donbassrus (donbassrus) wrote,
donbassrus
donbassrus

Categories:

День народного единства в Донецке: удар по историческому невежеству

День народного единства в Донецке: удар по историческому невежеству

4 ноября 2011 г. в Донецке отметили День народного единства – общий для Русского мира праздник, посвященный освобождению Москвы и Русского государства от польских интервентов в 1612 году – событию, ознаменовавшему окончание Смутного времени. 
Некоторые граждане своеобразно, будто намереваясь подтвердить тезис о «разрухе, которая, начинается в головах» (особенно когда отшибает память), отреагировали на это событие. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на нелепые штампы и настоящее кликушество, кучки, невесть откуда взявшихся в Донбассе, украинских националистов, заявлявших 4 ноября, что «русские фашисты» и «украинофобы» (никак не меньше), посягнули на «национальное достоинство народа и Конституцию Украины». 
Тревожные симптомы той же болезни (исторической амнезии), проявляются и в тенденции к героизации УПА частью фанатского движения донецкого «Шахтера». 
И дело даже не в том, что Донбасс и УПА – вещи несовместимые, просто эти люди показывают полное незнание истории той земли, на которой живут, что в наши дни, к сожалению, стало очень распространенным явлением. Однако, дабы не быть жертвой внешних манипуляций, историю, в том числе и прошлое своей Малой Родины нужно знать. 
Возьмем такой знаковый период для формирования самоидентификации жителей региона, как эпоха освоения Донецкого края. 

Ознакомившись с фактами, даже самый радикальный националист галицкого разлива будет вынужден признать, что если бы не усилия Русского государства, то донецкие степи могли до сих пор оставаться под юрисдикцией исторических наследников Крымского ханства, вассала Оттоманской империи.
Пройдемся по основным вехам истории нашего края. 
В XVI веке для защиты от внезапных набегов кочевников возникает русская сторожевая служба. В то время граница между Русским государством и крымцами проходит по берегу Северского Донца. Левый берег – русский, правый – татарский. Ежегодно русские сторожи и станицы (конные отряды) проникают в донецкие степи, чтобы вести наблюдение за перемещениями татар.
1571 г. - роспись Донецких сторож князя Воротынского фиксирует существование Святогорской сторожи, и наиболее удаленной из русских сторож – Бахмутской.
1599 г. – у северной границы нынешней Донецкой области был основан самый южный русский форпост того времени – город Цареборисов (кстати, его временный упадок и разорение татарам приходится как раз на Смутное время).
В 20-е годы XVII века начинается оказание регулярной помощи русского государя (продовольствием, порохом и свинцом) братии Святогорского укрепленного монастыря. Здесь же располагается небольшой гарнизон из «служилых людей» - городовых казаков русских украинных (окраинных) городов. 
Во второй половине XVII века, под прикрытием укрепленной Белгородской черты, на территории будущей Донецкой области русское правительство разворачивает строительство острогов – опорных пунктов для защиты соляных промыслов на Торских озерах: 
- 1663 г. – Маяцкий городок (село Маяки); 
- 1676 г. – Соляный городок (впоследствии - крепость Тор и город Славянск);
- 1685 г. – Городок (впоследствии - Казачья Пристань и поселок Райгородок). 
1701 г. – по указу русского самодержца Петра I для защиты солеваров строится Бахмутская крепость (ныне - город Артемовск).
И чем дальше в степь углублялась русская сила, тем безопаснее становился Донецкий край, привлекая на свои просторы тысячи переселенцев.
А за счет кого формировалось население нашего края? В XVII веке здесь встретились два основных потока - служилые люди Русского государства и «черкасы» - малороссийские выходцы из Правобережья. Удивительно, но последние шли сюда, на пограничье в «Дикое поле» с территории довольно развитого по средневековым меркам государства, своеобразной «объединенной Европы» того времени – Речи Посполитой. 
Нынешним жителям, как Донбасса, так и Галичины будет интересно узнать, что переселенческий поток социально активного и пассионарного населения с правого берега Днепра шел, не на запад - в сторону близкого, но чуждого польского Львова (нынешней «культурной столицы») и подконтрольной полякам Галичины, а на Слобожанщину - территорию Русского государства. 
И ведь люди уходили с насиженных мест не от хорошей жизни, а из-за полного бесправия, национального и религиозного угнетения в европейской шляхетской демократии. В отличие от этого на южных рубежах Русского государства малороссийские «черкасы» становились полноправными участниками организованного Московским правительством, грандиозного по размаху процесса хозяйственного освоения и защиты новых земель. 
Первые остроги. Первые укрепленные городки. 
К сожалению, эта героическая страница истории нашего края до сих пор не получила достойного отражения в литературных произведениях или художественных памятниках, посвященных той суровой и сложной, но вместе с тем яркой эпохе. 
Какая борьба здесь велась, какие страсти кипели, какой силой нужно было обладать, чтобы шаг за шагом продвигаться в глубь полной опасности степи.
Стойкость и мужество наших предков – вот, что действительно до сих пор достойно и восхваления, и подражания. 
Причем столкнуться им довелось не с разобщенными племенами «застрявшими» на стадии первобытного общества, а с мощным и агрессивным феодальным государством, каковым являлось Крымское ханство. Хищник по своей сути, ханство жило за счет постоянных военных набегов, преимущественно на славянские земли, поэтому все его полноправное мужское население составляли воины. Но за Крымом стояла еще более грозная сила – Турецкая империя, сверхдержава 16-17 вв., которая вела активную завоевательную политику в Европе и Азии.
Это был опасный противник, достаточно вспомнить, что в 1571 г. крымские татары сожгли Москву, а последний, и к счастью, бесславный (полный разгром татарской орды под Бахмутом) набег на территорию нашего края состоялся во второй половине просвещенного XVIII века – в 1769 году. 
Двести лет Донецкий край, как передовой рубеж православной Руси жил в условиях постоянной военной угрозы. Но все же именно отстоявшее свою независимость в 1612 году и окрепшее за последующие годы Русское централизованное государство вышло победителем в многовековой борьбе с Крымом и Турцией, и создало все условия для успешного освоения, и заселения наших земель. Не будет преувеличением сказать, что плодами этой победы юго-восточные регионы Украины пользуются до настоящего времени. 
Вот почему День народного единства – это не только государственный праздник Российской Федерации, но и праздник для тех жителей Донбасса, которые знают и помнят свою историю

Руденко М.В.

Вариант статьи опубликован на сайте: http://politclub.info/.
Tags: донбасс
Subscribe

  • о коррупции

    Мужик нашёл лампу с джинном. Ну и загадал желание: хочу, чтобы в России не было никакой коррупции, никакого воровства, всё честно было! Бабах!…

  • Издержки профессии

    Однажды H. - редактор одного молодого, но чрезвычайно прогрессивного издания, попал в автокатастрофу. Ему размозжило обе ноги, изломало рёбра,…

  • Что такое невезет

    Студент Плотников хотел покончить с собой. Может, любовь. Может, дурак. Однако, бедолагу сопровождали сплошные неудачи: оружие достать не удалось, яд…

promo donbassrus march 1, 2016 11:50 10
Buy for 10 tokens
Внес небольшие дополнения в свою "Историю Донбасса". Думаю, что книга теперь полностью готова, так что читайте на здоровье! Если среди читателей есть представители издательств, то буду рад возможности издать ее в бумажном виде. Если вдруг кто-то захочет поблагодарить меня за уже…
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments