Глядя на то, как откровенно и безапелляционно Украина пошла на Россию, складывалось ощущение, что чего-то все-таки не хватает, чтобы говорить о ремейке политики Ющенко в полном наборе. Восьмого сентября стало ясно, чего. Черноморского флота. Хотя были уже набеги на маяки в стиле времен экс-президента. Но выглядело это как-то мелковато. А вот теперь решили отметиться по-крупному. Официально. Хотя деньги, которые Киев запросил у российского корабля "Азов" за прохождение Керченского пролива, наверное, не самые большие. Но тут ведь главное - обратить внимание. А это в наших отношениях прецедент.
До такого даже Ющенко не додумался. Он был наивным и прямолинейным в своей русофобии. Его сменщики, видимо, решили претендовать на изобретательность, чтобы не прослыть жалкой копией и не быть уличенными в плагиате.
"Азов" шел проливом в одноименный город для участия в торжественных мероприятиях, посвященных дню города. Украинские морские власти потребовали от командира взять на борт лоцмана и оплатить его услуги. Из-за того, что такие услуги никогда не оказывались за плату российским кораблям, было принято решение следовать другим курсом - по российской стороне Керченского пролива, а затем через Темрюкский залив.
В общем, выплыли. Но осадок остался. На самом деле, деньги за проход в Керченском проливе - это сильно. И это вызов. Тут надо иметь в виду, во-первых, то, что присутствие Черноморского флота России и передвижение его кораблей регламентировано Харьковскими соглашениями, пролонгировавшими его базирование до 2042 года. И в них нет ни строчки о каких-либо поборах. Во-вторых, нерешенность проблемы разделения Керченского пролива, на которую, не исключено, и намекнули украинские власти таким недружелюбным способом.
Но дело, понятно, даже не в самой неурегулированности - переговоры, хоть и напряженно, но ведутся, причем без лишних эмоций. Дело в том, что Киев, возможно, и ее хочет подверстать под газовый конфликт как еще один рычаг давления на Москву.
Ведь маршрут, которым в итоге пошел "Азов", является мелководным, военные корабли и гражданские суда обычно им не пользуются, но это судно имеет малую осадку, поэтому справилось. У других могут быть проблемы. И Киев попыткой стяжательства именно на них России указал.
Наверное, нет смысла говорить о том, что это связано с газом. Потому что не только с ним. Хотя, очевидно, что пойти на абордаж Киев мог отважиться только под газом. Как правило, именно в таком состоянии люди могут совершить все что угодно. Хотя в суде оно не считается смягчающим обстоятельством. Но именно про такие случаи говорят: что на языке, то в обычной жизни - на уме.
А что у Киева на уме, в принципе, известно. Ведь это задолго до газового обострения Янукович поставил Россию лишь на второе место после Евросоюза. Это без всякого энергетического конфликта он утвердил программу более глубоко сотрудничества с НАТО. Это когда о цене на газ еще даже не спорили, в украинскую акваторию Черного моря вошел американский корабль "Монтерей" с компонентами будущей ПРО США на борту.
Янукович, очевидно, поставил перед собой задачу превзойти Ющенко. Быть выше Ющенко, быть дальше Ющенко, быть хуже Ющенко. Вместе с тем, в Москве Януковича и его людей до сих пор называют "нашими украинскими партнерами и друзьями".
Но ведь и к прежней власти Россия хотела относиться по-доброму, только прежней власти это было не нужно. Плата за проход по Керченскому проливу - это, конечно, мелочь. Капля в море. Но именно эта капля может оказаться последней.
Тему продолжит российский политолог, генерал-майор Владимир Романенко.
Шейнкман: Как понять эти действия украинских морских властей?
Романенко: Тут не в морских властях дело. Вообще, отношение к Черноморскому флоту на Украине является своеобразным камертоном российско-украинских отношений. Это началось еще при президенте Кравчуке, потом при Кучме было то же самое. Я уже не говорю про Ющенко. Но самое неприятное, что это произошло сейчас, уже после подписания известных Харьковских соглашений о продлении сроков пребывания Черноморского флота в Крыму.
Дело в том, что, вообще-то, на сегодняшний день каких-то подписанных соглашений между Россией и Украиной по Керченскому проливу нет. Просто Украина в одностороннем порядке заявляет свою позицию, но такое же право заявлять свою позицию имеет и Россия. Опять мы упираемся в известную косу Тузла, по которой некоторые политики бегали, надев камуфляж и тельняшку.
В этом плане, пока юридически этот вопрос в наших взаимоотношениях не решен, какие-то претензии предъявлять к боевым кораблям Черноморского флота о прохождении Керченского пролива неправомерно вообще. В данном случае, когда у нас заключены такие базовые соглашения о продлении сроков пребывания, то это, очевидно, вытекает не из военных интересов или взаимоотношений между флотами, а все упирается в первую очередь в большую экономику.
Ну а так как политика является концентрированным выражением экономики, как мы знаем, то это переливается в политику и дальше в политику отношений между Россией и Украиной. Сначала подняли вопрос о маяках, теперь - о прохождении по Керченскому проливу. В общем-то, это попытки каким-то образом ущемить Россию в этих вопросах.
http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/2151760/55920766.html
Journal information