"Во времена СССР норма недельной нагрузки для учителя составляла 18 часов. Она действует до сих пор. Но если раньше в больших городах учителя работали часто на полторы ставки — 22–26 часов в неделю, то теперь средняя учебная нагрузка по Украине составляет 16 часов. А во Львовской, Волынской и некоторых селах других областей из-за некомплектности школ — 12–14 учебных часов в неделю", - сказал Табачник.
Министр также выразил мнение, что за время независимости сократили слишком мало учителей. "За 20 лет независимости Украины число учащихся сократилось на 38% — с 6,7 до 4,2 миллиона человек. А число учителей уменьшилось всего-навсего на 7%, так что существует серьезная проблема нехватки учебных часов… А это значит, что учителя получают маленькую зарплату, не могут сформировать свой пенсионный счет и так далее", — подчеркнул Табачник.
Отвечая на вопрос, чего теперь ждать от украинского образования, Табачник заявил:
"Я абсолютно убежден, что качество образования может реформироваться только новыми стандартами. Всё остальное — это реформы косметического характера. Существующим стандартам школьного образования более десяти лет и, естественно, они уже устарели, поэтому мы сейчас сосредоточились на создании новых. Уже завершена разработка стандартов образования для начальной школы, в которые мы внедрили несколько революционных инноваций. Например, изучение иностранного языка с первого, а азов информатики — со второго класса. Сейчас идет работа над стандартами базовой и старшей школы.
Поэтому мы намерены разгрузить программу средней и старшей школы, исключив темы, которые больше подходят университетскому образованию. Так, из учебной программы по алгебре будут удалены элементы высшей математики, математической статистики — эти дисциплины изучают на первом, втором и даже третьем курсах университетов. Кроме того, предполагается уйти от дублирования тем. В частности, это касается курсов отечественной и зарубежной литературы, истории Украины и всеобщей истории, физики и астрономии, математики и информатики.
Следующий революционный шаг — это попытка предоставить бОльшую самостоятельность средней школе. До сегодняшнего времени мы ориентировались на консервативные советские нормы, где 70 процентов программы — это инвариантная часть, а 30 процентов — вариативная. Сейчас министерство намерено внедрить европейские стандарты, чтобы разделение в учебной нагрузке составляло 50 на 50. Таким образом, в школах за счет вариативной части смогут более глубоко изучать профильные предметы.
На базе новых стандартов будут написаны новые программы и по ним — новые учебники. Предполагается создать три вида учебников: стандартный, академический и профильный. Такой подход позволит «не фаршировать» голову подростка по Пушкину — «чему-нибудь и как-нибудь», а выбирать. Если школа профильная, например, физико-математическая, то нагрузка будет идти на физику, математику, астрономию, информатику, и обучение будет происходить по учебникам профильным. А обязательный стандарт — биологию, химию, историю, литературу — предполагается преподавать в облегченном виде по стандартным учебникам.
Новые стандарты появятся, думаю, до конца года. Затем около двух лет уйдет на работу над новыми учебниками. Работать будем в масштабах выделенных бюджетных средств. Так, разработка новых стандартов обучения для младшей школы не стоила ни копейки дополнительно. Этим занимались научно-исследовательские институты, Академия педагогических наук, методические центры. Мы просто поставили госзаказ ученым"
Journal information