Бронированный автомобиль / специальное транспортное средство (СТС) / специальная полицейская машина (СПМ). Заказ на создание бронированного автомобиля размещен руководством ВС ОАЭ в конце 1990-х годов. Автомобиль разрабатывался группой конструкторов ГАЗа под руководством А.Г.Масягина с использованием опыта экплуатации внедорожников Hummer в армии ОАЭ. Разработан опытный автомобиль - специальное транспортное средство "Тигр" (ГАЗ-2975). В процессе проектирования решалась задача унификации автомобиля по узлам с БТР-80 и бронированным автомобилем ГАЗ-39371 "Водник". В 2000 г. опытные образцы автомобилей и документация переданы заказчику - компании Bin Jaber Group (ОАЭ). С использованием этих прототипов позже в ОАЭ совместно с Renault создан автомобиль AR-17 Nimr. Несколько прототипов автомобиля "Тигр" впервые были продемонстрированы в России на показе техники на полигоне ЦНИИ-21 МО России в Бронницах в августе 2002 г.
СПМ-2 "Тигр-Альфа-ВВ" ГАЗ-233036 частей МВД России, Московская область (фото - Renat Dunyashov, http://taek.livejournal.com).
СТС "Тигр" ГАЗ-233014 на параде в Москве, 9 мая 2009-2010 г.г. (http://militaryrussia.ru/forum).
Два автомобиля "Тигр" осенью 2002 г. поступили в опытную эксплуатацию в московский СОБР. В конце 2003 г. руководством МВД принято решение о закупке партии автомобилей "Тигр" для оснащения спецподразделений МВД России. Партия автомобилей по состоянию на конец 2003 г. находилась в производстве на "Арзамасском машиностроительном заводе" (г.Арзамас).
Один из прототипов автомобиля "Тигр" на показе в Бронницах, август 2002 г. (Суворов С. Величественная поступь "Тигра". // Техника и вооружение. № 5 / 2009 г.).
Разработчиком современного семейства автомобилей "Тигр" является ООО "Военно-промышленная компания" (ВПК, г.Москва) совместно с ОАО "ГАЗ" (г.Нижний Новгород) и производится "Арзамасским машиностроительным заводом" (г.Арзамас). Прототип (до сертификации) - ГАЗ-2975. Автомобили "Тигр" выпускаются в разных модификациях (см.ниже) серийно с 2005 г. В 2006 г. СТС "Тигр" принят на вооружение МВД России.
Производственные возможности АМЗ на 2008-2010 г.г. - 100 шт в год, могут быть увеличены до 500 шт в год - любопытно, что в таком виде информация впервые появилась в 2008 г. и позже в конце 2010 г. в том же самом виде вновь появилась в СМИ. В 2010 г. для нужд МВД России ведутся поставки автомобилей СПМ-1 ГАЗ-2330.
Версия автомобиля "Тигр-М" с 2011 г. будет поставляться в ВС России, поставка установочной партии в 30 шт будет осуществлена Арзамасским машиностроительным заводом до конца 2010 г. По неподтвержденным данным первая партия в 343 машины поставлена ВС России (Северо-Кавказский ВО) 22 февраля 2011 г.
В декабре 2011 г. в СМИ появилась информация, подтвержденная руководством ООО "Военно-промышленная компания" (ВПК, г.Москва) о том, что в 2014 г. закупки автомобилей "Тигр" и "Тигр-М" для ВС России будут прекращены. По состоянию на декабрь 2011 г. в различных модификациях выпущено больше 500 машин: для Минобороны, МВД, ФСБ, ФСО, без учета экспорта. В Минобороны России эксплуатируются сейчас около 200 автомобилей, из которых больше 30 в модификации «Тигр-М» с ярославским двигателем.
Экипаж - 1 водитель
- "Тигр" ГАЗ-2330 - 5-8 пассажиров
- СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034 / СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036 - 8 пассажиров
- "Тигр-М" ВПК-233114 / "Тигр-6А" - 8 пассажиров
Конструкция:
- СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034 / СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036 - тип кузова - универсал цельнометаллический с бронезащитой и сварной рамой высокой жесткости.
Колесная формула - 4 х 4
Количество дверей - 3
Количество мест спереди/сзади - 2 / 7
Бронемодуль - 3-й класс защиты (ГАЗ-233036 - 5-й класс по сертификату МВД России, по информации на декабрь 2011 г. не признается МО России);
Передняя подвеска – независимая на поперечных рычагах, торсионная, с телескопическими амортизаторами и стабилизатором поперечной устойчивости;
Задняя подвеска – независимая на поперечных рычагах, торсионная, с телескопическими амортизаторами;
Рулевой механизм – типа «винт – шариковая гайка»;
Гидроусилитель руля;
Рабочая тормозная система – гидравлическая, двухконтурная с разделением на контуры по осям, с пневмоусилителем, передние и задние тормозные механизмы – барабанного типа;
Запасная тормозная система – каждый из контуров рабочей тормозной системы или стояночная тормозная система;
Стояночная тормозная система – трансмиссионный тормозной механизм барабанного типа с механическим приводом, установленный на вторичном валу раздаточной коробки;
Система регулирования давления воздуха в шинах;
Электролебедка;
Отделка салона – антиосколочные маты АОЗ-4-1-100 (ГАЗ-233036 - АО3-4-2-100);
Кондиционер;
Автомобиль должен быть укомплектован полноразмерным запасным колесом, домкратом и баллонным ключом.
Конвейер сборки автомобилей "Тигр" на Арзамасском машиностроительном заводе (Суворов С. Величественная поступь "Тигра". // Техника и вооружение. № 5 / 2009 г.).
Корпуса модификаций "Тигра" СПМ-1 и СПМ-2, соответственно (http://www.zavodkorpusov.ru/)
- "Тигр" ГАЗ-233001 (гражданская версия) - кондиционер, электростеклоподъемники, АБС.
- "Тигр-М" ВПК-233114 - новая конструкция мостов с принудительным блокированием дифференциалов, новые тормозные механизмы, вспомогательный горный тормоз с пневматическим приводом, система кондиционирования, фильтровентиляционная установка ФВУ-100А-24, предпусковой подогреватель повышенной производительности ПЖД-16 (мощность - 16 кВт). Открывающийся бронированный люк в крыше, опускающиеся бронированные стекла. Установлены ригельные замки на дверях и улучшена система уплотнения дверей. Бронированные корпуса выпускаются серийно Заводом корпусов ВПК (г.Выкса, Нижний Новгород).
Бронирование по STANAG 4569:
- баллистическое - уровень 3
- противоминное - уровень 2А
Класс защиты по ОТТ-9.1.12.1-2010 - 1
- "Тигр-6А" - кузов 4-х дверный с обесепечением защиты класса ОТТ-9.1.12.1-2010 - 3 или ГОСТ Р50963-96 (круговая защита от выстрела из винтовки СВД с патроном 7-БЗ-3 калибра 7,62 миллиметра с бронебойно-зажигательной пулей Б-32). Кроме того, на машину установлена улучшенная противоминная защита и специальные энергопоглощающие кресла, не имеющие крепления к полу.
Двигатели: изначально планировалась установка на автомобиль дизеля ГАЗ-5621.
Марка двигателя | Cummins B180-20 | Cummins B205-20 | Cummins B215-20 | ЯМЗ-5347-10 производства Ярославского моторостроительного завода | Dodge |
Мощность двигателя | 180 л.с. | 205 л.с. | 215 л.с. | 215-300 л.с. | 420 л.с. |
Объем двигателя | 5883 куб.см | 5883 куб.см | 5883 куб.см | 4400 куб.см | |
Дополнение | с турбонаддувом | 6-х цилиндровый, 4-х тактный, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха наддува | с турбонаддувом | 4-х цилиндровый, 4-х тактный, с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха наддува, оснащен дополнительным противопульным бронированием | |
КПП и трансмиссия | 5-ступенчатая механическаятрехвальная синхронизированная, раздаточная коробка - механическая, двухступенчатая, с межосевым блокируемым дифференциалом; | ||||
Модели автомобиля | ГАЗ-233001 ГАЗ-233002 ГАЗ-233003 ГАЗ-233005 | СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034 СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036 Р-145БМА "Тигр" Тигр-6А (?) | ГАЗ-233011 ГАЗ-233012 ГАЗ-233013 ГАЗ-233014 ГАЗ-233001 (вариант) | "Тигр-М" ВПК-233114 | опытная модель 2010 г. |
ТТХ автомобилей:
СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036 | СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036 | "Тигр" граждан. | "Тигр-6А" | "Тигр-М" ВПК-233114 | |
Длина | 5700 мм | 5700 мм | 5650 мм | 5700 мм | |
Ширина | 2400 мм | 2400 мм | 2400 мм | 2400 мм | 2400 мм |
Высота | 2400 мм | 2400 мм | 2400 мм | 2250 мм | 2300 мм (по корпусу) 2500 мм (по ФВУ - фильтро-вентиляционному устройству) |
База | 3300 мм | 3300 мм | 3300 мм | 3300 мм | 3300 мм |
Колея | 1840 мм | 1840 мм | |||
Клиренс | 400 мм | 400 мм | 400 мм | 400 мм | 400 мм |
Масса полная | 7300 кг | 7600 кг | 7800 кг | 7800 кг | |
Масса снаряженного транспортного средства | 6100 кг | 6400 кг | до 3500 кг | 7100 кг | 6600 кг |
Масса груза | 1200 кг | 1200 кг | 700 кг | 1200 кг | |
Масса прицепа | 2500 кг | 2500 кг | |||
Скорость максимальная по шоссе | 140 км/ч | 140 км/ч | 125 км/ч | 120-125 км/ч (140 км/ч по др.данным) | |
Скорость максимальная по грунту | 70 км/ч | 70 км/ч | |||
Запас хода | 500 / 1000 км по разным данным | 500 / 1000 км по разным данным | 1000 км | 1000 км | |
Радиус поворота минимальный | 10 м | 10 м | |||
Глубина брода | 1.2 м | 1.2 м | 1.2 м | 1.2 м | 1.2 м |
Подъем | 52 град. | 52 град. |
Стоимость:
Модель | Год | Стоимость | Примечание |
СТС "Тигр" ГАЗ-233014 | 2009 г. | от 3.2 млн руб | |
СТС "Тигр" ГАЗ-233014 | 2010 г. | от 3.4 млн руб | |
СТС "Тигр" отдельные модели | 2010 г. | до 5 млн руб | |
"Тигр" ГАЗ-233001 | 2010 г. | от 3.5 млн руб | |
СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034 | 2009-2010 г.г. | от 4.8 млн руб (?) | http://military.tomsk.ru/forum |
СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034 | 2009-2010 г.г. | 5.182.470 руб | предельная цена по аукциону на поставку техники для МВД в 2010 г. |
СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036 | 2008 г. | 3.2 млн руб | оценка стоимости по данным СМИ |
СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036 | 2009-2010 г.г. | 5.263.960 руб | предельная цена по аукциону на поставку техники для МВД в 2010 г. |
СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036 | 2010 г. | около 300 тысяч USD | по данным поставки в Бразилию |
Модификации: расшифровка индекса модели - последняя цифра - тип кузова и бронирования (предпоследняя - тип двигателя):
1 - 4-х дверный пикап / 5-и дверный универсал
2 - 2-х дверный пикап с грузовым кузовом
3 - 3-х дверный универсал
4 - 3-х дверный универсал с цельнометаллическим бронекорпусом 3-го класса защиты по ГОСТ Р 50963-96
5 - 5-и дверный универсал
6 - 3-х дверный универсал с цельнометаллическим бронекорпусом 5-го класса защиты по ГОСТ Р 50963-96
- ГАЗ-2975 - автомобиль повышенной проходимости, не бронированный, до сертификации;
- ГАЗ-233001 / ГАЗ-233011 - ГАЗ-2975 после сертификации, представлен в 2002 г.;
- ГАЗ-233002 / ГАЗ-233012 - грузовая модификация;
- ГАЗ-233003 / ГАЗ-233013 - трехдверный универсал;
- ГАЗ-233005 - небронированный 5-дверный гражданский универсал для МВД;
- СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034 - специальная полицейская машина (СПМ), базовый вариант; серийно производится с 2005 г. По состоянию на 2008 г. - в производстве. Вместимость - 9 чел. Существует разные версии - у ранних моделей есть бойницы в виде крупных заслонок в корпусе и дверях. Окна распашные. В крыше два люка прямоугольной формы без креплений под тяжелое стрелковое вооружение. Предусмотрен кондиционер и место под радиостанцию. На крыше автомобиля может устанавливаться дистанционно управляемая установка отстрела специальных средств для разгона демонстраций "Лафет".
СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034 спецподразделения внутренних войск МВД России, 23.02.2008 г. (автор фото - VLAS, http://militaryrussia.ru/forum).
СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034 спецподразделения внутренних войск МВД России (http://militaryrussia.ru/forum).
СПМ-1 "Тигр" ГАЗ-233034, на последнем снимке - с дистанционно управляемой установкой отстрела специальных средств для разгона демонстраций "Лафет" (Суворов С. Величественная поступь "Тигра". // Техника и вооружение. № 5 / 2009 г.).
Проекции и размеры модификаций автомобилей "Тигр" (Суворов С. Величественная поступь "Тигра". // Техника и вооружение. № 5 / 2009 г.)
- СПМ-2 "Тигр-Альфа-ВВ" ГАЗ-233036 - специальная полицейская машина - бронированный автомобиль 5-го класса защиты; серийно производится с 2005 г., по состоянию на март 2009 г. - в серии. Вместимость - 9 чел. Окна выполнены в виде блоков "окно-бойница", встроены в корпус и не открываются. В крыше два люка прямоугольной формы без креплений под тяжелое стрелковое вооружение. Предусмотрен кондиционер, место под радиостанцию и систему электромагнитной защиты (СЭМЗ) от подрывов радиофугасов.
СПМ-2 "Тигр-Альфа-ВВ" ГАЗ-233036 (Суворов С. Величественная поступь "Тигра". // Техника и вооружение. № 5 / 2009 г.).
СПМ-2 "Тигр-Альфа-ВВ" ГАЗ-233036 частей МВД России, Московская область (фото - Renat Dunyashov, http://taek.livejournal.com).
СПМ-2 "Тигр-Альфа-ВВ" ГАЗ-233036 внутренних войск МВД России (http://militaryrussia.ru/forum).
- "Тигр" ГАЗ-233014 - специальное транспортное средство (СТС) - бронированный армейский автомобиль, принят на вооружение ВС России в 2007 г. (принят на снабжение ВС), серийно производится с 2006 г. (в 2010 г. еще в серии) Арзамасским машиностроительным заводом. Вместимость 6 чел. Автомобиль оборудован круглым поворотным двустворчатым люком на крыше и распашными окнами. Размер люка позволяет вести огонь двух стрелкам в разные стороны. После принятия машины на вооружение планировалось оснащение креплениями под 30 мм автоматический гранатомет АГС-17 / АГС-30, 12.7 мм пулемет "Корд" или 7.62 мм пулемет ПКМ или ПКП "Печенег". Внутри машины оборудованы места для укладки по-походному пулеметов, АГС, РПГ-22, РПГ-26, РШГ-2, ПЗРК типа "Игла" или "Игла-С". Первые поставки в ВС России - 2007 г.
Опытный прототип автомобиля "Тигр" ГАЗ-233014 на испытаниях (Суворов С. Величественная поступь "Тигра". // Техника и вооружение. № 5 / 2009 г.).
СТС "Тигр" ГАЗ-2330 (фото из архива 10V, http://military.tomsk.ru/forum).
Автомобиль "Тигр" ГАЗ-233014 на параде в Москве 9 мая 2008 г. (http://clam.ru).
СТС "Тигр" ГАЗ-233014, репетиция Парада Победы в Москве, 03.05.2011 г. (фото - Андрей Крюченко, http://a-andreich.livejournal.com).
СТС "Тигр" ГАЗ-233014, репетиция Парада Победы в Москве, 26.04.2011 г. Последнее фото - 03.05.2011 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).
СТС "Тигр" ГАЗ-233014 (http://militaryphotos.net).
Армейский СТС "Тигр" ГАЗ-233014 с дополнительными радиостанциями, г.Чебоксары, 2010-2011 г.г. (http://militaryrussia.ru/forum).
- СТС "Тигр" кабриолет - в феврале 2008 г. Арзамасским машиностроительным заводом выпущено три автомобиля "Тигр" в кузове "кабриолет". Машины предназначены для проведения парадов. Оснащены АКПП, кожаную обивку сидений, регулируемой по высоте ручкой для того, чтобы держаться, стоя в кузове. В ноябре 2008 г. машины приняты на баланс МО России.
"Тигр"-кабриолет (Суворов С. Величественная поступь "Тигра". // Техника и вооружение. № 5 / 2009 г.).
- "Тигр" ГАЗ-233001 - небронированная гражданская версия "Тигра", второй автомобиль с подобным индексом; выпущен небольшой серией начиная с 2008 г. Владельцами таких автомобилей стали Никита Михалков, Валерий Шанцев, Владимир Жириновский, Андрей Михалков-Кончаловский (продан в Новосибирск, тюнинговому центру). Более широкие продажи автомобиля в розницу планировалось начать в 2009 г., тогда же анонсировано серийное производство на Арзамасском машиностроительном заводе. Автомобиль представлен в двух комплектациях - "люкс" и обычной. На автомобиль может устанавливаться лебедка для самовытаскивания.
"Тигр" ГАЗ-233001 (Суворов С. Величественная поступь "Тигра". // Техника и вооружение. № 5 / 2009 г.).
"Тигр" ГАЗ-233001 Андрея Михалкова-Кончаловского после продажи в Новосибирск (январь 2011 г., Комсомольская правда, http://nsk.kp.ru).
ГАЗ-233001 "Тигр" (http://milindcom.ru)
- Р-145БМА "Тигр" - командно-штабная машина сил правопорядка; впервые представлена на выставке "Интерполитех-2008", по состоянию на 2010 г. серийно производится. Кузов типа ГАЗ-233014. Машина разработана совместно ООО "ВПК" и Тамбовским радиозаводом "Сигнал".
- СТС "Тигр" правый руль - до 2009 г. для одного из иностранных заказчиков (для испытаний в Индии) выпущено два автомобиля "Тигр" с правым рулем, АКПП, кондиционером и т.п.
- СПМ-2Э - экспортный вариант, 2009 г. как минимум, оснащен БИУС и мультиплексной системой управления электрооборудованием. Система включает в себя две подсистемы - контроля функционирования и навигации (разработчик и производитель НТЦ "Элинс") и системы комплексного управления и контроля состоянию электрооборудования (разработчик - ОАО «Научно-конструкторское бюро вычислительных систем»). Все эти системы интегрированы в бортовую сеть автомобиля через мультиплексную шину CAN.
- "Абаим-Абанат" - штурмовой разградительно-заградительный специальный автомобиль для преодоления препятствий и проникновения в здание на шасси "Тигра". Впервые представлен СМИ на выставке "Интерполитех-2009" (октябрь 2009 г.).
Один из вариантов использования СПМ-1 "Тигр" - машина "Абаим-Абанат", фото не позже 2009 г. (http://politforums.livejournal.com).
Разградительно-заградительный специальный автомобиль "Абаим-Абанат" (фото Владимира Петрова, http://milphotos.com).
- GAZ Tigre 233036-VTL (Veiculo Tatico Leve - легкая тактическая машина) - вариант автомобиля СПМ-2, переданный для испытаний в Бразилию вероятно в 2011 г. Капот автомобиля бронирован и внешне похож на капот автомобиля "Тигр-М" (см.ниже), автомобиль оснащен "кенгурятником"-тараном. Противопульная защита повышена до уровня Level 3 STANAG (6А класс по ГОСТ).
Автомобиль GAZ Tigre 233036-VTL на испытаниях в Бразилии, 2011 г. (http://otvaga2004.mybb.ru).
Автомобиль GAZ Tigre 233036-VTL на испытаниях в Бразилии, 2011 г. (http://military.tomsk.ru/forum).
- мобильный комплекс приема информации на шасси "Тигр". Впервые представлен при посещении полигона бронетанковой техники Президеном России 21 января 2010 г.
- мобильный комплекс космической связи на шасси "Тигр". Впервые представлен при посещении полигона бронетанковой техники Президеном России 21 января 2010 г.
- командный пункт ЗРК "Морфей" - проектируется по состоянию на 2010 г. как минимум на шасси "Тигр";
- ПТРК "Корнет-М" / "Корнет-Д" - боевая машина противотанкового ракетного комплекса базируется на шасси ГАЗ-233036.
- "Тигр-6А" - специальное транспортное средство (СТС) на базе СПМ-2 ГАЗ-233036 "Тигр" в кузове "пикап" с усилением бронезащиты до класса 6А по ГОСТ. Преположительно - усиление противоминной защиты до Level 2A STANAG (6 кг ВВ под колесом). Усиленное бронирование обеспечит защиту от обстрела с расстояния 5-10 м отечественными винтовочными патронами калибра 7,62 мм с бронебойно-зажигательной пулей Б-32 или патронами 7,62х51 мм NATO с бронебойными пулями M948, имеющими вольфрамовый сердечник. 10 октября 2011 г. в СМИ сообщается о том, что опытный образец изготовлен Арзамасским заводом для испытаний. На самом деле прототип автомобиля "Тигр-6А" впервые показан на показе бронетехники в Бронницах 10 июня 2011 г.
"Тигр-6А" на показе бронетехники в Бронницах, 10.06.2011 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net/).
"Тигр-М":
- "Тигр-М" ВПК-233114 - специальное транспортное средство (СТС) - бронированный армейский автомобиль; прототип выпущен в 2009 г. в 2010 г. опытный образец успешно прошел испытания в 21 НИИИ МО России, до конца 2010 г. в ВС России будет поставлена пробная партия СТС, в 2011 г. начнется массовое производство и поставки в ВС России. В 2010 г. показан на выставке "Интерполитех-2010". Поставки в ВС России начаты в феврале 2011 г. (17 шт) и продолжены в марте 2011 г. (17 шт).
Прототип "Тигра-М", 2009 г. (http://milindcom.ru).
Прототип "Тигра-М" на показе бронетехники в Бронницах, 2009 г. (http://militaryrussia.ru/forum).
Один из первых "Тигров-М" №у183ом (http://www.dailycars.ru).
СТС "Тигр-М" ВПК-233114 - один из прототипов, выставка "Интерполитех-2010", Москва, 26.10.2010 г. (фото - Виталий Кузьмин, http://vitalykuzmin.net).
- "Тигр-М" ВПК-233114 серия для войсковых испытаний - специальное транспортное средство (СТС) - бронированный армейский автомобиль. ОТ прототипа отличается упрощенной конструкцией капота. Несколько автомобилей проходят в 2011 г. войсковые испытания в Буйнакске и Волгограде.
"Тигр-М" ВПК-233114 в Буйнакске, весна 2011 г. (http://military.tomsk.ru/forum).
"Тигр-М" ВПК-233114, весна 2011 г. (http://military.tomsk.ru/forum).
Статус: Россия
- 2005-2010 г.г. - на Арзамасском машиностроительном заводе серийно производятся бронированные автомобили "Тигр" ГАЗ-2330 разных модификаций - как минимум СПМ-1 и СПМ-2 с 2005 г.
- 2005 г. - в МВД России поставлено 24 автомобиля "Тигр".
- 2006 г. - в МВД России поставлено 30 автомобилей "Тигр".
- 2007-2008 г.г. - частям специального назначения ВС России поставлено небольшое количество "Тигров" ГАЗ-233014.
- 2008 г. август - СТС "Тигр" принимали участие в составе ВС России в грузино-осетинском конфликте.
- 2009 г. - опубликована Документация об аукционе №283-3009а о поставке автомобильной техники для нужд МВД России в 2010 г. Согласно документу до 1 августа 2010 г. должны быть произведены поставки произведенных в 2010 г.:
- ГАЗ-233034 СПМ-1 - 5 шт на сумму не более 25.912.350 руб (5.182.470 руб / шт)
- ГАЗ-233036 СПМ-2 - 6 шт на сумму не более 31.583.760 руб (5.263.960 руб / шт)
- 2010 г. 25 октября - в СМИ объявлено, что до конца года установочная партия (вероятно, 30 шт) СТС "Тигр-М" будет поставлена ВС России, а массовые поставки начнутся в 2011 г.
- 2010 г. 26 октября - на выставке "Интерполитех-2010" представлен единственный экземпляр новой машины "Тигр-М".
- 2011 г. 20-24 февраля - СТС "Тигр-М" впервые принял участие в зарубежной выставке военной техники - IDEX-2011 в Абу-Даби (ОАЭ).
- 2011 г. 22 февраля - первая партия СТС "Тигр-М" передана Арзамасским машиностроительным заводом ВС России. Предположительно весь заказ 2011 г. это 34 машины. В феврале предположительно поставлено 17 автомобилей. В этот же день СТС "Тигр" установлен на постамент на центральной заводской площади рядом с БТР-80 и БРДМ.
Передача ВС России СТС "Тигр-М". Арзамасский машиностроительный завод, 22.02.2011 г. (фото из архива Hard Boiled, http://military.tomsk.ru/forum).
- 2011 г. конец марта - в ВС России в Южный военный округ (г.Буйнакск) поставлена вторая партия СТС "Тигр-М". Предположительно - 17 автомобилей.
- 2011 г. декабрь - в СМИ появилась информация, подтвержденная руководством ООО "Военно-промышленная компания" (ВПК, г.Москва) о том, что в 2014 г. закупки автомобилей "Тигр" и "Тигр-М" для ВС России будут прекращены. По состоянию на декабрь 2011 г. в различных модификациях выпущено больше 500 машин: для Минобороны, МВД, ФСБ, ФСО, без учета экспорта. В Минобороны России эксплуатируются сейчас около 200 автомобилей, из которых больше 30 в модификации «Тигр-М» с ярославским двигателем.
Экспорт:
Азербайджан:
- 2011 г. февраль - на выставке IDEX-2011 СТС "Тигр" были предложены для поставок в республику.
Армения:
- 2010 г. - возможно, есть на вооружении спецслужб (как минимум модификация - трехдверный универсал). Минимум 3 шт.
Армянские "Тигры" (http://military.tomsk.ru/forum).
СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036 МВД Армении, 2011 г. (http://military.tomsk.ru/forum).
СТС "Тигр" вооруженных сил Армении на параде в Ереване 21 сентября 2011 г. (http://militaryrussia.ru/forum и http://www.koreolan.org/).
Бразилия:
- 2008 г. вторая половина - в СМИ появилась информация об обсуждении поставок.
- 2010 г. февраль - принято решение передать полиции Рио-де-Жанейро для испытаний автомобиль СПМ-2 "Тигр" ГАЗ-233036. По итогам испытания может быть принято решение о массовой закупке таких автомобилей для нужд полиции Бразилии с возможной сборкой на месте совместным предприятием.
- 2010 г. 13 сентября - начаты испытания автомобиля "Тигр" в Бразилии. На автомобиль установлен дизель Cummins (США).
- 2011 г. 20 апреля - в сети появилась информация о том, что в Бразилии проходят испытания модели автомобиля "Тигр" - GAZ Tigre 233036-VTL (Veiculo Tatico Leve - легкая тактическая машина) с доработками по сравнению с базовой моделью.
Израиль - по данным СМИ на 2010 г. проявляет интерес к приобретению.
Индия:
- 2008-2009 г.г. (предположительно) - проведены испытания двух автомобилей "Тигр", ведутся переговоры о возможных поставках. Машина оборудована правым рулем, визульно ниже, имеет 2 боковых распашных окна в салоне, на крыше установлен щиток пулемета. Вполне вероятно что на индийской модификации (с учетом местного климата) просто нет крыши, вместо нее тент, а пулеметный круг установлен на дуги.
Иордания:
- 2010 г. - по данным СМИ проявляет интерес к приобретению СПМ-2.
- 2011 г. 20-24 февраля - на выставке военной техники IDEX-2011 в Абу-Даби (ОАЭ) подписано соглашение о поставках СПМ-2 "Тигр".
Казахстан:
- 2010 г. - СТС "Тигр" как минимум в вариантае СПМ-2 есть на вооружении МВД и, возможно, армии Казахстана.
Казахстанские "Тигры" с пулеметами "Печенег-2" калибра 7.62 мм на параде в Астане в марте 2010 г. (http://www.vpk-news.ru/).
Китай:
- 2008 г. июль - первые 5 СПМ-2 "Тигр" поставлены министерству общественной безопасности Китая для полиции Пекина. Автомобили приняты на вооружение под наименованием "Защитник". До конца года планируется поставить в общей сложности 20 готовых машин и 80 машнокомплектов для сборки на предприятии "Чжун Цзы-Янь Цзинь".
- 2008 г. вторая половина - в СМИ упоминается контракт на поставку 600 автомобилей "Тигр", в т.ч. 500 машино-комплектов для лицензионной сборки на месте.
- 2010 г. октябрь - в СМИ по-прежнему циркулирует информация об обсуждении поставок 600 СТС "Тигр" в Китай. По состоянию на 2010 г. в Китай для испытаний уже были поставлены 50 СТС типа "Тигр". Так же есть информация о поставках машинокомплектов для сборки СТС на месте. Вероятно, машины поставлялись модификаций СПМ-1 и СПМ-2.
- 2011 г. 26 октября - в СМИ сообщается о том, что в Китай было поставлено 5 машинокомплектов СТС "тигр" для сборки автомобилей, которые будут поставлены в МВД Китая.
Монголия:
- 2010 г. - уже есть на вооружении подразделения SWAT Монголии.
ОАЭ:
- 1990-е годы конец - по заказу руководства ВС ОАЭ групппой конструкторов ГАЗ разработан опытный автомобиль - специальное транспортное средство "Тигр" (ГАЗ-2975). Опытные образцы автомобилей и документация переданы заказчику - компании Bin Jaber Group (ОАЭ). С использованием наработок по автомобилю "Тигр" совместно с Renault в ОАЭ создан автомобиль AR-17 Nimr.
Автомобиль AR-17 Nimr, ОАЭ (Суворов С. Величественная поступь "Тигра". // Техника и вооружение. № 5 / 2009 г.).
Уругвай:
- 2011 г. 28 апреля - подписан контракт на поставку СТС "Тигр" для МВД Уругвая. Сумма контракта и количество автомобилей пока не известны.
Источник
http://militaryrussia.ru/blog/topic-428.html
Journal information