donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Category:

Азепа. Молодость суперпредателя

Молодость суперпредателя,




   
  
   

То на том, то на другом телеканале выскакивают маленькие «мазепята», выдающие себя за экспертов и политологов, и пытаются доказать, что гетман никого не предавал, а боролся «за волю» и независимость. Другую точку зрения на экраны, естественно, не допускают. В Полтаве собираются установить памятник стоимостью почти 2 миллиона гривен, на котором трёхметровый гетман должен быть изображен во всем своём предательском величии в полный рост на трёхметровом же постаменте. В Киеве завелась улица Мазепы — в двух шагах от неё и Кабмин, и Верховная Рада, и Секретариат президента, где, вдохновляясь мазепинскими идеалами, все, по мере возможностей, «продают» всё — от национальных интересов до голоса. Мазепа стал символом украинизации. И раз у неё такой символ, значит, такая и украинизация. По-мазепински.
 

Памятник в Полтаве, кстати, будет халтурным. Вполне достойным гетмана и его деяний. Не потому что кто-то запланировал очередную «диверсію проти нашої духовності» (и, кстати, политической аморальности). А потому, что в Украине просто не умеют возводить достойных памятников — только разрушать. Ведь одинаково смешны и золотой Кобзон в Донецке, и сидящий, как на ночном горшке, Грушевский в Киеве. И то, и другое — безвкусица. Показатель низкого культурного уровня страны. Лучшие памятники, уцелевшие в Украине, достались ей от других держав — Польши и дореволюционной России. Это монумент Мицкевичу во Львове и Богдану Хмельницкому — в Киеве. А ещё — недавно восстановленная Екатерина Великая в Одессе. Любуясь ими, чувствуешь приобщение к высокому.

А какие чувства может вызывать «баба над Днепром», как прозвали возведённую в советские времена железную Родину-мать? Или «девка с шашлыком», как припечатала ещё не залитая пивом часть нашего народа омельченковскую «красавицу» на Майдане Незалежности?

В Петербурге в десяти минутах ходьбы от Невского напротив Исаакиевского собора есть конный памятник Николаю I. Его установили ровно полтора века назад — в 1859 году. Проект принадлежал французскому архитектору Монферрану — тому самому, что возвёл и собор. А саму статую отлил знаменитый скульптор барон Клодт. Это была первая в мире конная статуя только на двух точках опоры — задних ногах вздыбившейся лошади. Рука партийных вандалов не поднялась на этот шедевр даже в советские времена, несмотря на то, что у коммунистов Николай I имел плохую репутацию «жандарма Европы» — яркий пример того, как памятник спасла его красота. Монументу Мазепе в Полтаве подобное не грозит. Он ущербен уже изначально. Это памятник не живому человеку. И даже не политическому символу, а тупой псевдонациональной казёнщине. Живой гетман был другим. Понять его — это осознать, почему почти два десятилетия эпохи независимости оборачиваются таким воистину вседержавным пшиком.

Постаменты памятников государственным деятелям с богатой биографией в Европе принято было украшать сценами их деяний. Так поступили в Киеве, создавая при том же Николае I знаменитый монумент крестителю Руси на Владимирской горке. Благодаря барельефам на надгробном памятнике Яну-Казимиру в Париже, мы знаем, как выглядели настоящие, а не опереточные казаки — один из сюжетов его посвящен битве у села Берестечко, которую выиграл этот король. Постамент петербургского памятника Николаю I декорирован сценами его царствования — первая из них изображает, как в момент бунта декабристов молодой царь вверяет своим гвардейцам наследника престола. А что можно было бы запечатлеть на постаменте Ивана Мазепы?



Вырос в семье и стране, совмещавших несовмещаемое

Думаю, сцена первая называлась бы «Будущий гетман получает по морде в предбаннике польского короля». Дело было так. С раннего детства юный Иван Степанович воспитывался в атмосфере двуличности и приспособленчества. Даже родители его относились к двум разным вероисповеданиям — на всякий случай. Отец Ивана — Стефан-Адам Мазепа-Колединский принадлежал к польской шляхте. Двойное имя, не свойственное православной традиции, означает, что по вероисповеданию он был католиком. Но это не помешало ему одно время послужить Богдану Хмельницкому, чтобы сохранить родовое имение Мазепинцы в самый разгар антипольского восстания. Подробностей семейных взаимоотношений родителей Мазепы мы не знаем. Известно только, что его мать Мария Мокиевская ушла в монастырь и стала настоятельницей Киево-Вознесенского православного монастыря. Но, понятно, что от счастливой жизни женщины в монастырь не уходят. Так что свою исключительную похотливость, отмеченную даже западноевропейскими источниками, и склонность к чужим жёнам Иван Степанович, скорее всего, унаследовал от своего папеньки.

Такие перевертыши не были чем-то уникальным в тогдашней Украине. К примеру, своего генерального писаря Ивана Выговского тот же Богдан нашёл среди польских пленных после битвы на Жёлтых Водах — грамотных людей запорожцам не хватало, и приходилось пользоваться, перефразируя известную поговорку, даже тем, что чёрт послал.

После службы у Хмельницкого Стефан-Адам перебежал к полякам и за эти заслуги получил от короля должность черниговского подчашего, несмотря на то, что Чернигов давно находился в руках русских войск. Но Запад всегда умел раздавать ничего не значащие громкие титулы, так сказать, в кредит — возьмём Чернигов, вступите в должность. Но Чернигов так и не взяли. Зато маленького сыночка Ивана или Яна, как называли его поначалу, удалось устроить «покоевым шляхтичем» — пажом у того же польского короля Яна-Казимира.



Гетман получил в Варшаве по физии

Впоследствии мемуаристы будут рассказывать об исключительной обаятельности будущего гетмана. Умел, мол, привлекать к себе сердца. Но было в нём и другое. Люди проницательные сразу чувствовали двойное дно этого человека. Стоишь с таким рядом, ещё ничего он тебе не успел сделать, но нюхом чуешь, что только о том и думает. Именно к такому типу людей и принадлежал юный шляхтич из Украины. Он мог делать зло ради самого зла. Только бы доставить себе удовольствие.

Стремясь выслужиться перед польским королем, пробиться в фавориты-монополисты, юный Мазепа оклеветал одного из своих коллег по «покоям» — шляхтича Яна Пасека — племянника смоленского судьи (Смоленск, к слову, в это время тоже уже был взят русской армией), так что молодым людям приходилось делать карьеру, как умели. Пасек выкрутился, отбелил репутацию, но как-то в сильном подпитии из чувства справедливой мести заехал Мазепе в рожу прямо у двери королевского кабинета. Эту сцену он откровенно описал в своих воспоминаниях: «Я, недолго думая, как хвачу его в лицо, и тотчас отскочил назад. Он за саблю, и я тоже. Придворные вскочили и кричат: «Стойте! Стойте! Король за дверью». Но никто из них не подал ему помощи, его не очень-то любили: во-первых, он был плутоват, а к тому же был казак, недавно получивший шляхетство. Они видели также, что я имел право считать себя обиженным, и уважали меня, потому что я успел уже с ними покумиться и не скупился на угощение».

В русском переводе этот отрывок выходил один только раз — в 9-м номере журнала «Русский архив» за 1878 год. Но мемуары Пасека хорошо известны в Польше. Там они считаются классикой мемуаристики. В моей библиотеке есть их полное варшавское издание. Как писатель отмечу характерную деталь. Никто из придворных не кинулся на помощь Мазепе, потому что он был … скуп. А Пасек любил угощать приятелей и пользовался у них симпатией.



Гетман, продающий своих

А вот следующий сюжет должен быть массовым: большая толпа измученных людей в национальных костюмах под конвоем и ротмистр надворной хоругви гетмана Дорошенко Иван Мазепа рядом с ними верхом. Гонит их в подарок татарскому хану. Это случилось уже чуть позже, когда молодой Иван Степанович по причине бесконечных скандалов оставил службу у короля и принял турецкое подданство вместе с Дорошенко. Пленники, кстати, были с Восточной Украины, поддерживавшие другого гетмана — Ивана Самойловича. Среди них наверняка были и полтавчане. Так что памятник Мазепе, торговавшему полтавчанами, в Полтаве особенно уместен.

У постамента, к сожалению, если он не круглый, бывает только четыре стороны. Поэтому последний сюжет нужно выбирать особенно тщательно. Можно изобразить Мазепу в виде мольеровского мнимого больного — с припаркой на голове. Перед тем как сбежать к шведам, он долго прикидывался умирающим, чтобы не ехать в царскую ставку. Можно, принё сшим донос на гетмана Самойловича фавориту царевны Софьи князю Голицыну. Мазепа тогда вместе с другой старшиной обвинил своего предшественника в государственной измене и тайных сношениях с татарами — то есть в том, чем открыто занимался сам до перехода на русскую службу.

Хорош также сюжет «Мазепа-контрабандист». Как известно, свои первые крупные капиталы он заработал подпольно, ввозя дешёвую самогонку в сопредельные с Украиной российские уезды. Бизнес это был рисковый, противозаконный, как и сегодня. Но будущему гетману, а тогда перспективному генеральному есаулу Мазепе всё сошло с рук — он умел кому надо подмазать, пользуясь московской коррупцией.



Скачка кверху задом и без штанов

Следующая сцена «героических деяний» гетмана на памятнике должна почти повторять известную картину французского художника Ораса Верне «Мазепа, преследуемый волками». Она написана по мотивам всего одного абзаца из «Истории Карла XII» Вольтера: «В молодости у него был роман с женой одного польского шляхтича, и муж его возлюбленной, узнав об этом, велел привязать Мазепу к дикой лошади и выпустить её на свободу. Лошадь была с Украины и убежала туда, притащив с собой Мазепу, полумертвого от усталости и голода. Его приютили местные крестьяне; он долго жил среди них и отличился в нескольких набегах на татар».

Как видим, очень объективная характеристика: и голым побегал, и в войнах с татарами отличился. Точность этого известия подтверждают и совершено независимые от Вольтера мемуары Пасека. В них даже названа фамилия шляхтича, который поглумился над Мазепой, — Фальбовский, его сосед по поместью.

Только в отличие от Верне, который изобразил голого Мазепу на лошади живописно, но неправдоподобно — пузом кверху (так бы он далеко не ускакал, сломав себе хребет), Пасек приводит достоверные подробности. Мазепа у него лежит на коне вниз животом с подвязанными к брюху ногами: «Фальбовский, натешившись над ним и измучив его, раздел донага, привязал на собственного его коня, сняв седло и оборотив лицом к хвосту, а ногами к голове, руки связал на спине, а ноги подвязал под брюхо коню; а потом коня, и без того горячего, стали бить нагайками, подзадоривать и, чтобы ещё более разгорячить, несколько раз выстрелили у него над ухом».

Так эту поучительную картину нужно запечатлеть и на полтавском памятнике.



Таланты: от кровосмешения до клятвопреступления

Можно было бы выбрать и такую высоконравственную тему для барельефа: «Истинно верующий христианин Мазепа соблазняет свою крёстную дочь». Став гетманом, Иван Степанович не оставил привычек юности. Даже творчески развил их, перейдя с молодых чужих жён на ещё более юных дочек. Роман его с Мотрей Кочубей хорошо известен. Ходили слухи, что ему предшествовал роман с её матерью, и будто бы Мотря — ещё и тайная дочь самого Мазепы. Но я этим слухам не верю. У нас умеют всё доводить до абсурда, когда начинают брехать. Зато точно известно другое: Иван Степанович был не биологическим, а крёстным отцом этой Матрёшки. По церковным законам, шашни с крестницей приравниваются к кровосмешению. Мазепа построил немало церквей. Но на церковные законы, как показывает история с Мотрей, ему было так же плевать, как на присягу царю. Анафема с него не снята. Каждый православный должен осознавать, что гетман — клятвопреступник. Воздвигая ему памятник, украинские чиновники пытаются реабилитировать идею предательства. Ещё немного, и они дойдут до реабилитации Иуды. Ведь если сегодня СБУ открывает дело по факту Голодомора, все современники которого (даже потенциальные «организаторы») давно умерли, то что мешает жёлто-синим чекистам открыть дело по распятию Христа и «отбелить» любителя 30 сребреников?

Поэтому в качестве четвёртого сюжета я предложил бы аллегорический: коленопреклонённый Виктор Ющенко и парящий над ним Мазепа с лавровым венком в руках, который вдохновляет нашего «керманыча» на новые свершения. И ещё неплохо бы ввести орден Мазепы. Степеней, так, на пять-шесть — «за предательство». Низшую степень его можно присуждать за мелкие пакости, вроде выхода из коалиции в неподходящий момент. А высшую — в виде звезды с лентой — за удачную продажу «Батькивщины».

   
 Польская карта Украины начала 18 века 
   
Польская карта Украины начала 18 века

   
 Варшава. Королевский замок. Именно здесь будущий гетман получил по лицу от польского шляхтича 
   
Варшава. Королевский замок. Именно здесь будущий гетман получил по лицу от польского шляхтича

   
 Всей Еропе Мазепа был интересен своими любовными похождения. Времена романтизма всё-таки 
   
Всей Еропе Мазепа был интересен своими любовными похождения. Времена романтизма всё-таки

   
 Мазепа, привязанный к коню за адюльтер, вдохновил очень много европесйких художников и композиторов. Рекламная афиша к кантате Майкла Бальфа «Mazeppa» 
   
Мазепа, привязанный к коню за адюльтер, вдохновил очень много европесйких художников и композиторов. Рекламная афиша к кантате Майкла Бальфа «Mazeppa»

   
 Орас Верне. Мазепа среди волков. 1833 
   
Орас Верне. Мазепа среди волков. 1833

   
 Орас Верне. Мазепа, привязанный к лошади. 1820-е годы 
   
Орас Верне. Мазепа, привязанный к лошади. 1820-е годы

   
 Жан-Луи-Теодор Жерико. Смерть Мазепы. Около 1820 
   
Жан-Луи-Теодор Жерико. Смерть Мазепы. Около 1820

   
 И. В. Наль. Мазепа, окружённый дикими лошадьми. 1830 
   
И. В. Наль. Мазепа, окружённый дикими лошадьми. 1830

   
 Теодор Шассерио. Казачка возле Мазепы, привязанного к лошади. 1851 
   
Теодор Шассерио. Казачка возле Мазепы, привязанного к лошади. 1851

   
 Эжен Делакруа. Мазепа на умирающей лошади. 1824 
   
Эжен Делакруа. Мазепа на умирающей лошади. 1824

   
 Лиу Буланже. Муки Мазепы. 1827 
   
Лиу Буланже. Муки Мазепы. 1827

   
 Орас Верне. Мазепа среди лошадей. Гравюра с картины. 1833  
   
Орас Верне. Мазепа среди лошадей. Гравюра с картины. 1833

   
 Иллюстрация к поэме Байрона «Mazeppa» 
   
Иллюстрация к поэме Байрона «Mazeppa»

   
 Английская открытка викторианской эпохи изображающая американскую актрису Аду Исаак Менкен в роли Мазепы 
   
Английская открытка викторианской эпохи изображающая американскую актрису Аду Исаак Менкен в роли Мазепы

   
 Викторианская открытка с изображением Ады Исаак Менкен в роли Мазепы в пьесе Байрона. В 1862 году в театре на Бродвее во время представления пьесы «Мазепа» актриса появляется полуголой, что приводит к неслыханному скандалу и чуть ли не к закрытию театра 
   
Викторианская открытка с изображением Ады Исаак Менкен в роли Мазепы в пьесе Байрона. В 1862 году в театре на Бродвее во время представления пьесы «Мазепа» актриса появляется полуголой, что приводит к неслыханному скандалу и чуть ли не к закрытию театра

   
 Ада Исаак Менкен, бывшая кстати последней большой любовью Александра Дюма, здесь уже изображена в виде фигурки Мазепы. Стаффордширская керамика. Викторианская эпоха 
   
Ада Исаак Менкен, бывшая кстати последней большой любовью Александра Дюма, здесь уже изображена в виде фигурки Мазепы. Стаффордширская керамика. Викторианская эпоха

   
 Эдвард Смит, Бирмингем. Серебрянная табакерка с изображением Мазепы. 1836 
   
Эдвард Смит, Бирмингем. Серебрянная табакерка с изображением Мазепы. 1836

   
 Тарас Шевченко. Мария. 1840 год. Акварель. Создана по поэме А. С. Пушкина «Полтава». Акварель готовилась к изданию в альманахе «Утренняя зоря». События описанные в «Полтаве», разворачиваются в начале XVIII столетия. Гетман Украины Иван Мазепа берёт себе в жёны дочь полковника Василия Кочубея – молодую красавицу Марию (Мотрю Кочубей). В силу разных обстоятельств между гетманом и полковником возникает конфликт, в котором верх одержал Мазепа. Непреклонный гетман решает казнить тестя и вскоре приводит своё решение в исполнение... Художник изображает момент, когда мать пробирается в покои Мазепы к дочери, умоляя заступиться за отца. На портрете справа у ложа, надо полагать, изображён сам Иван Мазепа 
   
Тарас Шевченко. Мария. 1840 год. Акварель. Создана по поэме А. С. Пушкина «Полтава». Акварель готовилась к изданию в альманахе «Утренняя зоря». События описанные в «Полтаве», разворачиваются в начале XVIII столетия. Гетман Украины Иван Мазепа берёт себе в жёны дочь полковника Василия Кочубея – молодую красавицу Марию (Мотрю Кочубей). В силу разных обстоятельств между гетманом и полковником возникает конфликт, в котором верх одержал Мазепа. Непреклонный гетман решает казнить тестя и вскоре приводит своё решение в исполнение... Художник изображает момент, когда мать пробирается в покои Мазепы к дочери, умоляя заступиться за отца. На портрете справа у ложа, надо полагать, изображён сам Иван Мазепа. 
Источник
Tags: история, украина
Subscribe

  • (no subject)

    - Америка вводит санкции против своих врагов и недоброжелателей, Европейский союз накладывает санкции, а я чем хуже? - подумал пан Зеленский и…

  • Разгром антимайдана в 2014 году

    20 февраля 2014 года в Черкасскую область въехала колонна автобусов, которая везла возвращавшихся из Киева крымчан. Однако благополучно доехать…

  • Стратегия-2020

    Владимир Корнилов напомнил, что шесть лет назад господин Порошенко, представил план развития страны, названный им«Стратегия-2020».…

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment