Грустно американскому послу Джону Теффту — реформы на Украине, считает он, идут медленно, в экономике кумовство процветает, а будь иначе, заокеанские компании начали бы так активно инвестировать в нашу страну, что быстро бы привели ее к процветанию. Но главная проблема вовсе не кумовство, а как раз алчность самих американских и транснациональных корпораций, работающих в нашей стране.
Иностранные бизнесмены практически не считаются с интересами Украины и ее граждан и ведут себя, будто находятся не в суверенном государстве, а в какой-нибудь африканской колонии.
Заявление Джона Теффта сделано неспроста. Судя по всему, посол США недоволен теми мерами, которые принимает Кабмин для обеспечения продовольственной безопасности страны. От этого, вероятно, могут пострадать финансовые интересы американских и других ТНК. Но американский дипломат должен наконец понять: наше государство обязано заботиться о своих гражданах, а не об иностранных бизнесменах. Поэтому обвинять Украину в том, что она защищает свои национальные интересы (а по сути Теффт упрекает нас именно в этом), просто абсурдно.
Слова посла, раздражение госдепартамента, которое вызывают действия украинского правительства, направленные на преодоление продовольственного кризиса, наглядно демонстрируют, почему Соединенным Штатам был так люб Виктор Ющенко — он украинский рынок не защищал.
Как заместитель председателя Комитета Верховной Рады по вопросам финансовой, банковской, налоговой и таможенной политики я провел глубокий анализ нашего рынка продуктов питания. И пришел в ужас. «Национально-сознательные» политики так активно боролись с советским наследием, что поставили страну на грань тотальной продовольственной зависимости от транснациональных корпораций. Теперь Запад будет решать, кормить или не кормить Украину. После втягивания страны в ВТО и сдачи (иначе не назовешь) продовольственного сектора экономики ТНК в какой угодно момент могут устроить у нас дефицит или блокаду любой группы товаров.
В то же время создана иллюзия насыщения рынка отечественными продуктами. На красивой упаковке кетчупов, майонезов, пива, сыров, молока, колбасы и сотен других продтоваров большими буквами написано «украинское», а на обороте мелким шрифтом указаны реальные, транснациональные собственники.
«Отечественный производитель» иностранного происхождения
Не буду голословным. За якобы украинским брендом кетчупов, соусов и томатных паст «Чумак» стоит Dragon Capital и East Capital Bering Ukraine Fund, а растительное масло и майонез «Олейна» — это Bunge, созданная в Амстердаме в 1818 г. Сегодня ее штаб-квартира находится в Уайт-Плейнс (штат Нью-Йорк). Свой бизнес Bunge ведет более чем в 30 странах и владеет 450 предприятиями, на которых работают более 30 тыс. чел.
Президент компании Kraft Foods Ирэн Розенфельд контролирует деятельность целого букета компаний, работающих на Украине и занимающихся выпуском шоколада, кофе и чипсов. Назовем их: «Корона», Milka, шоколадная фабрика «Україна», Jacobs, Maxwell House, Carte Noire, «Люкс», Estrella и Cerezos
А красивая коровка «Фанні» — это французская Lactalis Group, которая эксплуатирует мощности Николаевского молочного комбината. Ей также принадлежат бренды President, «Дольче President», Societe, Galbani, «Фанні», «Лактонія», «Білосвіт» и «Імун+». Кроме того, французы контролируют на Украине еще два завода — в Николаеве и Павлограде.
Слишком «патриотичных» любителей пива также прошу не беспокоиться. «Славутич, Carlsberg Group» была основана 1996 г. на базе построенного в 1974-м Запорожского пивзавода № 2. В 1999 г. к ней присоединилось ОАО «Львівська пивоварня». Сейчас в состав компании входят три завода — в Киеве, Запорожье и во Львове. «Славутич, Carlsberg Group» выпускает продукцию под торговыми марками «Славутич», «Славутич ICE», «Львівське», «Арсенал», «Хмільне», «Квас Тарас» и чай Top Tea. Суммарная производственная мощность всех предприятий составляет 1 млрд. 45 млн. л в год. Это почти 22,3% общего количества пива, производимого в нашей стране. А в сегменте кваса компания занимает 34,5% украинского рынка.
Компания SUN InBev Ukraine — из группы Anheuser-Busch InBev. Ее доля на отечественном рынке пива — 39,8%. Компании принадлежат три пивоваренных предприятия в Чернигове, Харькове и Николаеве. В портфеле брендов SUN InBev Ukraine — «Чернiгівське», «Рогань» и «Янтар»
Черниговский пивкомбинат «Десна» стал частью InBev еще в 1996 г. За ним в 1999 г. последовал николаевский «Янтар», а в 2000 г. присоединился и харьковский завод «Рогань».
Сам же концерн Anheuser-Busch InBev появился в 2008 г. в результате слияния бельгийско-бразильского InBev и американской компании Anheuser-Busch, производителя пива Budweiser.
Только в 2009 г. объем продаж SUN InBev Ukraine составил 10 млрд. 400 млн. гектолитров (!).
Ну а выбирая сок, помните, что Sandora, созданная в 1995 г., заключила в 2007 г. с PepsiAmericas и PepsiCo соглашение о совместной покупке 100% акций, и сейчас на ее долю приходится более 47% всех розничных продаж соков, нектаров и напитков, выпускаемых на Украине.
Производственные мощности компании включают в себя комплекс № 1 по переработке и производству соковой продукции в с. Николаевское (Николаевская обл.), два сезонных завода по переработке овощей и фруктов в Херсонской обл. и Крыму, а также производственный комплекс № 2 по производству продукции в с. Мешково-Погорелово (Николаевская обл.). Сегодня в продуктовой «коллекции» компании 20 торговых марок, в т. ч. Sandora, «Садочок», Pepsi, Lipton Ice Tea, чипсы Lay's и др.
У ТНК проблемы в дефиците
Неудивительно, что политика, направленная на защиту подлинных, а не мнимых интересов Украины, которую не без давления парламентской фракции коммунистов проводит нынешний премьер, так раздражает американских дипломатов.
По моим данным, сегодня транснациональные корпорации поставили перед собой задачу окончательно подмять под себя украинский рынок зерновых, растительного масла, молочной и мясной продукции.
И в этом им готовы помогать национал-патриоты, проклинающие все советское и красующиеся в «вышиванках». Сшитых, правда, не на Украине, а в... Китае.
Слово «бизнес» звучит очень загадочно, и далеко не все понимают, какой смысл в него вкладывается. Зато все мы отлично знаем, что означает слово «спекуляция». Недавно я вернулся из Тарутинского р-на Одесской обл., где был в командировке. Привез домашнее молоко и творог, которые в благодарность принесли мне избиратели. В столице я плачу за литр молока 7—8 грн. и больше. А у крестьян, с которыми я общался, представители «транснационалов» закупают его по 1 грн. 50 коп. — 1 грн. 70 коп.! Т. е. производителей молока они в прямом смысле обдирают, получая доход в 6 грн. с литра. При этом украинцам, которые трудятся на предприятиях, принадлежащих ТНК, платят в 4—6 раз меньше, чем рабочим заводов, находящихся за рубежом.
Так что это — честный бизнес или просто спекуляция? И на какие проблемы, возникающие у транснациональных компаний, тогда жалуется американский посол? Хотя проблемы действительно есть, но не у ТНК, а у нашего народа, столкнувшегося с продовольственной оккупацией своей страны.
Евгений ЦАРЬКОВ