Такие персонажи среди воинов Батыя, конечно, встречались, но все же основу армий Чингисхана и его потомков составляли тяжеловооруженные всадники, которые по защищенности ничем не уступали русским дружинникам или европейским рыцарям. Отличие было лишь в материале и виде доспехов. Например монголы того времени практически не использовали кольчуги, предпочитая ламеллярную (состоящую из небольших скрепленных шнуром пластин) или ламинарную (состоящую из подвижно соединённых друг с другом полос) броню. Также они при изготовлении доспехов активно использовали кожу, которую для придания прочности пропитывали каким-то составом, возможно сваренным на основе жира и смолы.
В бою тяжелая кавалерия, по численности составлявшая примерно четверть от всего войска, играла роль главной ударной силы. Ее воины атаковали врага выстроившись в плотные боевые порядки и должны были смять и разгромить врага в рукопашной схватке. Задачей легкой кавалерии было обеспечить все необходимое для успешного действия тяжелой. Соответственно легковооруженные всадники вели разведку, завязывали сражение, расстраивали вражеские ряды стрельбой из луков, преследовали и добивали бегущих. Кстати, все монгольские воины были вооружены луками, которыми владели очень хорошо, однако представлять воинов Батыя исключительно конными лучниками будет неправильно. Даже легкая кавалерия, лучше всего приспособленная для дистанционного боя, имела на вооружении и мечи, и булавы, и доспехи со шлемами, а уж всадники ударных отрядов так и вовсе имели с собой целый арсенал, который использовали в зависимости от ситуации.
Основных типов доспеха было несколько.
Во-первых, хатангу-дегель (он же Хатагу дэгэл), представлявший собой халат или куртку из плотной ткани, к которому изнутри были приклепаны железные пластины, так что снаружи видны только заклепки. При этом для лучшей защиты пластины частично перекрывали одна другую. По мнению известного исследователя Михаила Горелика, такой тип панцирей впервые стали делать китайцы еще в восьмом веке, при этом они использовались как парадные, потому как ткань можно было сделать яркой и дорогой.
Вдобавок хатангу-дегель меньше нагревался под солнцем, так что находиться в нем было комфортнее, чем в неприкрытой тканью кольчуге. Впоследствии этот тип защиты у китайцев позаимствовали соседи, у тех их соседи и так далее. Вместе с монголами хатангу-дегель попали в Европу, где так понравились местным воинам, что с тринадцатого века стала неизменным атрибутом рыцаря. Естественно в старом свете непроизносимое для европейского языка слово «хатангу-дегель» не употреблялось, а сам доспех отлично служил хозяевам под названием бригантина.
хатангу-дегель Современная реконструкция
Вторым был «худесуту хуяг», уже упомянутый выше тяжелый ламеллярный или ламинарный доспех. Его очень любили изображать на миниатюрах в средневековых книгах персидские авторы. Выглядел он как долгополый (ниже колена) халат из связанных между собой стальных пластинок, шириной в палец и длиной в ладонь. Хуяг отлично защищал своего владельца, но и весил добрый пуд. У людей победнее вместо стали хуяг собирался из железа или кожи.
Еще у моголов существовали хуус хуяг – доспех из кожаных пластин, илчирбилиг хуяг – кольчужный панцирь и чаргах – легкий панцирь из кожи и меха. Для защиты рук и ног ордынцы использовали наручи и поножи, тяжеловооруженные воины пользовались щитами и дополнительно на имевшиеся доспехи одевали зерцала – отдельные крупные пластины, призванные защитить жизненно важные органы.
Кстати, часто встречающееся в обозначениях доспехов слово хуяг в переводе означает панцирь.
Голову монголы защищали сфероконическим шлемом, внешне похожим на русский или тюркский аналог. Назывался он дуулга и состоял из нескольких скрепленных заклепками пластин, которые сверху дополнительно удерживались специальной чашей. Шею прикрывал свисающий со шлема ламеллярная или кожаная бармица. Кроме того, у дуулга был козырек, защищавший владельца от солнечных лучей и усиливающий защиту головы при рубящем ударе.
Защитив себя, монголы не забывали и о своих конях, для которых также собирали ламеллярный доспех из кожаных или металлических полос. Плано Карпини так описывал защиту монгольских коней: «Одна деталь на одном боку лошади, и другая — на другом, и они соединены между собой от хвоста до головы и прикреплены к седлу, а спереди от седла — по бокам и также на шее; ещё одна деталь закрывает верхнюю часть крупа, соединясь с двумя боковыми, и в ней имеется отверстие, через которое пропускается хвост; грудь закрывает четвёртая деталь. Все перечисленные детали свисают вниз и достигают колен или бабок. На лоб наложена железная пластина…»
Journal information