donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Category:

русские арбалеты

Использование древними русичами арбалетов (или, по-нашему, самострелов) - тема сама по себе интересная до чрезвычайности. И до сих пор толком не исследованная, хотя определенные наработки в этой области есть...)

История русского самострела по летописным источникам прослеживается с середины XII века. Одни из первых случаев боевого применения арбалета - битва с половцами на Каяле в 1185 году, и бой под Черниговом еще раньше - в 1152.

Кстати, насчет Каялы - по рисунку неясно, русский дружинник там вооружен арбалетом, или половецкий батыр...))

О русском арбалете упоминают Радзивилловская летопись (по сути - расширенный вариант "Повести временных лет"), Ипатьевская летопись, записки Георгия Амартола, "Хроника Ливонии" Генриха Латвийского. Многие источники снабжены рисунками-миниатюрами, на которых этот самый арбалет можно рассмотреть. Особенно хороша в этом плане Радзивилловская летопись.

С другой стороны - археологами найдено крайне мало сохранившихся русских самострелов. Кирпичников, авторитет в своей области почти непререкаемый, писал, что на раскопках славянских городов, погибших при первой атаке Батыя в 40-х годах XIII века, количество наконечников арбалетных болтов почти ничтожно - 1,5-2% от наконечников лучных стрел. Наконечник болта, если что, массивнее и тяжелее, чем наконечник стрелы, и чаще всего является бронебойным.
Наконечники Ð°Ñ€Ð±Ð°Ð»ÐµÑ‚Ð½Ñ‹Ñ Ð±Ð¾Ð»Ñ‚Ð¾Ð² из книги А. Ф. Медведева "Ручное метательное оружие"
Наконечники арбалетных болтов из книги А. Ф. Медведева "Ручное метательное оружие"

Обратите внимание - рядом с каждым наконечником показано его сечение. В основном это квадрат или ромб.

С другой стороны - именно в русском городе Изяславле обнаружен один из первых не то что на Руси, а вообще в мире... натяжных крюков! Это приспособление для натягивания достаточно мощного самострела методом "от пояса".
Натягивание арбалета поясным крюком
Натягивание арбалета поясным крюком

Суть процесса элементарна: двойной крюк, висящий на поясе, зацепляется за тетиву арбалета по обе стороны от ложа, после чего ты разгибаешься в поясе, и тетива заводится за выступы "гайки" - основной части арбалетного замка. Иллюстрация выше, если что, не слишком точна: действительно мощный арбалет нажатием ноги не взведешь. Наоборот - сначала он упирается стременем в землю, крюк цепляет тетиву, и только потом стрелок разгибается в поясе. Здесь работают мышцы спины, а не ноги ))

Арбалетчик из Изяславля сидел в надвратной башне. Он отстреливался до последнего, и навсегда остался на защищаемом посту...

Но Изяславль находится на Волыни. Это очень близко к европейским, в частности, венгерским землям. Кто был тот арбалетчик по национальности, и откуда у него самострел, нам остается только гадать...

Первые жертвы
Первой известной нам жертвой русского арбалета является князь Изяслав Черниговский, убитый в 1152 году во время очередной междоусобицы:

«…Постигоша бежаща в борок и начаща сещи его по главе саблею, Ивор же Геденьевич удари его копием в плече, а другий прободе его копьем выше колена, инъ же удари его копьем в лядвии, бежащу же ему еще, и удариша его ис самострела в мышку. Он же спаде с коня своего».
(с) Никоновская летопись.
Проще говоря, князь Изяслав был застрелен из самострела в подмышку во время отступления. Интересно, что перед этим он получил саблей по голове и копьем в плечо и бедро, но, похоже, эти ранения не были фатальными. Видимо, князя спасли от клинка и копья доспехи - а вот перед арбалетным болтом они уже не устояли...

Вдвойне интересно то, что этот бой был конным, как и большинство сражений русичей между собой. Из самострела неизвестный нам воин стрелял с седла.

А вы говорите, конных арбалетчиков не бывает...))

А вот прорисовка пешего сражения под тем же Черниговом в этом же году с листа 195 Радзивилловской летописи:

Лучники против арбалетчиков
Лучники против арбалетчиков

Здесь арбалеты изображены у... Спешившихся половцев! Один арбалет со стременем, другой - без. Интересно, что показан летящий арбалетный болт - он тупоносый, без острия. Такие считаются охотничьими, они используются против мелкого пушного зверя, дабы не попортить шкурку, но здесь таким болтом стреляют в человека.

Почему? Нет надежды на пробитие доспеха, поэтому стрелок рассчитывает оглушить жертву сквозь шлем? Болт явно летит на уровне головы...

Да, этот список Радзивилловской летописи - поздний, XV века. Но в эту эпоху арбалеты как раз активно применялись, и художник скорее всего знал, чем отличается охотничья стрела от боевой. Но счел нужным изобразить именно такую, "охотничью".

Вот половец слева, натягивающий самострел чем-то очень похожим на лебедочный ворот - явно поздний домысел художника. В XII веке - лебедочный ворот... Кто хочет, может в это верить, конечно, но я вам скажу, что "лебедка" была изобретена лет на 100 позже))

А вот в пешем строю, из-за упавшей лошади применяет самострел кто-то из сражающихся на Каяле в 1185 году. Лист 233 Радзивилловской летописи:


Русские против половцев, битва на Каяле
Русские против половцев, битва на Каяле
Мы не знаем, кто это, русский или половец. Различить их по рисункам из данного труда вообще почти невозможно. Кстати, это подтверждается другими косвенными доказательствами: славяне от половцев внешне почти не отличались, ни обликом, ни доспехами, ни снаряжением. Степняки этого народа, судя по всему, не были чернявыми косоглазыми монголоидами, как мы привыкли думать...

Русский историк В.Н. Татищев как-то упоминал, что обнаружил новый, неизвестный список "Слова о полку Игореве", в котором будто бы есть вот такие строки:

«въехали в русские ряды с луками и самострелами»
Это - именно о половцах. Интересно, да? К сожалению, татищевский список до нас не дошел, а жаль, очень жаль...

Вообще половцы - сама по себе большая загадка русской истории. Ну да не о них речь...

Крепостное оружие
Начиная с XIII века арбалет (или самострел) русичи чаще всего применяют как крепостное оружие. Практика конной стрельбы из самострела постепенно уходит в прошлое. Возможно, это связано с возросшей мощностью арбалета и появлением различных натяжных устройств, которые сильно затрудняют процесс заряжания (большинство из них требуют упора в землю).

Кроме того, мощный "бронебойный" арбалет, как я уже писал, штука очень громоздкая, тяжелая и для всадника, особенно сидящего в маленьком седле восточного типа, неподходящая. А именно такие седла и именно такая посадка входят у русичей в обиход примерно века с XIV-го.

Так, в 1382 году, мы знаем точно, среди москвичей, отбивавшихся от хана Тохтамыша, был минимум один арбалетчик.

Воскресенская летопись:

«Един горожанин именем Адам москвитин бе суконник, иже бе над враты Фроловскими, приметив единого татарина нарочина и славна, напя самострел и испусти напрасну стрелу на него, ею же уязви его в сердце его гневливое и вскоре смерть ему нанесе»
Здесь два интересных момента: во-первых, арбалетчик опять засел в надвратной башне ("над враты Фроловскими"), как и в Изяславле. А во-вторых...

Имя "Адам" в ту пору на Руси - не популярное. Оно больше подходит человеку с Запада, как и профессия - суконщик. Производство сукна в XIV веке - очень сложный технологический процесс, и суконщики есть далеко не во всяком европейском городе. В России сукно было почти полностью привозным. Основные цеха суконщиков тогда существовали во Фландрии, и даже в Англии производство сукна еще лишь налаживалось. Возможно - только возможно! - что Адам Москвитин - это приезжий европейский мастер, живший в тогдашнем аналоге Немецкой слободы в Москве.

В любом случае хан Тохтамыш тогда Москву взял и спалил. Не помогли арбалеты-то, и даже пушки, примененные впервые на Руси, не помогли...

А Ипатьевская летопись упоминает уже "великие и малые коловратные самострелы", относящиеся к 1291 году. Коловрат в данном случае - это не символ неоязычников, а приспособление для натягивания тетивы. К сожалению, нам с нашей колокольни сложно судить, какое именно. Возможно, это лебедка, т. н. ворот английского типа, а возможно, кранекин - зубчато-шестереночная передача, иногда называемая воротом немецкого типа. Лично я склоняюсь к лебедке - рановато для кранекинов, да и в принципе они на Руси почти не встречались. Единственное свидетельство их существования - это колесико с зубчатым краем, очень отдаленно напоминающее шестеренку, из крепости Вщиж. Оно датировано началом XIII века:

Возможная "шестеренка" от русского кранекина
Возможная "шестеренка" от русского кранекина
Его параметры: 85 мм - диаметр, 5-6 мм - толщина, примерно 1 мм - высота зубьев. Материал - железо.

Кто с техническим образованием, судите сами, может ли оно быть основным элементом вот такого устройства:
Арбалет с кранекином
Арбалет с кранекином
В летописях того времени самострелы (иногда разделяемые на "псковского дела" и "московского дела" - по какому принципу, сейчас сказать сложно) часто упоминаются в числе "градного пристроя", то есть арсенала для обороны какой-либо крепости. Считается, что последний случай их боевого применения имел место в 1486 году, что, кстати, коррелирует с эволюцией западноевропейского оружия. На Западе арбалет сдал позиции даже несколько позже - в XVI веке.

Но на русских военных складах самострелы хранились еще долго. Так, в 1674 году стрельцы Сумского острога, помимо 119 пищалей, имели на вооружении 6 луков и 8 самострелов. Что интересно - к каждому было в запасе всего по 25 стрел...)

Арбалет в России отступил раньше, чем на Западе, из-за специфики нашего отечественного военного дела. В XV веке он уже сильно уступал пищали по огневой мощи и поражающей способности, точно так же не в силах конкурировать с луком в скорострельности.

Кстати, русская дворянская конница XV-XVI века в качестве основного вооружения имела именно лук татарского типа. Но об этом - в следующий раз...))

Для работы над статьей частично использован материал из книги Г. К. Панченко "Луки и арбалеты в бою", и А. Н. Кирпичникова - "Военное дело на Руси в XIII-XIV веке".
Источник
Tags: оружие
Subscribe

  • (no subject)

    За что немцы арестовали Бандеру и прочих украинских националистов

  • Лапландская война

    В городе Усинск ко Дню Победы повесили плакат, на котором дизайнер вместо красноармейца разместил фото финского солдата. Блоггеры как водится,…

  • Как поляки австрийцев били

    19 апреля 1809 года произошла Рашинская битва — сражение между войсками Австрийской империи и армией герцогства Варшавского

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments