donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Category:

Гонения на христиан

30 апреля 311 года умирающий в жутких мучениях от рака император Гай Галерий Валерий Максимиан издал эдикт, вошедший в историю под именем Никомедийского, разрешающий римлянам открыто исповедовать христианство и выполнять церковные обряды при условии, что христиане будут молиться о благополучии республики и императора. Это был очередной крутой разворот в жизни императора , еще недавно бывшего свирепым гонителем христиан.
Галерий Максимин
Нельзя сказать, поверил ли он в распятого бога или как утопающий за соломинку хватался за любую возможность спастись, однако это решение было судьбоносным для Европы. Многолетняя борьба, которую вели владыки Рима против христианства, завершилась победой Христа.
С этого момента новая вера стала стремительно распространяться по просторам Римского мира, вытесняя на периферию религиозной жизни как древние языческие культы, бывшие официальной религией империи, так и два молодых, но активно набирающих силы культа: митраизм и манихейство.
Спустя два года новые императоры-соправители Константин Великий и Ликиний пойдут еще дальше, и в Миланском эдикте уравняют в правах все религии империи, а менее чем через столетие христианство станет единственной официальной религией империи.
Однако почему же христианству в начале своего пути пришлось пройти через почти трехсотлетний период гонений?
Как бы это сегодня не казалось странным, но древние римляне были народом крайне богобоязненным и благочестивым. При этом в религиозном вопросе они были очень толерантны и космополитичны, легко включая в свой пантеон новых богов, пришедших в республику вместе с покоренными народами. Но и взамен от жителей вновь присоединенных провинций римляне требовали поклонения своим богам, что расценивалось как декларация покорности римской власти.
Почему же было важно, чтобы все поголовно исполняли свой религиозный долг? Языческие боги были существами суровыми и не мелочились, наказывая целые города за проступки единственного жителя. Естественно никто из античных людей не хотел, чтобы кара олимпийских богов, проявляющаяся в виде чумы, землетрясения или нашествия варваров обрушилась на их землю. Соответственно тот, кто отказывался почтить богов и выполнить священные обряды, навлекал беду на всех своих сограждан и заслуживал самого сурового наказания.
До тех пор, пока римляне сталкивались с такими же язычниками как они, никаких проблем не возникало. Возникал единый для всего цивилизованного мира пантеон, куда входило множество племенных богов, дополнявших друг друга, а то и сливавшихся так, что они воспринимались как разные имена одного и того же небожителя.
Римлянин античного времени легко и охотно приносил жертву Зевсу в Греции, и Амону в Египте, видя в них туземное изображение своего родного Юпитера. И жители провинций не имели ничего против выполнения церемоний в честь еще одного бога.
Первая проблема появилась после появления в республике иудеев, которые поклонялись только своему богу и не желали участвовать в римских религиозных церемониях. Однако, не считая нескольких инцидентов, стороны в целом смогли найти удовлетворяющее всех решение и мирно сосуществовали. Иудеи в свое время помогли Цезарю, за что он разрешил им открыть в вечном городе синагоги, а к религиозным чувствам иудеев власти относились с уважением. Например, если раздача бесплатного зерна для граждан приходилась на субботу, то граждане иудеи могли получить его на следующий день . Кроме того, евреи - единственный народ, который получил право не участвовать в религиозных церемониях государственных культов. Взамен они платили особый налог, шедший в храм Юпитера Капитолийского, и все были довольны. Со временем среди римлян появилось немало людей, принявших иудаизм, но сохраняющих и высокое положение, которое обязывало участвовать в обязательных для государственного деятеля языческих религиозных церемониях. Есть мнение, что среди прочих приняли иудейскую веру император Нерон и его возлюбленная Поппея Сабина. Императоры из династии Северов, чей род происходил из ближневосточных провинций, покровительствовали евреям. В общем, иудаизм уже к началу нашей эры воспринимался в Риме как одна из легальных и почтенных религий, пусть и имеющей странные обряды и традиции. Самого же Иегову римляне рассматривали как экзотичного местного бога одной из своих многочисленных провинций.
А вот с христианством ситуация была совсем иная. Оно не было традиционной религией какой-то местности или отдельного народа, а вдобавок христиане отвергали саму возможность поклонения языческим богам, которые рассматривались как демоны. Да и в Риме произошли серьезные изменения. Из маленькой республики он превратился в глобальную империю, и соответственно демократическое устройство государства как-то незаметно трансформировалось в монархическое. А со временем началось и обожествление императоров. Сначала посмертное, едва правитель отходил в мир иной, его причисляли к числу богов и начинали поклоняться. При этом религия Рима неразрывно была переплетена с государственной деятельностью и тем, что сегодня назвали бы системой патриотического воспитания граждан, и обожествление императоров стало её неотъемлемой частью.
Чуть позже и живого императора вполне всерьез объявляли богом, которому следовало молиться и приносить жертвы. Человек, отказывающийся делать это, автоматически превращался в государственного преступника. А христиане отказывались поклоняться кумирам даже под страхом смерти, отвергали древние обычаи и традиции, критиковали устройство общества и т.д. Естественно это вызывало негативное отношение как со стороны язычников, видевших в христианах антигосударственную секту, так и иудеев, рассматривавших христиан как еретиков и смертельных врагов. Интересно отметить, что первые расправы над христианами были делом рук именно иудеев, которые или сами убивали последователей апостолов или активно писали доносы и сдавали их в руки властям, как атеистов и государственных преступников.
Первая официальная реакция имперской власти на распространение христианства произошла только в 112 году, когда губернатор Вифинии и Понта (современная Турция) Плиний Младший направил императору Траяну письмо о том, что ему приходит множество анонимных доносов на христиан. Сам губернатор проводил расследование и не находил у обвиняемых никаких особо опасных проступков, кроме чрезмерного суеверия. Однако в быстром распространении новой религии и христианских собраниях Плиний видел потенциальную угрозу для спокойствия в обществе. Поэтому если обвиненный подтверждал свою принадлежность к христианству и трижды отказывался отречься от своей веры, его казнили.
Император Траян ответил, что не следует слушать анонимные доносы, не следует специально искать и преследовать христиан, но если они попали в руки власти и их вина доказана, то они заслуживают наказания. Впрочем, император разрешил Плинию судить и определять меру наказания по своему усмотрению.
Содержание переписки Траяна с Плинием позволяет понять, что христианство в то время рассматривалось как политическое объединение, которое могло быть потенциально вредным для империи, но отношение к верующим в Воскресшего сильно разнилось от провинции к провинции и зависело от множества субъективных причин.
Однако постепенно отношение власти к верующим во Христа ужесточалось. Император Септимий Север издал указ, запрещавший обращение в иудаизм и христианство, а правивший в 249-251 годах император Деций начал настоящие гонения на христиан.
Римская империя в то время была не в лучшем состоянии. Внутренние распри и внешние угрозы пошатнули величие государства и деятельный Деций сделал своей целью возрождение былой мощи Рима, а также возвращение к его старинным традициям. Император начал масштабное строительство, провел реконструкцию сети дорог, связывавших провинции, укрепил, насколько мог, армию… При этом он весьма активно работал и с сознанием сограждан, ведя масштабную пропаганду и вмешиваясь в религиозную жизнь страны.
У римлян издавна сложилось представление о «pax deorum», божественном мире в котором взаимодействие людей и богов достигалось посредством исполнения смертными священных ритуалов и жертвоприношений в честь небожителей, а те в ответ охраняли Рим и даровали ему победы.
Сестерций с портретом Деция

- Раз сегодня Рим подвергается тяжким испытаниям, - рассуждал Деций, - значит, боги отвернулись от города за грехи его жителей и особенно прошлых правителей, забывших о благочестии. Вернуть расположение бессмертных можно восстановив в полном объеме почитание олимпийских богов и возродив подзабытые культы!
Соответственно по приказу императора ремонтировались древние храмы и возводились новые святилища, возобновлялись богослужения и жертвоприношения там, где о них стали забывать. Началось возрождение духовности и в этот процесс абсолютно не вписывались христиане, общины которых стали весьма многочисленными по всей империи. Не привыкший довольствоваться полумерами Деций издал указ, предписывающий всем жителям империи в присутствии местных чиновников принести жертвы языческим богам. Отказавшихся, ждала кара вплоть до смертной казни.
Христиане массово отказывались от принесения этой жертвы, и на них началось первое масштабное гонение, организованное всей мощью государственной машины. Множество людей оказалось в тюрьмах, многим пришлось бежать, бросая все нажитое. Этим воспользовались лихие люди, поспешившие подзаработать на грабеже ставших вне закона христиан. Многие лидеры христианских общин, включая епископов и даже Папу Римского, были казнены.
Впрочем, довести дело до конца Деций не смог. Вторгшиеся на Балканы варвары разбили его войско, а император вместе с сыном погибли в бою. С точки зрения христиан, это было возмездие правителю-злодею.
Несколько следующих лет в стране шла смута, в которой за власть боролись полководцы, которым было не до религии. Наконец на троне оказался Валериан, который решил продолжить начатую Децием борьбу с христианами.
По приказу этого императора духовных лидеров христиан казнили, знатных верующих лишали имущества, ссылали и отправляли на каторгу… Вот только и этот император закончил плохо. В походе против персов он потерпел поражение, попал в плен и был замучен до смерти.
С точки зрения христиан, это было возмездие правителю-злодею.
Сын и преемник Валериана, Галлиен, свернул репрессии против христиан, и на некоторое время Церковь смогла вздохнуть свободно.
Следующий черный период в жизни христиан наступил в 303 году во время совместного правления четырех императоров-тетрархов: Диоклетиана, Максимиана, Галерия и Констанция Хлора, поделивших между собой страну. От кого исходила эта идея, сегодня точно неизвестно, но историки считают, что идейным лидером этого великого гонения, скорее всего, был император Галерий, сын языческой жрицы и сам ревностный сторонник древних богов.
Репрессии шли годами и с каждым годом только усиливались. Сначала «неправильным» верующим было просто приказано уволиться с армейской службы, потом их стали принуждать совершать жертвоприношения языческим богам, а за отказ ссылали и лишали имущества. Христианские храмы повсеместно разрушались, церковные книги и святыни уничтожались. Сами гонимые были лишены права обращаться в суд, собираться на молитву, занимать какие-либо должности в государственном аппарате.

Потом начались и массовые казни. Причем под каток карательной машины попали не только христиане, но и манихеи.
Казалось, что христианство полностью разгромлено, его лидеры уничтожены или отреклись, во власти не осталось никого из верующих, имущество Церкви конфисковано.
Однако вышло все совсем иначе. Галерий, после добровольной отставки Диоклетиана, достигший высшей власти, внезапно заболел страшной болезнью. Все старания врачей, равно как и все жертвоприношения языческих жрецов оказались бессильными.
Как вы, наверное, уже догадались, с точки зрения христиан, это было возмездие правителю-злодею.
Умирая Галерий признал свое поражение и разрешил исповедание христианства. Неожиданно для всех Церковь стремительно восстала из пепла и вот уже стоит две тысячи лет, выдерживая любые кризисы и ненастья.


Subscribe
promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments