Понятно, что поправки и постоянные претензии к украинской конституции касаются не всего текста этого документа. Только некоторой части – той, которая описывает текущую систему высших органов государственной власти. Уже доказано, что процесс поправок может продолжаться бесконечно. Формирование правительства, раздел полномочий, процедура выборов – все эти механизмы подстраиваются под текущую ситуацию и конкретных персонажей при власти. Я не могу вспомнить, чтобы за последние пятнадцать лет было как-то иначе.
Второй, условно говоря, блок статей конституции Украины тоже находится в состоянии жидкой лавы. Это символика, территориально-административное устройство, язык, принципы внешней политики – т.е. всё то, что ещё не меняется, но постоянно оспаривается дискуссиями о федерализации, втором государственном, внеблоковом статусе и российском флоте в Севастополе.
Об остальных статьях украинской конституции спорить бесполезно. «Каждый имеет право на…» – работу, отдых, социальную и медицинскую защиту, достаточный жизненный уровень и так далее. Нет смысла перечислять социальные, экономические и политические права, придуманные человеколюбивыми философами за последние несколько столетий. Достаточно сказать, что почти все они, унаследованные от так называемой брежневской конституции 1977 года, есть и у нас. По крайнее мере, на бумаге. На практике – это, безусловно, фикция. Ни один здоровый человек не станет апеллировать к конституции Украины для того, чтобы реализовать, например, своё неотъемлемое право на жильё. Потому что конституция лжёт. Ситуативная расстановка политических сил, спорная идеология и ничем не обеспеченные гарантии. Больше ничего в конституции нет. И это не проблема текста конституции, это проблема самой Украины, которая не может найти смысл своего существования. А значит и само существование под угрозой.
Есть простые рецепты сохранения государственного организма даже без ответа на фундаментальный вопрос о смысле существования. Эти правила часто повторяют многие, очень многие, украинские политики, поэтому вряд ли стоит приводить чью-то фамилию. Вот их суть. Давайте, мол, мы – политический класс Украины – договоримся:
о постоянных правилах, которые мы сами не будем нарушать;
о запрете дискуссий на идеологические темы, которые раскалывают страну;
о консолидированной позиции правящего класса к народу по формуле «государство вам ничего не должно».
Приняв подобную конвенцию, можно поддерживать жизнедеятельность государства Украина бесконечно долгое время. Конечно, в отсутствие внешних угроз. Однако они, правители, не принимают. Это кажется абсурдным. Они ведь живут в этой стране, паразитируют на ней и, казалось бы, должны быть заинтересованы в целостности её и сохранности. Но – нет.
И, возможно, это не доказательство глупости, а проявление совести. Или подсознания. Они хотят, чтобы всё рухнуло. Они ведь тоже, как и мы, не видят смысла существования Украины. Они тоже ощущают пустоту национальной идеи. Ощущают и приближают тот момент, после которого реанимация будет уже невозможна.
http://www.odnako.org/blogs/show_11505/
Journal information