donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Categories:

В драке, богатый лицо бережет, убогий кафтан.



Кафтан — мужское платье, различают турецкий, персидский и марокканский кафтаны.

Также назывался кавтан, кофтан. Длинная одежда, простирающаяся почти до полу, с пуговицами и застежками спереди. Разновидности кафтана: нижние и верхние (носившиеся на другом платье, например ферязь). Верхние часто делались теплыми, с мехом или стеганною на вате подкладкою.
Простые (обычные) кафтаны были: дождевые, ездовые, столовые, смирные и др. Нарядные кафтаны имели отложное ожерелье на воротнике, золотые петлицы с кистями спереди, запястья у рукавов и кружева на полах. Ожерелье, запястья и петлицы иногда обшивались драгоценными камнями и жемчугом. Кафтан застегивался встык и имел на груди шесть — восемь петлиц. Внизу по бокам кафтана также были разрезы с петлицами. Кафтан имел длинные рукава. С XVII века к нему прибавляется высокий стоячий, богато украшенный воротник — козырь.

Обычно дома знатные люди носили зипуны ( в старину — верхняя одежда у крестьян. Представляет собой кафтан без воротника, изготовленный из грубого самодельного сукна ярких цветов со швами, отделанными контрастными шнурами). Это было узкое и недлинное платье, достигавшее колен. У людей состоятельных зипуны шили из легкой шелковой материи. Рукава зипуна пришивали из другой материи. Скажем, к зипуну из белого атласа или тафты пришивали рукава из серебряной объяри. Но часто зипуны шили без рукавов, вроде современных жилетов. Воротники к зипунам пришивали узкие и маленькие, а чаще всего их делали, как и к рубахам, пристяжными, шитыми с жемчугом и камнями. Такой отдельный воротник называли обнизью. Обнизей хранили много - на все случаи жизни, по мере надобности. С конца XIV в. и до середины XVII в. носили кафтаны. Они достигали длины до пят или только до икр, чтобы выставлять напоказ сапоги. В нарядных кафтанах концы рукавов украшали запястьями, то есть вышивкой серебром, золотом, жемчугом и дорогими камнями. Иногда запястье пристегивали к кафтану особо. В XVI в. кафтаны застегивались чаще завязками наподобие татарских, но русские кафтаны отличались от татарских застежкой не на левой, а на правой стороне. Только в XVI в. появились мужской и женский способы застегивания одежд. У женщин остался старый способ - правая пола заходит на левую и застежка слева, а у мужчин - застежка слева направо и пуговицы справа. С течением времени, в XVII в., вместо завязок стали употреблять только пуговицы. Тогда по одной стороне кафтана делали висячие петли, а на другой - пуговицы. Их было до 30 штук, и все они располагались на груди. Остальная часть разреза кафтана была не застегнутой. В XVII в. стало модным к кафтану пристегивать унизанный камнями четырехугольный воротник - козырь. Такой воротник могли иметь очень богатые люди. Выражение «ходить козырем» употреблялось по отношению к важному и осанистому человеку, выступающему уверенной походкой. Слово «козырять» было синонимом слова «важничать». Было и выражение «спать под козырем», видимо такое случалось только среди бояр - главных обладателей такого воротника. Имелись кафтаны становые - обтягивающие фигуру - стан, их кроили в талию. Были кафтаны обыкновенные, польские и турские. Польские кафтаны были с рукавами, широкими и пышными у плеча и узкими от локтя до кисти. Турский кафтан был свободного покроя, расклешенный книзу, с запахом, застегивался у шеи. К разряду средней одежды относилась чуга, хотя первоначально она была приспособлена для верховой езды и путешествий. Это был узкий кафтан с рукавами по локоть и короче обыкновенных кафтанов. Чугу на талии завязывали поясом, за который закладывали нож и ложку, а на грудь подвешивали перевязь с дорожной сумкой. Украшалась чуга так же, как и кафтан, но всегда застегивалась на пуговицы. К разряду средней одежды принадлежали также армяк, тегиляй, терлик. Армяк был свободной халатообразной одеждой, которую шили с прорехами, образцами, кружевами, как и ферязь. Воротник у армяка был вышитый. Его полы не сходились вместе, а закидывались одна на другую.

В XVI в. появилась праздничная одежда, которая называлась ферязью. Она, также как и кафтан, надевалась на зипун и относилась к средней одежде. Иногда ее надевали и на кафтан. Это была широкая и длинная одежда, почти до ступней, с широкими и длинными рукавами. Ферязь - слово персидское, и шилась она из шелковой персидской материи. Более теплые и нарядные ферязи - бархатные, парчовые и подбитые мехом. Спереди на ферязи делали нашивки, называемые образцами. Это были несколько вышитых золотом или шелком петлиц. Первоначально ферязи застегивались завязками, а позже пуговицами. Рукава ферязи были почти до самой земли. В один рукав, собранный во множество складок, продевали руку, другой висел до пола. Иногда рукава откидывали назад или завязывали за спиной узлом. Накидной верхней летней одеждой считали опашень. Осенью и весной надевали однорядку. Они были одинакового покроя, но различались материей. Опашни шили из шелковых материй и из тонкого сукна, а однорядку только из сукна. Это была широкая, длиною до пят, с длинными рукавами одежда. По бокам делали нашивки, по краям разреза обшивали кружевом, вдоль разреза застегивались пуговицами, а к воротнику пристегивали ожерелье - шитый золотом и унизанный жемчугом воротник. Опашни шили с подкладкой, под рукавами делали прорехи для рук, а сами рукава откидывались назад и на спине завязывались узлом. Очевидно, этот богатый летний наряд надевали, когда выходили из дома в хорошую погоду. Есть две версии происхождения названия «опашень». В старину выражение «на опаш» означало внакидку, чаще так и носили опашень. Слова «запахнуться», «запахиваться» также родственные слову «опашень». Имелась и другая одежда для выхода. Охабнем назывался плащ с длинными декоративными рукавами и с откидным подобно капюшону воротником. Он был четырехугольным и откидывался на спину. Ферезеями называли дорожные плащи с рукавами. Они были прямые, несколько расклешенные книзу, широкие и с откидными рукавами. Шили ферезеи из сукна, отделывали мехом и вышивкой, носили внакидку. К накидной одежде относили и епанчу. Епанчи были как до- рожные из верблюжьей шерсти, грубого сукна, в которых путешествовали, так и нарядные епанчи из дорогой материи. Епанчу делали без рукавов и без прорех для рук, ее накидывали на плечи и застегивали на шее пуговицами или завязками. Самой богатой верхней одеждой все же были шубы. Чтобы показать свое богатство знатные люди носили шубы даже летом. Качество меха определяло степень знатности человека. Овчинные или заячьи шубы были только у бедняков, а люди зажиточные делали себе шубы беличьи и куньи, богатые - собольи и лисьи. Горностаевые шубы изготавливали в те времена только из щегольства. Шубы шили обязательно мехом внутрь и обыкновенно сверху покрывали сукном или шелком. По бокам разреза спереди прикрепляли нашивки, которые отличались от материи самой шубы. На них нашивали петли и пуговицы, а сам разрез окаймляли металлическим кружевом. Шубы обычно были в старину широкими распашными и длинными, с отложными воротниками. В конце XVII в. появились шубы польские, без воротников, петлиц и пуговиц, которые застегивались у шеи запонами и имели просторные рукава. Различали также шу- бы нарядные для выхода и санные - для дороги. Последние обыкновенно были нагольными, то есть не покрывались сверху материей.

Большое значение при одинаковом покрое придавалось качеству материала. Знатные люди для пошива одежды употребляли старинные ткани. Но с течением времени стали употреблять и тонкое привозное сукно - зуфъ и камлот. Вкусы того времени требовали ярких цветов - чем ярче, тем больше уважения. Черные и темные тона использовались лишь для траурных одежд. Любимыми цветами знати был червчатый (красно-фиолетовый), лазоревый (голубой), зеленый, желтый, шафранный, кирпичный, сливный (темно-синий). Достоинство и богатство мужских нарядов в то время заключалось в нашивках, запястьях, ожерельях, пуговицах, завязках и кистях. Последние назывались ворворками. Самой дорогой и модной вещью в костюме допетровского времени была пуговица. На Руси изготовили самые крупные пуговицы размером с куриное яйцо. В то время популярны были пуговицы-кляпыши в виде удлиненных палочек из серебра с золочением или обвитые шелками или драгоценной проволокой. Все кляпыши имели шарообразную форму. Пуговицы украшали эмалью, чеканкой и сканью. Для торжественных случаев использовали пуговицы из крупных просверленных драгоценных камней. Пуговицы делали из золота, серебра, жемчуга, хрусталя, металлические и плетеные из канители. В старину они так ценились, что каждая пуговица имела свое название. Подчас пуговицы стоили дороже самого платья. В XVI в. митропо- лит Даниил едко высмеивал московских щеголей, у которых «ум всегда плавает об ожерельях и пуговицах». Кружево называли в старину аграмантом. Оно было различных видов - решетчатое, кольчатое, плетеное, петельчатое, всегда окаймлялось бахромой. Пояса были такой же гордостью бояр, как и пуговицы. И то, и другое передавалось по наследству. Пояса в это время были тафтяные, дорогильные и парчовые. В XVI-XVII вв. стало модным один пояс сшивать из трех различных кусков материи с рисунком, украшать бляхами -плащами, металлическими украшениями - пере- ченками. К поясам пристегивали крючья, которыми они застегивались. В XVII в. пояса доходили до 5 аршин в длину и 6 вершков в ширину. Богатые носили перстни с алмазами, яхонтами (так называли сапфиры и рубины), изумрудами и сердоликами. Камни были очень красивыми, диковинными, поэтому сами перстни назвали жиковинами. Было и другое название перстня - напалок, от слова «палец». Напалок был личной печатью. Знатные люди почти всегда выходили из дома с оружием. Так делали, например, служилые люди или очень родовитые бояре, окольничьи, стольники, иноземцы, дворяне и дети боярские. Но другим сословиям этого делать не разрешалось. Из дома богачи выходили обычно с тростью или палкой с набалдашником из пер- ламутра. Трость была символом степенности и знатности.

Поверх зипуна богатые люди обычно надевали кафтан. Кафтаны были нескольких видов. Это - распашные одежды, расширявшиеся книзу за счет клиньев, вшитых в боковые швы. Кафтаны обязательно закрывали колени, но были не длиннее, чем до щиколотки. Знатные или пожилые люди носипи кафтаны дома, но молодежь надевала их и на улицу.

Основные виды кафтанов:
1. Обычный кафтан — длинная неприталенная одежда. Этот кафтан застегивался, встык и имел на груди шесть - восемь петлиц. Внизу по бокам кафтана также были разрезы с петлицами. Кафтан имел длинные рукава. С XVII века к нему прибавляется высокий стоячий, богато украшенный воротник — козырь.
2. Домашний кафтан — одежда знати, которую носили только дома Это длинный, до пола, кафтан, с небольшим запахом, причем левую полу от порота до талии срезали наискось. Кафтан застегивался на пуговицы, которые могли быть металлическими (дутыми), узелковыми (из шнура), деревянными (так называемые «кляпыши»), а также золотыми и жемчужными.
3. Становой кафтан - сшитый по фигуре, «по стану». Становой кафтан имел короткие, до локтя, рукава.
4. Польский кафтан, появившийся в XVII веке,— отрезной по талии. Лиф кафтана плотно охватывал фигуру, а нижние полы, от талии, были широкие и состояли из сшитых и собранных в сборку кусков ткани. Польский кафтан имел рукава, очень широкие и пышные у плеча и узкие от локтя до кисти.
5. Терлик - особый вид кафтана, который носили царские телохранители — рынды, сокольничьи и т.д. У терлика, как и у польского кафтана, отрезной лиф, широкие расклешенные полы, рукава с буфами выше локтя и сильно суженные к кисти. Терлик имел спереди еще особый нагрудник, застегивавшийся на правой стороне груди и правом плече.
6. Чуга - особый кафтан для верховой езды и для военных. Этот кафтан имел короткие рукава и отложной воротник, а на подоле по два боковых разреза.

Кафтаны шили из различных тканой: в народе - из холста, сермяги; бояре — из шелка, топкого сукна, бархата и парчи.
Почти все существовавшие в России верхние одежды, надевавшиеся поверх кафтана, были принадлежностью боярского и дворянского костюма. Одной из парадных одежд была ферязь - особый вид кафтана из дорогой ткани. Шили ее на подкладке, иногда и на меху. Ферязь была широкой в подоле, до 3 метров, с длинными, свисающими до земли рукавами. Ферязь надевали следующим образом: в рукав продевали лишь одну руку, собирая его во множество сборок; другой рукав спускали вдоль фигуры до земли. Эта одежда была привилегией знати и подчеркивала ее классовое положение, пренебрежительное отношение к физическому труду. Благодаря этому кафтану появилось выражение «работать спустя рукава».

Летом поверх кафтана надевали однорядку - одежду, сшитую из одного ряда ткани, т. е. не имевшую подкладки. Однорядка играла роль плаща Шили ее из хлопчатобумажных тканей или шерсти. Однорядка доходила до щиколотки, застегивалась встык и часто опоясывалась.
Одеждой знати был также охабень, особенно распространенный в XV и XVI веках. Это была неширокая длинная распашная одежда (до щиколотки), которая спереди застегивалась встык па петлицы. Охабень имел длинные узкие откидные рукава, однако в рукава его обычно но носили: руки продевали в разрезы, сделанные спереди по пройме, в которую вшивали рукава, а рукава завязывали сзади на талии. Охабень имел четырехугольный откидной воротник почти до середины спины. Его шили из дорогих тканей — объяри, атласа, бархата или парчи.
Разновидностью охабня был опашень. Как показывает само название, эту одежду носили внакидку — «наопашь». Опашень считался летней одеждой. Он имел длинные откидные рукава, спущенные вниз и висящие вдоль фигуры. У опашня не было ни воротника, ни петлиц, и его никогда но подпоясывали.

Tags: история
Subscribe

  • Алеппо. Помощь пришла

    Испанский художник-баталист Аугусто Феррер-Далмау представил картину "Алеппо. Помощь пришла", посвященную действиям российских военных в…

  • Прощание

    Оказывается у знаменитого испанского художника-баталиста Аугусто Феррер-Дальмау есть картина, посвященная русской истории. Вот, называется…

  • Зевс

    Во что можно превратить белую статуэтку, если постараться И другой вариант окраски

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments