В Донецке прошла международная конференция "Отношения Украина-НАТО и Россия-НАТО в новых реалиях международной безопасности", в которой приняли участие русские, украинские и европейские эксперты. Пользуясь случаем, мы взяли интервью у директора Института стран СНГ в Украине, уже долгое время живущего в Киеве, нашего земляка Владимира Корнилова.
- Владимир Владимирович, добрый день! Как Вы считаете, какую цель ставили перед собой организаторы этой конференции и достигнута ли она была?
- Результаты всех подобных акций, которые проводятся под эгидой НАТО, Центра информации НАТО и всевозможных подобных структур, заключаются в том, чтобы внести очередную лепту в дело пропаганды идеи вступления Украины в НАТО. Это понятное дело. Несмотря на то, что и участники сегодняшнего мероприятия, и официальные НАТОвские деятели категорически открещиваются от слова «пропаганда», основная цель подобных мероприятий, - конечно же, откровенная пропаганда НАТО.
Но, знаете, чем приятно отличаются мероприятия, проводимые Донецке, от массы подобных мероприятий, проводимых в различных городах Украины, в частности в Киеве? В Донецке организаторы стараются предоставлять возможность высказать и альтернативную точку зрения. Иногда в Киеве сталкиваешься с тем, что собираются исключительно евроатлантисты и в присутствии прессы рассказывают друг другу о прелестях НАТО. А здесь организаторы стараются дать слово и тем людям, которые выступают против интеграции Украины в НАТО. Честь и хвала организаторам - они даже пригласили представителя российского посольства, чего украинские деятели не делают. Год назад был «замечательный» случай в Киеве: проходило мероприятие посвященное треугольнику НАТО-Россия-Украина, была масса экспертов из Украины, Прибалтики, НАТО, но «забыли» пригласить хотя бы одного представителя России. Поэтому, несмотря на то, что цель организаторов понятна, нужно отдать им должное.
- Удалось ли достигнуть организаторам объективности?
- Нет, полной объективности, конечно, достигнуть не удалось, потому что голос тех, кто отстаивал мнение подавляющего большинства жителей Украины, конечно же, оказался в подавляющем меньшинстве на этой конференции. Но, я думаю, что «имеющий уши да услышит». Цель подобных мероприятий заключается в изменении общественного мнения, в работе с теми, кого они называют «будущей элитой». Я сегодня ссылался на доклад Стивена Пайфера (бывшего посла США на Украине), который в открытую пишет, что одной из основных целей американской администрации на ближайшие годы здесь, на Украине, должно быть воспитание в прозападном духе молодых людей, молодых элит Юга и Востока Украины, особенно Крыма и Донбасса.
В реализацию этой задачи будут "вбуханы" значительные средства. Обратите внимание, западные фонды даже в связи с кризисом не сократили в этом году финансирование своих украинских программ, а даже увеличили.
Значительные средства пойдут на то, чтобы здесь с более или менее талантливыми людьми начать кропотливую работу: обменные программы, вытягивание их в Штаты, идеологическая обработка, прием этих людей на год-два на какие-нибудь стажировки. Все то, что Америка и многие западные институции делают давно относительно многих стран Восточной Европы, включая Украину. Но вот сейчас в США поняли, что "вбуханные" ими средства во всеукраинские программы не дали эффекта на Юго-Востоке. Поэтому сейчас их задача переломить общественное мнение Донбасса и Юго-Востока, пусть даже в перспективе - лет через 5-10, но переломить.
- На прошлой конференции вы озвучивали цифры, которые ярко продемонстрировали, что несмотря на пропаганду НАТО в Украине, число противников Альянса растет. В этом году наметились ли какие-либо изменения и есть ли какие-то новые данные?
- В принципе, серьезных изменений за последний год в общественном мнении относительно идеи евроаталантической интеграции не произошло. Был небольшой скачок антироссийских настроений после августа прошлого года ввиду того, что на жителей Украины обрушился поток дезинформации относительно кавказских событий, тогда всех пугали Россией. Хотя прошло месяца три – и все вернулось к тем цифрам, что и год назад.
- Насколько сейчас вообще актуально поднимать вопрос интеграции Украины в НАТО?
-Я считаю, что в любом случае это актуально, поскольку никто вопрос евроатлантической интеграции Украины не снял. Просто-напросто общественное мнение Украины пытаются ввести в заблуждение: программу ПДЧ заменить на ежегодный план действий Украина-НАТО, но все равно "втюхать" программу ПДЧ, т.е. ту программу, против которой мы все так активно тут выступаем. В этой связи актуальность данной тематики никто не отменял. Просто сейчас фактически начались выборы, а в этот период наши политики пытаются хоть как-то учитывать общественное мнение. Вы видите, что сняли все рекламные плакаты за НАТО, пропала реклама с телевизора, исчезли все эти завывания насчет необходимости немедленного вступления. Тема НАТО актуальна, но люди вроде Яценюков, Гриценко, Тимошенко и иже с ними перед выборами будут стараться её обходить.
Все, кто выступал против НАТО, должны знать, что расслабляться не стоит. Наоборот, стоит использовать предвыборную кампанию, чтобы довести эту тему до логического конца. А логическим концом станет проведение референдума по НАТО и снятие этого вопроса с повестки дня как минимум лет на 10, т.к. референдум на одну тему нельзя проводит чаще, чем раз в 10 лет.
- Раз уже была затронута тема выборов, как Вы считаете, принесут ли они стране стабильность и определенность во внешнеполитическом курсе? Вот сейчас Тимошенко заигрывает с Россией…
- Тимошенко заигрывает со всеми, в зависимости от того, где она находится. Вы же видели её позицию в Брюсселе – там она является абсолютно «проевропейским» политиком. Именно поэтому стабильности на Украине после выборов, скорее всего, не будет не только во внешней политике, но и во внутренней. Практически все эксперты сходятся во мнении, что результаты выборов будут решаться в судах, а не на избирательных участках, что и повлечет за собой снова период нестабильности…
- Недавно в Российскую федерацию не пустили одного из украинских националистов, а на прошлой неделе Путин на могиле генерала Деникина высказался об Украине критично. Стоит ли это расценивать как признак того, что Россия начинает переходить к более адекватной политике на украинском направлении?
- Я бы не стал связывать эти события. Давайте не будем забывать, что Россия последовательно выступает за отмену «черных списков». Если бы украинская сторона не занимала такую позицию по объявлению иностранцев персонами нон-грата, то не было бы и данного случая. Этот человек высказывал прямую критику в адрес российского руководства. Если Украина за подобные высказывания в адрес своего правительства к себе на территорию не пускает россиян, то и Россия (к сожалению для наших отношений) вынуждена отвечать тем же. Как только Украина отменит эту порочную практику – Москва, уверен, ответит тем же.
Что касается выступления российского Премьер-министра, то я там не заметил критичности относительно Украины. Наоборот, там прозвучали сожаления по поводу раздела наших народов. Я увидел надежду на то, что рано или поздно этот раздел будет преодолен, и я разделяю эти надежды. В любом случае, наносные вопросы конъюнктуры и идеологические споры все равно отойдут на задний план, и вопрос культурного и духовного единства возьмет верх. В этой связи я очень рад, что высшие руководители России начали уже проговаривать те темы, которые проговариваются в обществе – темы неразрывного духовного единства и выражения сожаления по поводу нынешнего раскола.
- Насколько я помню, СБУ предпринимало какие-то недружественные действия в адрес Института стран СНГ. Какая сейчас ситуация?
- Знаете, поговорили в очередной раз. Мы подали ряд официальных запросов по поводу того, что же сбу имела в виду. Господин Наливайченко заявил, что подал в Минюст представление о запрете деятельности Украинского филиала Института стран СНГ на основании того, что мы, дескать, осмелились проводить в Киеве конференцию по голодомору. Ну, так это же не запрещено? Мы задали вопрос: «Когда и кто на наших конференциях отрицал факт голода 30-х годов»? Ответа не было, получили лишь отписку из СБУ. На наших конференциях только солидные ученые, и ни один из них не отрицает факт голода в тридцатые годы в России, на Украине и в Казахстане. Голод был – и это никто не отрицает. Отрицаем и будем отрицать то, что этот голод можно назвать геноцидом.
Против представительства Института в Севастополе был подан иск с требованием запретить его деятельность. Там дошло дело до суда. Как суд ни искал аргументы для закрытия, но в итоге представители управления юстиции заявили: «Признаем, что представительство Института стран СНГ, к сожалению, законов не нарушало». Так что запрещать было не за что. Но тем не менее там пошли навстречу СБУ и управлению юстиции, сменив название с «Севастопольского представительства Института стран СНГ » на «Институт стран СНГ в Севастополе». Если кому-то от этого стало легче, то мы только рады. Нам в принципе без разницы, как называться. Нам главное - суть работы. От принципов своих не отступимся, а как называться - это уже третичный вопрос. Так что как проводили свои мероприятия, так и проводим.
- Может ли быть в преддверии выборов на Украине усилена «охота на ведьм» в лице так называемых «антиукраинских организаций»?
- Может быть, они попробуют что-то «усилить». Мы последний год видим некоторую активизацию в этом направлении. Но обычно эта активность, наоборот, оборачивается пиаром тем организациям, с которыми как бы «борется» СБУ. Я с удовлетворением отметил, что апофеозом этой бессмысленной кампании по фальсификации истории, к которой была подключена и СБУ, стало возбуждение уголовного дела по факту голодомора. Если СБУ уйдет в исторические изыскания и начнет штамповать уголовные дела по поводу разрушения Батурина или посягательств на права и полномочия Мазепы, то, думаю, СБУ зароется в этих делах, прекратит преследование идеологической оппозиции – и можно будет забыть об этой структуре.
- Что делать простым людям, которые пытаются противостоять антирусской политике государства, но не хотят вливаться в какие-то партии?
- Первый ответ закономерен: создавать и раскручивать те движения, которые, по мнению этих людей, заслуживают внимания. Если люди не видят, к кому можно примкнуть, то нужно самим самоорганизоваться, создать партию или движение и убедить остальных примыкать. Я вас отсылаю к с докладу господина Затулина на конференции «Русскоязычная Украина», который был опубликован в газете «2000[1]». Отвечая на ваш вопрос, обращаю внимание на два последних абзаца доклада:
«Могут быть, конечно, разные сценарии, но, скорее всего, в начале 2010 года будут президентские выборы на Украине, но не будет досрочных парламентских. Но после этого обязательно будут парламентские выборы. Придет новый Президент и захочет переформатировать тот парламент, который избран при старом Президенте. Будут местные выборы. И будет или не будет общее движение, развивающее цели особых российско-украинских отношений. Движение, которое, не подменяя Партии регионов, Компартии и других дружественных России политических партий, будет сосредоточено на том, чтобы придать любой избирательной кампании на Украине характер решающего референдума по темам федеративности, языка, внеблокового статуса и единства православия.
Это движение в создавшихся условиях — своего рода заградотряд для политиков, желающих выражать интерес востока и юга Украины. Причем, я хочу заметить, оно не должно, на мой взгляд, называться «Русская Украина» или как-то в этом роде. Оно должно называться правильно. Народным фронтом, если хотите. Движение должно объединять вокруг целей, которые кажутся абсолютно безошибочными не только и не столько для нас, сколько для вас. Это движение не должно отталкивать русскоязычных украинцев на том основании, что мы собираем одних только русских. Это было бы самоубийственно, поскольку в таком случае все мы — Россия и русские на Украине, если хотите, и Украина тоже — проигрываем».
Там частично есть ответ на этот вопрос. Не прямой, но тот, кто понимает, о чем речь, найдет ответ.
- Ну и чтобы немного отвлечься от политики, скажите, Вы футбольный болельщик?
- Страстный! Я болею за «Шахтер» с семи-восьми лет. Причем искренне и преданно. Кто постарше, может быть помнит, что, кроме статей политической тематики, я вел в донецкой газете колонку, посвященную «Шахтеру». Так что я болельщик со стажем.
- Вы живете в Киеве, любовь к «Динамо» не появилась?
- Да что вы, перестаньте! Дончанином был и останусь, и где бы я ни находился: в Штатах, России, или в Киеве - я все равно по природе своей дончанин и болею за "Шахтер". Очень жалею, что не смог поехать на матч в Стамбул. В этот момент мы проводили конференцию в Москве, и этот матч смотрели в московском баре. Там сидели москвичи, представители кавказских республик, все болели за "Шахтер", и в зале не было ни одного человека, кто бы не радовался его победе. Это – наша общая победа. Одна на всех.
Беседовал Сергей Бунтовский
Journal information