donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Categories:

Французская авиадивизия на советском фронте[1]

Французская авиадивизия на советском фронте[1]


 

Нормандия-Неман. Это название французской авиачасти, воевавшей в составе Красной Армии широко известно. Менее известно, что эта часть была не совсем единственной французской частью в СССР.

Изначально генерал де Голль предлагал отправить в СССР механизированную дивизию из Сирии. Затем пехотную бригаду и истребительную авиагруппу, затем группу спецназа и эскадрилью истребителей. Все эти проекты окончились ничем, и состоялась только отправка группы летчиков истребителей.

«Нормандия», организационно созданная как группа, что в структуре советской авиации соответствовало полку, в виду малочисленности, в декабре 1942 г. была включена в состав советских ВВС в качестве эскадрильи. Только в июне 1943 г. после прибытия первого пополнения, «Нормандия» была развернута в полк, состоящий из 2-х эскадрилий. Позднее, по мере поступления пополнения, число эскадрилий выросло до 4-х. А в июне 1945 г. в Туле было завершено формирование авиадивизии «Франция», состоящей из двух истребительных и одного бомбардировочного полков. Война к тому времени уже закончилась и дивизия участия в боевых действиях не успела принять, в связи с чем ее история растворилась в тени более яркого и знаменитого авиаполка «Нормандия-Неман».

 

Кроме того, из франкоязычных военнопленных Вермахта, которых СССР согласился считать насильно мобилизованными, была сформирована пехотная бригада «Эльзас-Лотарингия», которая в июле 1944 г. по просьбе де Голля была выведена в Алжир, и затем принимала участие в высадке союзников в Провансе. Эта бригада отдельная история, которая ныне служит объектом политических спекуляций среди французов, воевавших за Гитлера. Во Франции, Бельгии и Люксембурге существует несколько памятников и памятных знаков «жертвам Тамбовского лагеря», в котором содержались франкоязычные военнослужащие Вермахта, из числа которых на добровольной основе происходило формирование бригады. Более того, памятный знак французам, которых, якобы держали в лагере, не давая возможности воевать за Францию, установлен под Тамбовом. Французам из бригады «Эльзас-Лотарингия» памятников не существует.

После того, как группа «Нормандия» была отправлена в СССР, была вооружена и включена в состав советской авиации, генерал де Голль беспрестанно выражал намерение увеличить численность французских летчиков до военно-воздушной дивизии. В начале 1943 г. было принято решение о формировании второго истребительного полка «Париж» и отправке в СССР бомбардировочной авиагруппы «Бретонь».

Взаимоотношения СССР с организацией де Голля несколько затормозились после высадки союзников в Северной Африке и создания на французских африканских территориях Комитета Освобождения Франции во главе с генералом Жиро. Что отразилось на вопросах формирования французских частей в СССР и их пополнения личным составом.

В августе 1943 г. «Бретонь» была выведена в Раяк, где стала готовиться к отправке в СССР. В ее состав были включены техники группы «Нормандия», которых в это время в самой «Нормандии» заменили на советских. Командование группой «Бретонь» в это время исполнял капитан Жан Маэ, брат которого Ив был пилотом «Нормандии» и пропал без вести под Смоленском[2]. В СССР было начато формирование школы пилотов для французов, первыми курсантами которой стали 10 человек из числа французских механиков группы «Нормандия».

Авиаполк «Нормандия» героически сражался бок о бок с советскими летчиками и нес потери. Численность французских пилотов не позволяла говорить о формировании не то, что дивизии, но и второго истребительного авиаполка, уже существовавшего на бумаге. Его пополнение в это время было фактически сорвано. Школа пилотов была расформирована не начав своей деятельности. Курсанты, из числа механиков были вынуждены так же вернуться на Ближний Восток.

В это время шла активная борьба внутри Комитета освобождения Франции. По настоянию союзников в состав комитета, созданного в Алжире под руководством генерала Жиро вошли структуры генерала де Голля, существовавшие с 1940 г. в Лондоне. Обе части относились друг к другу неприязненно. Алжирская часть считала лондонскую английскими прислужниками, а лондонская алжирцев считала вишистами. Генерал де Голль открыто обвинял союзников, что через алжирский комитет они связаны с Виши, через которых ведут переговоры с Гитлером и даже угрожал переехать из Лондона в Москву. Кроме того, начиная с английской атаки на французский флот в Мерс-эль-Кебире, обе французские армии вели боевые действия друг с другом. Даже часть пилотов Нормандии встречалась друг с другом с разных сторон в Дакаре и Сирии.

После слияния структур де Голля и Жиро, между ними было заключено соглашение, что все военные вопросы находятся в распоряжение Жиро. В связи с чем ведение всеми воинскими подразделениями, в том числе в СССР было передано штабу в Алжире. Новый командующий ВВС Комитета Освобождения Франции поставил вопрос о выводе Нормандии из СССР и о возвращении пилотов в свои части. В частности два будущих Героя Советского Союза Марсель Альбер и Марсель Лефевр должны были вернуться в свою часть в Алжире, за побег из которой они были приговорены к смертной казни.

26 августа СССР признал Французский Комитет Национального Освобождения в Алжире под совместным председательством генералов де Голля и Жиро. Признание было адресовано на имя представителя «Сражающейся Франции» в СССР Роже Гарро. Советский Союз согласился обменяться представителями. Но соглашался признать в качестве французского представителя только Роже Гарро. Что было недвусмысленным жестом поддержки генерала де Голля.

15 сентября военный представитель движения «Сражающаяся Франция» генерал Эрнест Пети встретился с маршалом Сталиным, который ответил согласием на все французские предложения по увеличению французского военного присутствия в СССР. Однако в то же время Комитетом Освобождения Франции в Алжире было принято решение о выводе «Нормандии» из СССР. Авиаполк был выведен в Тулу, где ожидал решения своей участи. Бомбардировочная группа «Бретонь» из Раяка, несмотря на противодействие де Голля была выведена в Алжир.

Благодаря вмешательству Альбера Мирлеса, специального представителя де Голля при командовании ВВС Красной Армии, который в то время был переведен из Москвы в Алжир, и командира «Нормандии» майора Пуяда, который был вынужден совершить поездку из Тулы в Алжир, ситуацию удалось стабилизировать.

«Нормандию» удалось сохранить на советском фронте и решить вопрос с ее пополнением. Однако, пользуясь тем, что СССР направил в Алжир своего представителя, вопросы, связанные с ее пополнением алжирское командование решило вести минуя лондонские структуры. Для того, что бы сохранить контроль, в Лондоне было создано Командование Французских военно-воздушных сил в Великобритании и СССР под началом бывшего командующего авиацией де Голля, одного из организаторов «Нормандии» генерала Валена.

Вопрос с пополнением личного состава, и формирование французской авиадивизии в СССР был решен. С декабря 1943 г. в СССР начали прибывать французские пилоты. В феврале 1944 в СССР прибыл майор Луи Дельфино, назначенный командиром авиаполка «Париж».

По вопросу формирования бомбардировочного полка возникла дискуссия между французским и советским командованием. Советское командование считало неправильным формирование смешанной истребительно-бомбардировочной дивизии. Французское настаивало на смешанной авиачасти, предполагая, что французские летчики смогут сопровождать французские бомбардировщики так же как они сопровождают советские. Несогласие возникло и по кандидатуре на пост командира дивизии. Французы считали, что командир «Нормандии» Пьер Пуяд справится с командованием дивизии. Советское командование считало, что майор Пуяд не готов к занятию генеральской должности.

И вновь возник вопрос с пополнением. К началу боевых действий 1944 года в СССР было только 59 пилотов, считая командиров и резерв. Для формирования одного истребительного полка в составе трех эскадрилий было необходимо иметь не менее 35 пилотов, т.е. минимум 70 для двух. Таким образом, формирование авиаполка не было завершено. Советское командование в виду недостаточной численности французских пилотов к началу боевых действий, отказалось включить полк «Париж» в состав ВВС Красной Армии. Полк был расформирован. Большая часть пилотов была включена в «Нормандию» в составе четвертой эскадрильи, часть была включена в другие эскадрильи в качестве резерва. Майор Дельфино был назначен заместителем командира «Нормандии» майора Пьера Пуяда.

В январе 1944 г. для активизации вопросов связанных с организацией французской авиадивизии и школы пилотов было создано Командование Французских Военно-Воздушных сил в СССР, которое было поручено полковнику Корнильон-Молинье. Полковник воевал в Испании на стороне республиканцев, с де Голлем был с начала войны, командовал авиацией Сражающейся Франции на Ближнем Востоке и отправлял «Нормандию» в СССР в 1942 г. В то же время его авторитет был высок среди французских авиаторов в Алжире. В свой московский штаб он приглашал Антуана де Сент-Экзюпери.

Отправка миссии Корнильона-Молинье не состоялась все из-за тех же организационных трений и проблем финансового характера – французское военное присутствие в СССР оплачивалось советским правительством.

Вопрос организации французской авиадивизии так же существенно затормозился из-за того, что из СССР был отозван майор Альбер Мирлес, человек энергией которого была создана «Нормандия», отправлена в Россию и сохранилась как боевая единица. Французский военный представитель генерал Эрнест Пети не был столь энергичным. Переговоры о дивизии шли весь 1944 год. Шли различные согласования и изучения вопросов. Советское командование соглашалось принять французов в качестве структуры соответствующей структуре Красной Армии. Например, советский авиаполк состоял из трех эскадрилий, а французская авигруппа из двух. Серьезные разногласия были по включению в истребительную дивизию бомбардировочного полка. Создание двух дивизий истребительной и бомбардировочной требовало намного большее количество личного состава. Заметим, что вопрос о вооружении французской дивизии не стоял. Самолеты по настоянию французской стороны предусматривались советские, несмотря на то, что в это время в Северной Африке, США и Великобритании начали действовать школы для французских пилотов, и, быть может, проще было подготовить французских пилотов для использования союзной авиатехники, поступавшей в СССР по ленд-лизу.

Открытие второго фронта и боевые действия в самой Франции вопрос о дивизии в СССР отодвинули на второстепенный план и, несмотря на активные переговоры, к декабрю 1944 г. в СССР все еще воевал только один единственный французский авиаполк Нормандия-Неман.

Вопрос о французской авиадивизии был вновь поднят лично Сталиным во время визита в Москву генерала де Голля. Советский глава предложил прекратить дискуссии и принять структуру дивизии в том виде, как она предлагалась французами – 2 истребительных и 1 бомбардировочный полк. И утвердить подполковника Пуяда в качестве командира дивизии.

В это время Франция уже была освобождена, генерал де Голль существенно укрепил свою власть и стал главой временного правительства. Генерал Вален был назначен начальником Генерального Штаба французских ВВС и вернул себе вопрос о французских частях в СССР. Из Москвы французским военным представителем генералом Пети 16 декабря 1944 года ему была отправлена телеграмма в Париж: «Маршал Сталин лично утвердил структуру смешаной французской авиадивизии».

После этого, наконец то, создание французской авиадивизии в СССР пошло семимильными шагами. Было подписано соглашение о завершении формирования дивизии в течение второго квартала 1945 г. Подполковник Пуяд был направлен в Париж для решения организационных вопросов, но, к сожалению, попал в аварию и в организации дивизии не смог участвовать. После того, когда стало ясно, что состояние его здоровья не может помешать ему исполнению обязанностей командира дивизии, он был утвержден в качестве командира. Подполковник Луи Дельфино был назначен командиром полка Нормандия-Неман, он же 1-й истребительный полк авиадивизии. Командиром второго истребительного полка был назначен майор Пьер Матрас, он же исполнял обязанности командира дивизии во время отсутствия Пуяда, когда Нормандия-Неман еще участвовала в боях. Командиром полка бомбардировщиков был назначен майор Николя Леонетти. Формирование дивизии проводилось в Туле.

Первоначально предполагалось передать авиадивизии наименование Нормандия-Неман, а полки назвать соответственно Руан, Гавр и Кан. Затем по предложению Луи Дельфино дивизию было решено назвать «Франция», полк Нормандия-Неман сохранялся в своей структуре под командованием Дельфино в составе трех эскадрилий: «Руан» под командованием Героя Советского Союза капитана Марселя Альбера, «Гавр» под командованием капитана Сан-Марсо, и «Шербур» под командованием капитана Роже Соважа.

Второй истребительный полк получал название «Аквитания». Командир майор Пьер Матрас. Командиры эскадрилий: Герой Советского Союза капитан Ролан де ля Пуап, лейтенант Марк Шаррас и лейтенант Жозеф Риссо. В составе второго истребительного полка было 10 пилотов из «Нормандии-Неман».

Бомбардировочный полк «Лангедок». Командир майор Николя Леонетти. Командиры эскадрилий капитан Фортюн, капитан Тома и капитан Глейзе. Костяк авиаполка составляли пилоты бомбардировочной группы «Лотарингия», которая была сформирована и некоторое время находилось под командованием первого командира Нормандии Жозефа Пуликена.

Истребительные эскадрильи должны были иметь по 12 боевых самолетов, бомбардировочные по 10 плюс 6 самолетов с пилотами резерва. Бомбардировочный полк, несмотря на формальное включение в состав французской авиадивизии, реально вводился в состав и под командование советской бомбардировочной авиадивизии. Истребительные полки вооружались самолетом Як-3, бомбардировочный самолетом Пе-2. Весь технический состав дивизии был советским.

Пилотов для формирования дивизии предлагалось набирать среди добровольцев, а в случае, если добровольцев окажется недостаточно, использовать персонал авиачастей, расквартированных во Франции и выпускников французских летных школ в США и Северной Африке. Набор был начат еще до утверждения всех формальностей с 1 января 1945 года. Количество добровольцев оказалось столь большим, что это вызвало озабоченность американского командования, которое занималось формированием французской авиации в Африке.

Первая группа для формирования дивизии в составе 13 пилотов отправилась в Тулу 26 февраля 1945 г. Последняя пятая группа прибыла в конце мая 1945 г. В апреле в дивизию прибыл ее командир полковник Пуяд. В это время большая часть пилотов дивизии уже была допущена к полетам на боевых машинах. К началу июня дивизия была полностью сформирована и уже получила основную часть техники. В составе дивизии было так же девять переводчиков, по три в полку (в том числе советские). Два врача и один священник – Робер Лепутр, участник Сопротивления на севере Франции.

После войны высказывались предложения сохранить дивизию для участия в войне против Японии. Но французская сторона настояла на выводе всех французских частей во Францию. Авиадивизия была расформирована. Полк «Нормандия-Неман» как покрывший себя боевой славой и единственный полк, сражавшийся вместе с Красной Армией было решено сохранить, персонал перевести в Тулузу где вооружить французскими самолетами или самолетами союзников. Но по решению советского правительства авиаполк Нормандия-Неман вернулся во Францию на своих боевых самолетах Як-3. Местом его дислокации стал аэродром Ле Бурже. Летчики полков «Аквитания» и «Лангедок» вернулись во Францию пассажирским транспортом через Бухарест и Вену.

 

 

© Дыбов Сергей Владимирович, 2011 г.

Член ассоциации Normandie-Niйmen, Франция.


  

[1] Использованы материалы французских центральных военных архивов, воспоминания Пьера Пуяда и Альбера Мирлеса.

[2] Был взят в плен, освобожден Красной Армией в апреле 1945 г. В 1952-56 гг. командир авиаполка «Нормандия-Неман».

 

Tags: история
Subscribe

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment