Россия помнит о нас
В конце октября в моей квартире неожиданно раздался междугородный звонок.
Приятный женский голос просил подтвердить участие в бесплатных курсах
повышения квалификации в Москве.
Сначала подумалось: злая шутка или неумелое мошенничество. Современному школьному учителю иногда и некогда, и не на что съездить к родственникам в соседнюю область, а тут
– такая телефонная сказка…
Но вдруг вспомнилось, как ещё весной
активисты «Русского союза Донбасса» собирали наши паспортные данные для
таких курсов. Кажется, никто из коллег тогда не верил в их возможность. Я
глубоко вдохнула – и согласилась. А через несколько дней в школу пришло
официальное приглашение с печатями киевского представительства
«Россотрудничества».
…И вот мы в Москве. Мы – это учителя русского языка и литературы, по одному почти от каждой области Украины. Всего 20 человек.
Каждый из десяти дней, проведённых в столице России, приносил приятные открытия, каждый стал памятным.
Например,
оказалось, что курсы организованы специально для нас. И не где-нибудь, а
в Московском педагогическом государственном университете (ранее – МГПИ
им. В. И. Ленина), старейшем и авторитетнейшем ещё с царских времён
педвузе России. И занятия с нами проводили ведущие учёные, авторы
школьных и университетских учебников. И после каждой такой встречи с
живыми классиками у нас оставался роскошный букет идей и разработок,
которые не терпелось применить на своих уроках.
Надолго
останется в благодарной памяти и посещение московской школы №929.
Конечно, техническая оснащённость учебных кабинетов там такая, что ни в
сказке сказать, ни в газете написать. А вот методическое мастерство
московских коллег, – и в этом мнении сошлись все слушатели курсов, – не
выше нашего. Нам хотя бы треть этих мультимедийных досок и компьютерных
программ – эх, и расцвели бы наши уроки и наши дети!..
Отдельная
тема – общественный и материальный статус педагога. Московский учитель
не клеит обои в классе и не выжимает у родителей деньги в фонд школы.
Однако в любой учебный кабинет приятно войти и не хочется уходить. И в
каждом классе учится не более 25 человек.
А ещё московский учитель
не гонится за полуторной и двойной ставкой. Зато почти каждый ведёт
кружок, либо факультатив, либо готовит учеников к олимпиаде, либо
организует школьную Неделю русского языка – и всё это официально и
неплохо оплачивается. В сумме педагог с хорошими стажем и квалификацией
получает в месяц до 50 тыс. рублей.
Понятно, что не только учёба
занимала наше московское время. Музеи, выставки, театральные спектакли,
концерты, да и просто прогулки по историческим местам, которыми
неисчерпаемо богата столица России…
Отдельно хочется сказать об
организованной специально для слушателей курсов встрече с писателем
Юрием Буйдой – автором нашумевших «Всех проплывающих» и «Синей крови». В
школе, кроме редких исключений, преподаются книги, реалистически
отображающие действительность, как хорошо протёртые зеркала. А
современные тексты часто похожи на коридор, где по одну сторону
развешаны зеркала из комнаты смеха, а по другую – из комнаты страха. И
беседа с одним из ярких представителей такой кривозеркальной литературы
не только была интересной, но и помогла лучше понять современную
словесность.
Все жемчужины московских впечатлений надёжно помещены
в алмазный фонд памяти и ещё долго будут конвертироваться в творческие
полёты мысли и вдохновенные уроки. Поэтому в заключение от имени всех
участников курсов повышения квалификации учителей русского языка и
литературы в Московском педагогическом государственном университете хочу
высказать огромную признательность сотрудникам киевского
представительства «Россотрудничества», благодаря усилиям которых эта
фантастическая поездка стала прекрасной реальностью.
г. Луганск
А. Н. КУЗНЕЦОВА
Journal information