 и принят в состав флота в конце 1915 года. Причем во время спуска на воду случилось трагическое происшествие: лопнула якорная цепь, и ее отлетевший конец зацепил в двух человек, один из которых погиб на месте. Служба линкора разнообразием не отличалась. Большую часть времени он провел на стоянке, покидая ее лишь для учебных выходов в море. Так что за два с половиной года в море «Святой Иштван» провел всего 54 дня. Зато по его палубе погуляли австрийский император Карл и его германский коллега Вильгельм Второй.
«Святой Иштван» в порту

В июне 1918 года контр-адмирал Миклош Хорти решился вывести свой флот в море и наконец-то дать бой врагу. Хотя если быть точным, настоящий большой бой не планировался. Итальянские ВМС у Отранто выстроили систему противолодочных заграждений (барраж), призванных не выпускать из адриатических баз германские и австрийские подводные лодки. Это были многокилометровые заграждения из сетей и мин, патрулируемые боевыми кораблями.

По замыслу Хорти его легкие крейсера и эсминцы должны атаковать врага и затем уйти. Тяжелые крейсера итальянского флота кинулся бы в погоню и нарвался на стоящие в засаде четыре австро-венгерских линкора. Ну а те своими огромными орудиями просто разнесли бы преследователей в клочья. Так была бы достигнута легкая и приятная победа.
Хотя, как писал потом в своих воспоминаниях адмирал, была у этого похода и еще одна цель. Нужно было поднять боевой дух матросов, которые долгое время бездействовали, отчего дисциплина падала, а пацифистские и революционные идеи наоборот распространялись. Хорти писал: «Мне было ясно, что лучший способ восстановить дисциплину на флоте - это повести корабли в бой. Матросы, которые еще не слышали залпов, должны были стряхнуть с себя оцепенение. Я решил поэтому вывести флот в море и снова предпринять попытку прорыва блокады у Отранто».


В соответствии с замыслом адмирал и начал собирать в кулак свои суда. Чтобы обмануть шпионов флот двигался к месту сбора по частям. Первыми 8 июня вышли в поход два линкора «Принц Ойген» и «Вирибус Унитис», которые вел сам Хорти. Вечером следующего дня за ними последовали «Святой Иштван» и «Тегетгоф» в сопровождении эсминцев и миноносцев.
Примерно в это же время из итальянского порта Анкона на охоту вышли два торпедные катера с номерами MAS-15 (командир А. Гори) и MAS-21 (командир Дж. Аонцо). Командовал этой парой капитан Луижди Риццо, бывший на катере №15.
Катер MAS в море

Катера MAS представляли собой по сути скоростные моторные лодки, вооруженные парой торпед и тремя пулеметами, а их экипаж состоял из десяти человек. Естественно, что в обычном бою против любого вражеского военного корабля эти катера были обречены, но зато такой москитный флот было крайне трудно обнаружить на морских просторах. Зато они могли подкрасться к врагу, особенно если это беззащитный транспортный корабль, нанести удар и быстро сбежать. Собственно Риццо и собирался заняться охотой на пароходы. Однако ему не повезло. Ни одна торговая посудина не встретилась катерам. И вот на рассвете следующего дня, когда капитан уже хотел возвращаться домой, на горизонте появился дым.
торпедный катер MAS
Катера пошли на сближение и, умудрившись незамеченными проскочить между австрийскими миноносцами сопровождения, оказались рядом со «Святым Иштваном» и «Тегетгофом». Разделившись, итальянцы атаковали. MAS-15 выпустил свои торпеды в первый корабль, MAS-21 – во второй. В результате «Святой Иштван» получил два попадания в середину корпуса, а вот его товарищу повезло. Обе торпеды прошли мимо «Тегетгофа» и он уцелел.
Израсходовав боезапас, катера дали деру и смогли убежать от эсминцев врага, наконец-то приступивших к выполнению своих обязанностей.
Святой Иштван тонет
Команда «Святого Иштвана» два с половиной часа боролась, пытаясь спасти свой линкор, но все было тщетно. В шесть часов утра корабль перевернулся и пошел на дно.
Последние минуты жизни корабля
В отличие от других подобных случаев, большая часть экипажа смогла спастись. 1005 моряков были подобраны другими судами и только 89 человек, в основном служивших в трюме, утонули.


Tags: история
Subscribe

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments