Степан Бандера был агентом НКВД?
Вокруг личности Степана Бандеры сломано много копий. Но если внимательно посмотреть на его жизненный путь, то можно прийти к неожиданным выводам.
Давайте для начала вспомним советско-польские отношения между мировыми войнами. Во время краха Российской империи и гражданской войны вновь воссозданная в 1918 году Польша решила под шумок прихватить себе окрестные земли и восстановить Речь Посполитую размером от моря до моря. Представители Антанты, занятые переустройством послевоенной Европы, предложили полякам ограничиться этническими польскими территориями и рекомендовали в качестве восточной границы так называемую Линию Керзона. Однако гордые шляхтичи предложение не приняли и продолжили отхватывать область за областью у своих соседей.
В 1919 году поляки вторгаются на наши (а заодно белорусские и литовские) земли и к следующему году доходят аж до Киева. В Мать городов русских вельможные паны вошли 7 мая. К этому времени они уже захватили Вильнюс и Минск, так что мечты о великой польской империи начали приобретать плоть и кровь. Однако удерживали они Киев недолго. Уже к 12 июня к городу подошла спешно отозванная с Кавказа Первая Конная армия Буденного, а с 10 июля он был окончательно очищен от поляков. Лихие красные конники нанесли несколько ощутимых ударов по польским войскам и перешли в наступление. В результате кровопролитной, но почти неизвестной Советско-польской войны захватчиков удалось разбить и отбросить с территории Украины и Белоруссии. Но увлекшиеся большевики совершают роковую ошибку: начинают поход в Польшу, надеясь, что и там произойдет пролетарская революция. В азарте красный главком Тухачевский допустил целый ряд просчетов, и в результате последовало чудовищное поражение советских войск под Варшавой. Война продолжалась до двадцать первого года, когда в Риге был заключен мирный договор, по которому к Польше отошли Западная Украина и Белоруссия. Кстати, поляки в этой войне вели себя совсем не по-рыцарски. Историки до сих пор спорят, сколько красноармейцев погибло в польском плену: называются цифры от шестидесяти до восьмидесяти тысяч человек. Кроме того, паны отметились массовыми расправами над мирным населением в захваченных регионах.
Сказать, что с заключением мира отношения между Польшей и Советским Союзом, наладились нельзя. Польша ждала удобного случая, чтобы захватить еще часть советских земель, советская сторона желала разжечь пожар революции у своих соседей. В общем, обе стороны стремились ослабить соседа любыми средствами, вплоть до рейдов диверсионных отрядов на приграничные территории. Такая напряженная ситуация оставалась практически до самой Второй мировой войны.
Теперь посмотрим, что в это время делали украинские националисты.
Часть националистов, переживших крушение своих надежд, осела в Европе и готовилась к новой борьбе. Во главе этих несмирившихся стал Евгений Коновалец, австрийский офицер периода Первой мировой войны и командир «сечевых стрельцов» во время Гражданской. В 1920 году он создает Украинскую воинскую организацию (УВО), призванную стать центром консолидации остатков украинских организаций.
Коновалец сумел наладить прочные контакты, а затем и взаимодействие с Литовской и Германской разведкой. Начиная с 1923 года, украинские националисты фактически находились на полном содержании Германии. Немцам это было выгодно, так как за сравнительно небольшие деньги они приобретали настоящие агентурные сети в Польше и Советском Союзе. В 1929 году на базе УВО была создана политическая организация – Организация украинских националистов, главой которой становится Коновалец. УВО отныне становилась террористическим крылом украинских националистов, а ОУН -легальным, политическим. Новая структура призывала бороться за создание независимой Украины, в том числе, и вооруженным путем. Врагами объявлялись и Польша, и СССР. После прихода к власти в Германии Гитлера взаимодействие ОУН и Германии вышло на новый уровень. В организацию вливались немалые деньги, и украинские националисты стали превращается в реальную силу.
А чем в это время занимается Бандера?
В 1927-м году в возрасте восемнадцати лет он вступил в УВО и быстро стал продвигаться по карьерной лестнице. Вместе с Романом Шухевичем он был отправлен в Италию, где изучал разведывательное дело. Вернувшись в Польшу, он работает сначала в разведывательном, а затем в пропагандистском отделах УВО, задерживался полицией по обвинению в причастности к убийству полицейского, но был выпушен из-за недостатка улик. Кстати, первая громкая акция Бандеры и Шухевича, с которой и началось возвышение этих «героев», заключалась в банальном ограблении почты.
В тридцатых годах Бандера организовал несколько убийств и терактов, после чего приобрел определенную известность среди украинских националистов, действующих в Польше (или на Украине – это как кому нравится). Коновалец же в это время практически безвыездно живет в Западной Европе, предпочитая руководить борьбой за свободу Украины издали. Как мы помним, по первоначальным задумкам, ОУН должна была быть легальной политической организацией, но вопреки воле Коновальца, Бандера и прочие радикалы превратили её в структуру террористическую. По инициативе Степана и при его непосредственном участии начинается террор против поляков на Западной Украине. Поджоги польских домов, нападения на чиновников, грабежи польской собственности следуют непрерывной чередой. В итоге взбешенные власти Речи Посполитой начинают наносить ответные удары, под которые попадает все украинское население страны. Поляки, проводя усмирение своих восточных окраин, действуют быстро и жестко, но с каждым днем вынуждены тратить все больше сил и средств на борьбу с внутренним врагом. Тем более, что такая их контртеррористическая деятельность вызывает массовое озлобление среди непольского населения государства. В итоге полякам становится не до борьбы против СССР. А когда в 1939 году Красная Армия начнет свой освободительный поход на Западную Украину, местное население будет встречать коммунистов хлебом-солью. Так вольно или невольно Бандера помог Советскому Союзу.
В тридцать четвертом Бандеру все-таки арестовывают, и время до нападения Германии на Польшу он провел в четырех стенах.
23 мая 1938 года в Роттердаме был убит Коновалец. Его убийца, агент НКВД Павел Судоплатов, сумел внедриться в ряды националистов, вошел в доверие к вождю ОУН и ликвидировал его.
Заметим этот момент: советский агент спокойно проник в ОУН и ни у кого не вызвал подозрения. Судоплатов сам раскрыл эту тайну спустя много лет в книге мемуаров. А сколько советских агентов было внедрено в ОУН и осталось неизвестными?
Вполне возможно, что одним из них и был Степан Бандера. И не спешите возражать. Давайте рассмотрим его дальнейшие действия.
Следующим по старшинству в ОУН был Андрей Мельник, которого члены организации официально избрали своим главой на II-м Большом Сборе украинских националистов 1939 году. А уже в начале следующего года Бандера с группой сторонников устраивает раскол и провозглашает создание Революционного Руководства ОУН. Затем сторонники Бандеры провели свой собственный Большой Сбор украинских националистов, на котором результаты Сбора 1939 года объявили недействительными, а самого Мельника обвинили во всех смертных грехов. С этого момента параллельно существовали две ОУН, каждая из которых обвиняла конкурентов в предательстве. Вскоре между двумя ветвями националистов началась война на истребление. Сотни человек с обеих сторон были убиты из-за раскольнических действий Бандеры. Только за 1940 год бандеровцы уничтожили около 400 мельниковцев, а те в ответ ликвидировали более 200 бандеровцев. Причем погибали наиболее активные боевики, из-за чего силы ОУН были существенно подорваны.
Кому это было выгодно? Только советским спецслужбам. Давайте поставим себя на место Берии. Он рассуждал примерно так: «Украинские националисты становятся силой, которая может быть использована против СССР. Значит, ОУН должна быть максимально ослаблена. А поскольку сама организация не чужда террору, то никаких моральных ограничений на применение насилия тут нет. Как это можно сделать? Уничтожив лидеров, а на ключевые посты продвинуть своих агентов, которые развалят её изнутри! Итак, один советский агент убивает вождя ОУН, а другой агент раскалывает оставшуюся организацию на враждующие группировки. В наступившей междоусобной бойне враги убивают друг друга». Так все и произошло.
Может быть, Бандера не был советским агентом, а все произошедшее – просто совпадение? Может быть и так, но с такой же вероятностью может статься, что Коновальца убили специально, чтобы расчистить дорогу Бандере.
Давайте посмотрим, что делают бандеровцы после начала Великой Отечественной войны. Службу украинских нацистов в немецких диверсионных и карательных подразделениях рассматривать не будем. Остановимся только на одном моменте.
Летом 1941 года в захваченном немцами Полесье Василием Боровцом, который пользовался псевдонимом Тарас Бульба, потому часто в исторической литературе он упоминается как Бульба-Боровец, была создана Украинская повстанческая армия. Это были по сути санкционированные немцами отряды самообороны, которые должны были отвечать за порядок на данной территории. Боровец не имел никакого отношения к ОУН, хотя и был умеренным украинским националистом. Что же делают бандеровцы в сложившейся ситуации? Думаете, объединяются для совместной борьбы за Украину? Нет, они создают собственную Украинскую повстанческую армию (УПА) и начинают войну против Боровца.
Снова бандеровцы истребляют украинских националистов. Скажете совпадение?
Ладно, давайте посмотрим, что происходит дальше. Одним из первых действий Бандеры как лидера ОУН было создание собственной Службы безопасности. Она состояла из разведывательного, контрразведывательного отделов и боевых подразделения, которые исполняли в основном карательные функции. Значение СБ постоянно возрастало, и к моменту создания УПА это был орган с очень большими полномочиями. Даже среди отнюдь не мягкотелых боевиков УПА эти люди пользовались репутацией головорезов. Опричники Бандеры совмещали комиссарские и карательные функции, а также занимались разведкой и контрразведкой. В 1943 году СБ получила право выносить (и исполнять) приговоры врагам украинского народа без согласования с командным составом УПА, а со следующего года командиры УПА должны были в обязательном порядке выполнять указания референтов Службы безопасности. К 1945 году Служба безопасности трансформировалась в полностью самодостаточную структуру, которая претендовала на власть уже над самой ОУН.
Когда немцы были выбиты за пределы Украины, они оставили бандеровцам не только достаточно оружия и боеприпасов, но и самое главное – прошедших службу в немецких полицейских и разведывательных подразделениях украинцев, ставших костяком УПА.
Что делают бандеровцы? Во-первых, с помощью УПА они начинают терроризировать местное население, уничтожая всех заподозренных в связях с коммунистами или просто непокорных. Во-вторых, Служба безопасности ОУН начинает террор против самой УПА, выискивая шпионов, предателей и скрытых коммунистов. В результате местное население, по крайней мере, значительная его часть, вскоре стала относиться к бандеровцам как к банальным бандитам. Сами же бойцы УПА больше опасались собственной службы безопасности, чем советскую власть. После поражения Германии в рядах бандеровцев началось стремительное моральное разложение. В этих условиях боевики Службы безопасности перешли к террору против носителей капитулянтских настроений. Теперь СБ имела право на собственное усмотрение проводить аресты и казни любого члена ОУН, не говоря уже о простых людях. Эта кровавая вакханалия только еще больше подорвала силу украинских националистов. Снова по вине бандеровцев одни националисты убивают других. Кому это выгодно?
В результате только за период с февраля 1944 г. по июль 1946 г. более пятидесяти тысяч боевиков УПА сложили оружие и сдались властям. Еще примерно столько же было уничтожено. Рядовых бандеровцев, как правило, после проверки отпускали по домам, некоторых, подходящих по возрасту и состоянию здоровья, призывали в ряды Красной Армии.
А вот бывший командный состав УПА и ОУН чекисты активно использовали в своей работе. Часть таких лидеров участвовала в агитационной работе, выступая по селам и призывая возвратиться к мирной жизни. Тех полевых командиров, о переходе которых на советскую сторону не было известно бандеровцам, использовали в качестве агентуры. Они становились источниками ценнейшей информации, сдавая своих бывших подельников и указывая места «схронов». Благодаря этому, оперативно-войсковые группы провели множество успешных операций по ликвидации националистического подполья.
Вскоре в НКВД УССР было принято решение создавать из «раскаявшихся» бандеровцев боевые группы особого назначения, которые под руководством советских офицеров занялись уничтожением ушедших в подполье остатков националистов. К 1953 году националистическое подполье на Западной Украине было уничтожено, а оставшиеся в живых оуновцы скрывались за границей.
15 октября 1959 года Степан Бандера был убит в Мюнхене агентом КГБ Богданом Сташинским. Что это было: расправа с политическим трупом или уничтожение ставшего бесполезным, но слишком много знавшего агента?
В общем, после изучения деятельности Бандеры у меня появилось стойкое ощущение, что если он и не был советским агентом, то его явно использовали компетентные органы с Лубянки «в темную».
Если думаете, что это невозможно, то вспомните успехи сталинской разведки. Например, похищение атомных секретов США или деятельность Красной капеллы…
Сергей Бунтовский
Journal information