Originally published at Дмитрий Панкратов. You can comment here or there.
Все помнят Ледовое побоище 1242 года, когда тевтоны получили отпор от русских под руководством молодого князя Александра Ярославича (1220-1263). Однако были в те давние зимние времена сражения и более ожесточенные, и более кровопролитные, о которых учебники почему-то сообщают скороговоркой.
Почти весь XIII век ознаменовался натиском Запада на Прибалтику и земли Господина Великого Новгорода. Целенаправленная, упорная, получившая благословение Папы римского экспансия немецких, шведских, датских феодалов была направлена на захват земель пруссов, куршей, литвы, ятвягов, эстов (чуди по-русски), славян, карелов. Основываются опорные пункты (Рига, например), образуются военно-религиозные ордены, коренное население обращается почти в рабство, мечом и крестом внедряется католичество, захватываются выгодные торговые пути. И весь XIII век почти единственной реально противостоящей натиску силой были дружины русских князей и народное ополчение. Среди тех, кто давал отпор, летописи называют и тверские силы.
Теперь же Эстония, Литва и Латвия забыли, что когда-то новгородские и другие русские княжества помогли им выстоять и сохранить свою самобытность.
… В 1267 году новгородцы с Довмонтом и псковичами ходили на Литву и много повоевали; в 1275 году русские князья ходили на Литву вместе с татарами и возвратились с большою добычею. В 1268 году новгородцы собрались было опять на Литву, но на дороге раздумали и пошли за Нарову к Раковору (Везенберг), много земли попустошили, но города не взяли и, потерявши 7 человек, возвратились домой; но скоро потом решились предпринять поход поважнее и, подумавши с посадником своим Михаилом, послали за князем Димитрием Александровичем, сыном Невского, звать его из Переяславля с полками; послали и к великому князю Ярославу, и тот прислал сыновей своих с войском, Тогда новгородцы сыскали мастеров, умеющих делать стенобитные орудия, и начали чинить пороки на владычнем дворе. Немцы-рижане, феллинцы, юрьевцы, услыхавши о таких сборах, отправили в Новгород послов, которые объявили гражданам: «Нам с вами мир, переведывайтесь с датчанами-колыванцами (ревельцами) и раковорцами (везенбергцами), а мы к ним не пристаем, на чем и крест целуем»; и точно – поцеловали крест; новгородцы, однако, этим не удовольствовались, послали в Ливонию привести к кресту всех пискупов и божиих дворян (рыцарей), и те все присягнули, что не будут помогать датчанам. Обезопасив себя таким образом со стороны немцев, новгородцы выступили в поход под предводительством семи князей, в числе которых был и Довмонт с псковичами.
Journal information