donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Category:

ВКЛ - «Украинское государство», которого не было

Во тьмах ушедших веков таится немало неисследованного или забытого. Как правило, такие исторические события или явления становятся благодатной почвой для спекуляций в интересах текущего политического момента. Так приключилось, например, с историей Великого княжества Литовского.
В начале XXвека известный русский публицист, уроженец Полоцкой земли, Иван Солоневич приехал на родину своих предков, где в дружеской компании встретился с двумя подвыпившими местными интеллигентами.
Они заявили публицисту, что сейчас назовут его и, естественно, свою национальность, к которой принадлежат все уроженцы Полоцкой земли. Иван Лукьянович, всю жизнь считавший себя и своих земляков русскими, был заинтригован: «Мы – кривичи», – дрожащими от счастья голосами произнесли интеллигенты. В ответ Солоневич новоявленным кривичам посоветовал поосторожнее быть с алкоголем, а то им не только кривичи будут мерещиться, но, не дай Бог, ещё и нибелунги какие-нибудь.
Прошло время, но белорусская интеллигенция не вняла трезвому совету Ивана Лукьяновича и продолжает заниматься историческим мифотворчеством и блужданием в дебрях национальной самоидентичности – правда, не так интенсивно, как интеллигенция украинская.
Дело в том, что история у белорусов очень своеобразна. 500 лет своего существования белые руссы просидели под литовской оккупацией, и это обстоятельство создало в их национальном характере опредёленные исторические комплексы.
Но всё по порядку.
Когда в XIII веке из южных степей на Русь налетели татарские орды, на северо-западе Русского государства происходили несколько иные процессы. Там в буквальном смысле из тёмного леса вышли дикого вида мужики, не просвещённые светом христианства, и потихоньку стали завоёвывать близлежащие русские земли. Мужики были литовцами. К XIII веку этот народ превратился из группки племён в крепкую и сплоченную этническую общность, которой удалось за последующие 200 лет захватить чуть ли не половину бывшей Киевской Руси и в XV-XVI веках стать одним из крупнейших государств Европы, которое официально называлось Великим княжеством Литовским (ВКЛ). Собственно говоря, вокруг этого государственного формирования и начались ожесточённые споры между, с позволения сказать, «историками». Дело в том, что в ВКЛ входили земли Белоруссии и некоторая часть современной Украины. Тех самых стран, где после перестройки национальное самосознание бьёт прямо-таки фонтаном и не терпит того, что предки носителей этого самосознания были когда-то кем-то завоеваны.
В виде реакции на этот комплекс ущербности возникла так называемая «литвинская» теория, получившая большое распространение в Белоруссии и немногим меньшее на Украине. В соответствии с этим толкованием истории, Великое княжество Литовское создали не литовцы, а украинцы или белорусы (предпочтение отдаётся в зависимости от национальности историка). А княжество получило название Литовского потому, что восточные славяне, входившие в ВКЛ, называли себя «литвинами», а современных литовцев, которых «литвины» именовали жемайтами, они просто покорили и насильно присоединили к ВКЛ.
«Литвинская» теория подкрепляется следующими умозаключениями:
1. Государственным языком ВКЛ были украинский (белорусский).
2. Князья в ВКЛ носили белорусские (украинские) имена и происходили из знатных украинских (белорусских) родов.
3. Столица Великого княжества Литовского располагалась в городах Новогрудок и Вильно, которые до ХХ века по национальному составу населения были преимущественно белорусскими.
4. Славянское население радостно и без боя сдавалось литовцам (или, как настаивают сторонники концепции «литвинам»), а это значит, что ВКЛ было украинским (белорусским) государством.
Но попробуем разобраться с этой концепцией не с точки зрения идеологии, а с точки зрения науки. Начнём с самого термина «литвин». Действительно, ещё в начале ХХ века на территориях Украины и Белоруссии встречались люди, на вопрос «Кто ты?» отвечавшие: «Литвин». Не говоря уже о том, как распространены в восточнославянских государствах фамилии типа: Литвинов, Литвиненко, Литвин, Литвак, Литвинчук и т. д. Всё это правда, но есть одно «но». Слово «литвин» в польском языке означает название этнических литовцев, а в позднем средневековье, после Люблинской унии 1569 года, когда Литва и Польша объединились в государство Речь Посполитая, поляки стали называть литвинами всех проживавших в Великом княжестве Литовском людей независимо от их национальности. Поэтому даже многие украинские и белорусские евреи, вплоть до ХХ, именовали себя литваками. Но это ни на йоту не приближало их к этническим литовцам, настоящим создателям Великого княжества.
Аргумент с «государственным» языком не является состоятельным уже по той причине, что самого понятия «государственный язык» в литовском княжестве не было. Писали документы на тех языках, на которых было удобно писать чиновникам, а удобно им писать было, в зависимости от обстоятельств, как угодно: на латыни, на польском языке, на древнерусском (упорно именуемом некоторыми историками то украинским, то белорусским, то древнеукраинским, то древнебелорусским, и даже церковно-древнеукраинским). С течением времени развился и литовский литературный язык, и тогда документация появилась и на нём.
Что касается «славянских имён» и такого же славянского происхождения литовских князей, то это, мягко говоря, тоже не соответствует истине. Мы знаем литовские имена в славянизированной обработке, на самом деле Ольгерда звали Альгидрас (по-литовски «известный вознаграждением»), Витовт – это Витаутас («видимый народом»), Довмонт – это Даумантас («имеющий много богатств») и т. д.
То же самое и с происхождением литовских князей. Безусловно, князья из династии Гедеминовичей, случалось, брали себе в жёны княжон из династии Рюриковичей, но им, как в будущем и немецким принцессам, выходившим замуж за русских императоров, полностью приходилось принимать национальную идентичность супруга (религию, язык, имя, самосознание). Поэтому ни один из литовских великих князей особо русофильством не страдал.
По поводу «восточнославянских» столиц Литвы также всё вилами по воде писано. Город Новогрудок ни в одном литовском источнике не упоминается как столица ВКЛ. А идея «столичности»нынешнего белорусского райцентра основывается на написанных в XVI веке хрониках поляка Мацея Стрыйковского, которые в значительной мере были основаны на исторических легендах и мифах. И даже если допустить, что Новогрудок всё-таки был столицей, это мало что меняет. Литовское княжество поменяло много столиц: Тракай, Кернаве, Вильно. О последнем городе стоит сказать подробнее. Вильно действительно был столицей Литвы, но восточные славяне там никогда не составляли большинства и проживали в специально отведённом для них квартале – так называемом «Русском городе», из-за которого и возникла идея провозгласить Вильно белорусским (украинским) городом. Хотя для объективности надо отметить, что Вильно (Вильнюс) не всегда был и литовским. С середины XVII до середины XX века большинство населения в нём составляли поляки и евреи.
Теперь о «мирном»вхождении древнерусских земель в состав Литвы. Кое-где дело действительно решали полюбовно – особенно там, где побывала татарская орда. «Литву» в таких краях воспринимали просто как меньшее из зол. Ведь на первых порах литовцы сохраняли на престолах местных князьков и не лезли в дела религии. Но не обходилось и без кровавых потасовок. В 1255 году, как свидетельствуют русские летописи, литовцы полностью опустошили Луцкую и многие другие русские земли. Также не была слишком мирной и литовская оккупация белорусских земель. А в 1276 году литовские князья стали насаждать литовских и прусских колонистов в древнерусских городах Слоним и Гродно. В XIII веке в том же городе Новогрудок сидел наместником князь Вайшалгас, о котором русский летописец писал, что тот, если за день не убивал нескольких местных жителей, плакал от досады. В общем, известная средневековая оккупация, не хуже и не лучше других.
Но это была именно оккупация, когда один народ (в нашем случае это литовцы) покорил силой оружия два других – белорусов и украинцев. Хотя редко какой народ за время своего существования не пережил иноземных захватов. Норманы покорили Англию, арабы – Испанию, французы при Наполеоне или немцы при Гитлере покоряли чуть ли не всю Европу, русские платили дань татарам, а в XVIII русские покорили ту же Литву. Такова логика истории. Но она не повод впадать в истерию и ставить всё с ног на голову, выставляя победителей побеждёнными, выдумывать всевозможнейшие нации вроде «литвинов», «кривичей» и так далее. В истории белорусов и украинцев достаточно героических страниц и светлых пятен, чтобы не воровать прошлое у самобытного литовского народа.
P. S. Доктрины наподобие «литвинской» существуют и в других странах. В России, например, объявилась историческая школа Фоменко – Носовского, которая доказывает, что Золотая орда – это русское государство. То же самое – в Болгарии, где некоторые историки доказывают, что османская империя – это болгарское государство.
АЛЕКСЕЙ ИВАНОВ
Tags: история
Subscribe

  • Разгром англичан в Афганистане

    Обычно военные столкновения технически развитого народа и «варваров» заканчиваются образцово показательной поркой последних. Однако…

  • Трипольцы и доарийская Европа

    Сегодня большая часть жителей Европы (и значительная часть народов Азии) принадлежат к индоевропейской языковой группе, то есть почти все такие…

  • Древнейшая религия человечества

    Возможно, что у рождения религии в современном понимании есть конкретное время и место. Совсем недавно в Турции археологи начали раскопки…

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 11
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment