Спутник системы ГЛОНАСС с развернутыми солнечными батареями.
Проект запустили еще в СССР: первый спутник вывели на орбиту в 1982 году. Изначально систему планировали использовать для оборонных нужд – рядовым гражданам точная навигация на местности была недоступна. Нарушившего запрет могли запросто обвинить в шпионаже (такие случаи бывали!).
Известную и сравнительно давно используемую по всему миру систему ориентации GPS (Global Positioning System) создало и финансирует министерство обороны США. Ее сигнал стал доступен с 2000 года, и сегодня количество моделей навигационных устройств, работающих с ней, не поддается счету.
С точки зрения пользователя, ГЛОНАСС совершенно аналогична GPS, российская система не лучше и не хуже американской, просто они разнятся по некоторым техническим параметрам. Наша несколько поотстала в сложные 1990-е годы. И если сегодня сигнал GPS доступен в любой точке Земли, то с ГЛОНАСС можно работать не везде: на околоземную орбиту выведены пока 19 из 24 спутников, требуемых для полного локационного покрытия планеты, кроме того, потребителям доступна всего одна модель навигатора.
ЗАЧЕМ РОССИИ СВОЯ СИСТЕМА?
Прежде всего, для оборонных целей. Представьте ситуацию: все наши танки, самолеты, ракеты ориентируются по сигналу американской системы навигации. А если в один «прекрасный» момент заокеанские друзья возьмут да и нажмут (ну, захотелось!) кнопку «стоп» и сигнал исчезнет? Вся российская военная техника вмиг «ослепнет».
НУЖНА ЛИ ГЛОНАСС КОМУ_ТО ЕЩЁ?
Да, она может заинтересовать любую страну, которая не хотела бы зависеть от навигационной монополии Штатов. Всем нужна альтернатива GPS. Более того, собственные системы уже начинают разрабатывать Евросоюз (Galileo), Китай и Индия. Если поторопиться и завершить формирование спутниковой группировки ГЛОНАСС, она может стать первой и главной альтернативой GPS, что даст возможность, помимо предоставления услуг навигации, экспортировать ее оборудование и технологии во многие страны.
Glospace SGK-70 – первый отечественный навигатор с ГЛОНАСС. Другого пока не придумали.
ГЛОНАСС тогда станет основой для одной из немногих успешно функционирующих несырьевых отраслей экономики России. Отсюда и мотив к инвестированию правительством России огромных средств в развитие системы. Цель – закончить развертывание спутниковой группировки в ближайшие два года.
ОРИЕНТАЦИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИКИ?
И на гражданке зависеть от кого-то – себе в убыток. Допустим, у некой транспортной компании есть 20 грузовых автомобилей и каждый ежедневно простаивает в многокилометровых пробках или делает крюки, тогда как возможны другие, оптимальные маршруты, пусть и объездные. Сколько убыточных километров проходит каждая машина в день? В неделю? За год? Сколько бензина сжигает впустую? А если подсчитать убытки транспортных компаний огромной страны... Повсеместное внедрение навигационных технологий способно повысить эффективность работы транспорта – сократить общий пробег, минимизировать холостой, повысить скорость передвижения, ускорить доставку товаров. А экстренные службы – милиция, пожарные, скорая помощь – станут прибывать на вызовы в разы быстрее, чем сейчас.
«Лада-Приора» со встроенным двухсистемным навигатором.
КОЗНИ АМЕРИКАНЦЕВ?
В 1999 году во время бомбардировок Югославии американцы вырубили сигнал GPS для чужих на довольно большой части Европы... Но дело не только в «рубильнике». Одновременное использование обеих спутниковых систем в ряде ситуаций может оказаться спасительным для любого рядового автомобилиста. Скажем, вы попали в ущелье или в район высотной застройки, где «ваш» спутник заслонен препятствиями. А «их» спутник чуть в сторонке и в зоне видимости. Вот поэтому-то большинство приемников ГЛОНАСС изначально выполняют двухсистемными, то есть с поддержкой GPS.
ЧТО ДОРОЖЕ?
У нас в продаже пока лишь один навигатор с поддержкой системы ГЛОНАСС – точнее, двухсистемная модель Glospace SGK-70, которая работает и с нашими, и с американскими спутниками. Стоит она около 16 тысяч рублей, тогда как средненький навигатор с GPS – около 5 тысяч. Работает прибор не вполне надежно да и функционально отстает от того, что может дать GPS-аналог. По габаритам тоже проигрывает. Так что советуем подождать, пока отечественная или китайско-японская промышленность освоят производство продвинутого оборудования с поддержкой российской навигационной системы. Скорее всего, это случится не раньше 2011 года.
Трекер, в отличие от навигатора, сообщает удаленному пользователю свое местонахождение. Экран и кнопки ему не нужны.
Несколько компаний в России уже разрабатывают встроенные автомобильные навигаторы. Один из таких проектов – создание отечественной полноценной мультимедийной системы, объединяющей спутниковый навигатор с поддержкой ГЛОНАСС, маршрутный компьютер, аудиовидеоцентр, противоугонную систему. Если результат будет успешным, сразу появятся сотни тысяч автомобилей с ГЛОНАСС (точнее, с двухсистемной навигацией), которые к тому же получат отечественную мультимедийную электронику на уровне той, что установлена в иномарках среднего и даже премиум-сегмента.
ШПИОНАЖ?
У спутниковой навигации постоянно появляются все новые области применения. Взять, например, трекеры. Это миниатюрное устройство можно положить в портфель школьника, в сумку бабушки, привязать к ошейнику собачки или засунуть в автомобильную аптечку. После этого на интернет-странице вы сможете в любой момент увидеть на карте, где находится трекер и, стало быть, сам объект, то есть не потеряются ни бабушка, ни сын, ни собака, ни машина. А можно задать зону, и при выходе трекера за ее пределы вас оповестит об этом SMS-сообщение.
На всякий случай устройство снабжают «тревожной» кнопкой. Одно нажатие попавшего в беду – и в эфир идет сигнал о ЧП. Тот, кто его получит, находит на карте, где именно случилось происшествие, – и вперед, на помощь! Разумеется, рядового потребителя вполне устроят и GPS-трекеры, а вот, например, отслеживание места нахождения заключенных с помощью трекеров-браслетов отдавать на откуп иностранной компании, согласитесь, не стоит.
Journal information